Слыхали благую весть? Денежные переводы из России в Грузию в сентябре 2010-го, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, возросли на 5,8 млн. и составили, в общей сложности, около 50 миллионов. Всего же за девять месяцев в Грузию «перекачано», по грубым подсчетам, около 420 миллионов «русских» долларов. Скорее всего, рекорд - около 635 миллионов долларов (2008 год) - побит не будет, но к нему можно приблизиться вплотную. Тем более, по сути, это только фиксированный «перелив» «зелени». А сколько их, долларов, поступает в Грузию из России еще и по окольным каналам - из рук в руки? Можно предполагать, суммарно – несколько больше миллиарда. Что, в сопоставлении с проектом нашего Государственного бюджета на 2011 год, представленным парламенту (доходная часть- 5,905 млрд. лари, расходная – 5,707 млрд. лари), составляет более одной трети. При всем том, что эта сумма не подвергается какому-либо централизованному распределению или учтенному использованию. Ее целевое назначение – помочь гражданам улучшить свои неудовлетворительные жизненные условия, осуществить то, чего не может сделать нынче государство для народа. И, если бы не этот «денежный мост», опирающийся на плодотворный 200- летний историзм, а потом - и межгосударственные союзные отношения, трудно представить, какой бы вошла Грузия в сегодняшний мир. Да и вообще, существовало бы ли «Национальное движение» в его нынешнем виде, принявшее эстафету «больших дел» у прежнего правителя?
Хотя и упомянуты деньги партийные и хозяйственные функционеры (под флагом развивающейся демократии!) научились мастерски извлекать из кошельков народа. Вспомним - начиная с умопомрачительно дорогого медицинского обслуживания и таких же дорогостоящих лекарств, заканчивая «европейскими» тарифами на газ, электроэнергию, воду, вывозом мусора, неоправданно высокой ценой горючее и т. д. Так, что, несмотря на солидную жертвенную помощь близких, родственников, знакомых из «российского» зарубежья, подавляющая часть населения Грузии, пребывает в глубокой нищете, поскольку виртуозно «присваиваются» не только поступающие суммы, но и зарабатываемые на месте и распределяемые по родственно-семейным «горизонталям». По сути, за пройденные неполные два десятилетия сформировано демократическое по форме и антидемократическое по содержанию «Королевством кривых зеркал», в котором говорится одно, делается – другое, а предлагается к исполнению совершенно иное - невероятное…
Начнем, пожалуй, с продвигаемого сейчас мегапроекта - как то осушение Колхидских болот. Господин президент заявил на днях, что в Грузии не должно быть пустующих земель, и с этой целью предпринимается, в частности, как один из фрагментов «засекреченной» громадной хозяйственной мозаики - рывок в Колхиду. Предположительно, он начнется в 2012 году. Остается только восхищенно воскликнуть «Ура!» и вспомнить, что пахотные земли в стране из года в год сокращаются, а к статьям торгового импорта прибавляются лук, чеснок, цитрусы, фрукты и даже фасоль с чаем…То есть, все то, что производилось на месте в лучшие времена (а сейчас в названном ассортименте местные рынки испытывают хронический дефицит).
И на Марсе будут яблони цвести!
Приоритетно и даже назойливо прокручивались на неделе сельские темы, вместе уже с упомянутой Колхидой.
Навозом и дымком осени пахло очаровательно над кахетинскими просторами, где, на фоне барражирующих озимые просторы тракторов, стоял Он. Легко, по- летнему одетый, и в жанре сельскохозяйственной конкретики озвучивал магистральные пути, ведущие к завтрашнему аграрному благополучию. На этот раз в качестве показательного примера использовалась американская высокоурожайная пшеница, которой проводился сев в присутствии «Его Величества», а директива, от которой у внемлющей аудитории отвисли челюсти, прозвучала, в общем-то, таким «десертом»: к исходу моего президентского срока, пообещал Он, будем производить собственными силами 35-40 процентов используемой в стране пшеницы. При всем том, что, по данным отраслевиков, Грузия в течение года потребляет 800 тысяч тонн пшеницы, из коих в настоящее время производит сама лишь 15%. Так что речь о «каких-то» дополнительных 200-250 тысячах тонн зерна. Для нашего колхидского и иного размаха – сущий пустяк. Когда-то орлята, а ныне ставшие орлами местного значения, бывшие «артековцы», «всегда готовы» к подвигам и даже к тому, чтобы обеспечить на Марсе, до которого руки пока не дошли, яблоневый прогресс... А сейчас вот пшеницей занялись вплотную…
Хотя, несколько ранее серьезный курьез вышел с кукурузой (также американского образца) и все с той же самой надеждой решить зерновую проблему. Щедро засевалась она в Западной Грузии, а приобретались семена (элитные) в централизованном порядке у аграрных активистов той поры. Но в определяющей степени - по весне - зерно просто не проросло, правда, кое-где, что-то убрали, но отнюдь не рекордные центнеры, обещанные южанам еще с далекой советской поры «генсеком - кукурузоводом» Никитой. Да и говорят, после всего этого появились какие-то не известные доселе сельхозвредители. Это вам не привычная домашняя «медведка» или «стеблевый мотыль», а «не убиваемые» виды зерновой моли.
Обо всем этом, очевидно, хорошо помнит тоже «бывший орленок» и неувядающий лидер «всех времен и народов», ныне президент на пенсии Эдуард Амбросиевич...
Впрочем, заморские семена - конечно же, дорога к прогрессу, но у них своя производственная специфика. Во-первых, зачастую они бывают «одноразового использования» - в последующей популяции уже не обеспечивают высокий урожай. А во-вторых, много и «с той стороны» желающих сбывать некондиционный или залежалый товар. Так что во всем сегодня необходима сертификация. А без нее суть производственного эксперимента прояснится , очевидно, когда президент – руководитель старого образца станет премьер–министром - руководителем образца нового. Ну, вроде латиноамериканского диктатора, с «Узи» под подушкой…
Словом, не будем оспаривать хорошие идеи, обещающие прибавку урожая.
Как и новую аграрную надежду, возлагаемую нашим «первым» и его соратниками, сельскохозяйственным штабом на ученых- агрономов. Последние-то ведь в массовом порядке пройдут переподготовку в знойном Египте ( как когда-то отечественные кандидаты в мамлюки). Это, как сказал Он, будет новая элита высокообразованных специалистов с египетскими дипломами, которые возродят грузинское сельское хозяйство.
Учитывая, что долина Нила еще с древних, дофараоновских времен отличалась именно образцовым зерновым производством, в частности, пшеницы, все становится на свои места. Хотя, есть множество примеров другого характера, когда наличие в одной совхозной производственной единице трех агрономов (неплохих специалистов, между прочим, советского образца) отдельно по зерновому профилю, отдельно - по цитрусам и фейхоа, а также огородному растениеводству, успехов не приносило. И, прежде всего, потому что нередко тогда (как, равно, и сейчас) на самых хозяйственных «верхах» хозяйничали исключительно партийные функционеры, с образцово- показательной партийной выучкой по ленинскому букварю и со специальной подготовкой, уровня некоторых нынешних экономических фаворитов нашего «главного»…
Скажите на милость, придет ли хотя бы во сне в здоровую руководящую голову мысль - на данном , удручающем во всех отношениях, аграрном этапе прорабатывать вопрос о промышленной закладке в Грузии плантаций маслин-олив или об индустриализации отечественного миндалеводства? Тогда, как наша сегодняшняя аграрная реальность совершенно иного характера - она просто не поднимаема и не обладает ни потенциальной, ни кинетической энергией. В первую очередь, потому, что индивидуальный массовый производитель брошен властью на произвол судьбы. И по собственному усмотрению барахтается отнюдь не в прозрачных водах рыночного фермерского производства, обреченного, увы, еще сотню лет оставаться мелкотоварным – «благодаря» преступной (иначе не скажешь!) аграрной политики партийного характера.
Господам «националам» нелишне было бы знать, что аграрный сектор сегодня даже в самых развитых странах дотируется государством, структурно организуется и направляется им же. Ведь трудно представимо, что на уровне фермерского производства могут решаться вопросы отраслевой направленности, его общей товарности, а самое главное – вопросы обеспечения реализационных гарантий уже произведенного или же страхования производства. Это первейшие структурные горизонтали, без которых аграрная сфера, понятно, обречена на застой и никогда не поднимется над уровнем мелкотоварного производства. Причем, оставляя в стране кривую безработицы на невообразимо высоком уровне.
Несерьезными представляются даже те рекордные 40 миллионов лари, которые новый бюджет намерен делегировать в аграрное производство в будущем году. Эта сумма не может сработать даже в качестве стартового допинга активизации системы производства, поскольку нет единой структуры, нет системы и, самое главное, - централизованного единого отношения к теме. Так что даже в том случае, если планируемые к выделению средства дойдут до назначения, им грозит элементарное распыление без отдачи и решения ключевых вопросов.
Мы - не рабы, рабы - не мы!
Говорят, высоким благородством души и даже юродствующей щепетильностью отличался последний российский самодержец - Николай II. Был ли он для грузин «отцом-батюшкой», как для россиян, сказать трудно. Но во всяком случае, вместе со всякими Ильичами, Львами да Яковами, укорачивали дни его земного пребывания кавказские Иосифы, Нои… А чуть позже к этому подключились молодцы - Камо с Лаврентием…
Именно монарх -гуманист Всея Руси, в силу своих исключительных человеческих качеств, не принял предложение о придании грузинской окраине империи чаеводческого профиля, заявив во всеуслышание: оной трудоемкой колониальной культуре не место в «свободной демократической империи», где проживают не рабы-туземцы, а вольные народы, подданные Его Императорского Величества…
Оттянутая на время «чаефикация и цитрусофикация» Грузии была предпринята уже по указанию из Кремля , где Иосиф Виссарионович прочно уселся на трон и решил многопрофильно вложить кучу денег (возможно, с подачи уже закавказского большевика -Лаврентия, хотя – как знать?) в «колонизацию» родной Грузии, с нашей точки зрения, также повинуясь чувству благодарности к своей маленькой Родине. Как бы ни отказывались сейчас многие от Виссарионовича и говорили, что он, якобы. не был представителем грузинского этноса, и его корни проросли в «другом огороде», он был по образу мышления, генетической структуре истинным картлийцем, и не многим соотечественникам удалось выдать столь чудесные юношеские поэтические строчки, которые он оставил потомкам. А в качестве щедрого царского подарка Родине (вином которой, заметим, баловался до последних дней жизни) Иосиф Виссарионович преподнес отрасли «многократного использования» - чаеводство и цитрусоводство, позволяющие из союзных источников направлять миллиарды в страну своего детства и частично - молодости. Расцветала, таким образом, под общим советским солнцем наше отечество, живя- проживая, по советским стандартам, даже весьма неплохо и производя, если не изменяет память, из общего объема более двух третей продукции аграрного назначения.
К чему этот увядающий историзм? Исключительно к тому, что принесло Грузии более чем «двухсотлетнее рабство» под царским деспотизмом и Православным крестом. Во-первых, то, что наш христианский народ из сотни тысяч человеческих душ к закату советского солнца приблизился к пятимиллионному рубежу. Во-вторых, наличие хотя и колхозно-совхозного, но технически высоко оснащенного и высоко товарного сельского хозяйства. Наверное, многие помнят решенные задачи грузинского птицеводства - с мощным производством курятины, куриных яиц и даже яичного порошка, в общем-то, в сравнении с теперешними, по «бросовым ценам». А чай, цитрусы, интенсивное плодоводство? Конечно же, «под занавес» существования империи стали проявляться тормозящие факторы - под натиском объективных и субъективных причин, наступающего Запада и благодаря бездарным руководителям-партийцам.. Но вот потомки уже трех генераций не сумели в Грузии воспользоваться даже самой малостью нажитых соцбогатств с общественной точки зрения. Не считая, правда, копеечных ваучеров –доли из собственности, все оказалось разворованным, разрушенным и пущенным по ветру. Вот только, разве что социалистические запасы лома черных металлов продолжают кое-кого подкармливать. И еще - не перестающие «капать» на Грузию «русские» доллары, подтверждающие не просто модель взаимопроникновения и взаимообогащения национальных характеров, культур и т. д., в соответствии с принципами исторической интеграции больших и малых величин, но и правильности исторического выбора и духовного единства с нашей стороны. Это то, что позволило выжить и дойти до сегодняшнего дня, сохраняя национальный характер и надежду на благополучное завтра. Несмотря на активнейшую корректировку политических ориентаций, предлагаемую сверху и донизу, она (ориентация) остается, преимущественно, не воспринятой в части моделирования ненависти к прошлому и прежним историческим союзникам. Поскольку неконструктивному государственному доктринерству в этом случае противостоит работающий и развивающийся грузинский бытовой элемент в России, то есть - сама реальная жизнь. Связи продолжают расширяться и укореняться, несмотря на нынешнюю больную политическую составную отношений.
К слову: по экспертным оценкам, из России в различные страны СНГ отправляется более 20 миллиардов «русских» долларов, а с учетом и не проходящих по банковской системе - наверное, и все 40. Вот такая информация для размышления из российских источников: «Нарастает объем перечислений не только в страны СНГ (плюс $851 млн за II квартал), но и в дальнее зарубежье (плюс $725 млн). Обороты немного превышают показатели 2009 года, но пока существенно не дотягивают до объемов 2008 года ($52 млрд)». Это - тоже пример продолжающего свою работу царского и советского историзма в направлении сегодняшнего межгосударственного общения по сценарию когда-то наработанных связей. Которые, к счастью, живут и развиваются, несмотря ни на что, сами по себе и без партийно - политических установок
Поэтому весьма логично, что, как только ветер перемен затрепещет в знаменах «националов», восстановятся прежние выражения и отношения. Для нас это - выход на потерянный рынок без проблем, кратное, на первых порах, увеличение экспорта и решение многих экономических составляющих.