Владимир Путин: Здравствуйте, Бидзина Григорьевич! Поздравляю Вас с убедительной победой на выборах и назначением на должность премьер-министра.
Бидзина Иванишвили: Здравствуйте, Владимир Владимирович! Большое спасибо за поздравление. Надеюсь, и на политическом поприще, как раньше своей бизнес-деятельностью, принести Грузии благо, в том числе – восстановить российско-грузинские межгосударственные отношения, если Вы, конечно, пойдёте мне навстречу.
Владимир Владимирович, я хочу приехать с визитом в Россию – договариваться по всем беспокоящим нас сложным проблемам, но первый свой зарубежный визит я обещал нанести в США. Хотя они прислали приглашение сразу же после нашей победы на выборах, я отложил визит на конец ноября - начало декабря, после президентских выборов в Америке.В.П. Я понимаю, Америка многое сделала для Вашей победы и этикет этого требует. Тем более, что для нас не имеет никакого значения – посетите Вы нас до, или после США.
Вот, к примеру, Россия много сделала для Саакашвили - в ноябре 2003 года он стал президентом Грузии, не потерял Аджарию, и первый визит «благодарного» Михаила Николаевича был в Москву, а не в Вашингтон. Ну и что?! Начали, как говорится, за здравие, а кончили, Вы сами знаете, чем…
Так что, милости просим, а по времени – поговорим c Дмитрием Анатольевичем (премьер-министром РФ – ГРУЗИНФОРМ), посмотрим наш рабочий график и уточним.
Б.И. Да, по собственному опыту знаю, как тяжело, я бы даже сказал, невозможно было говорить с Саакашвили, переубеждать его, особенно в последние годы… Но я, как Вы знаете, не политик, а бизнесмен, поэтому договариваться – это мой профиль (смеётся)!
В.П. Мне докладывали, что Вы не собираетесь оставаться в политике надолго и я ценю Ваш прагматичный, присущий бизнесмену деловой подход. Да, мы не хотели даже говорить с Саакашвили после всего того, что он совершил, а c Вами, надеюсь, мы сможем решать вопросы, находящиеся в нашей компетенции.
К примеру, сразу могу Вам сказать, что для возвращения грузинской сельхозпродукции, минеральных вод и вино-водочных изделий на российский рынок я никаких препятствий не вижу.
Б.И. Спасибо, Владимир Владимирович! Не скрою, российский рынок жизненно важен для грузинской экономики и сельского хозяйства. Но в условиях одностороннего визового режима с Российской Федерацией и дипотношений через посредника – Швейцарию – налаживать полноценное экономическое, да и культурное сотрудничество, думаю, будет трудно… А сколько наших граждан проживает и работает в России, в том числе – беженцев, какие трудности это создаёт их семьям и близким?!
В.П. Глубокоуважаемый Бидзина Григорьевич! Всё это начинали и дипотношения прерывали не мы! Россия никогда, подчёркиваю – никогда, ни веками, ни десятилетиями назад – не готовилась к вторжению в Грузию, всё это ложь недобросовестных и необразованных людей. Лишь только после того, как Михаил Николаевич окончательно отвернулся от нас и его выступления запестрели оскорбительной лексикой с агрессивной риторикой, мы, приблизительно с 2006 года, основываясь на данных военной разведки и на собственном опыте убедившись – как держит своё слово и на что способен Саакашвили, были в постоянной боевой готовности.
Да Вы и сами не раз справедливо отмечали, что если бы не авантюра Саакашвили, 58-ая российская армия не вошла бы через Рокский тоннель, это нам было бы просто ни к чему.
Интеллектуал и филантроп, Вы, несомненно, знаете, что Россия, в отличии от некоторых партнёров Грузии, никогда не вела и не ведёт захватнических войн на чужой территории, а если и пересекала собственные границы - то только защищая себя, или живущие там народы по их же, собственно, просьбе. Так произошло и два с лишним века назад, когда мы спасли грузинский народ от истребления, так было во время Великой Отечественной, когда мы вместе спасли человечество от фашизма, так было и в августе 2008 года, когда мы спасали от агрессора наших граждан - миротворцев и осетинский народ, живущий, как Вам известно, и на территории Российской Федерации – по эту сторону Рокского тоннеля, в Северной Осетии-Алании.
Б.И. Владимир Владимирович, в Грузии – новое правительство и новый Парламент потому, что так захотел грузинский народ, потому, что грузинский народ выбрал мир и дружбу, а не войну и противостояние. Сам факт нашего разговора, что с Вами сейчас говорит новый премьер Иванишвили – тому лучшее подтверждение.
Так что же нам сегодня мешает начать решать эти вопросы, ведь их же надо как-то решать?! Сотни тысяч беженцев, уже который год – это даже не проблема, а наша боль, они сейчас тоже в надежде смотрят на нас, ждут, что мы с Вами договоримся…
В.П. Бидзина Григорьевич, спросите у Шеварднадзе – он Вам расскажет, как после войны в Абхазии десятки тысяч грузинских беженцев вернулись в Гальский район. Мы вам хотели помочь и в Южной Осетии, об этом просил и Святейший Патриарх Илиа II во время своего визита, и если бы не очередная некорректность Саакашвили линия границы там сейчас проходила бы чуть иначе и в некоторые сёла давно бы вернулись грузинские беженцы.
Что касается «договариваться»: это слово, как я погляжу, на устах у всех лидеров Вашей команды, которые постоянно повторяют Ваши слова - «с Россией надо договариваться».
Хотелось бы спросить – о чём? Пожалуйста, будем и говорить, и договариваться, но надо же учитывать, что мы с Вами в этом случае говорим о людях, живых людях, а не о сельхозпродукции, или бизнесе!
Нет проблем, Бидзина Григорьевич, давайте договариваться: дипотношения и визы – восстановим и отменим, но и Вы, в таком случае, должны отменить Закон об оккупированных территориях. Ведь, исходя из этого закона, Россия – оккупант, а разве с оккупантом налаживают дипломатические, торговые, культурные отношения, разве агрессору открывают широко двери для свободного безвизового въезда-выезда?!
Нет, с оккупантом и агрессором воюют, а если пока не могут – то готовятся к войне. Если Вы уверены, что под Вашим руководством, а тем более - через пару лет, когда Вы, по Вашему же заявлению, уйдёте из политики и власти, Грузия не встанет на путь войны, пусть ваше новое правительство подпишет Соглашение о неприменении силы с Абхазией и Южной Осетией, а новый Парламент его ратифицирует!
Но те же лидеры Вашей команды, которые вслед за Вами повторяют, что с Россией надо договариваться, одновременно заявляют, что Закон об оккупированных территориях можно лишь подправить, но отменять совсем нельзя, потому, что и они видят в России оккупанта!
А новая министр иностранных дел Грузии недавно подчеркнула, что «говорить о восстановлении дипломатических отношений со страной, которая завоевала 20% территорий Грузии, пока невозможно, и мы этот вопрос не рассматриваем», и что «вопрос оккупированных территорий никогда не станет вопросом, на который можно будет идти на компромисс со стороны Грузии».
Интересно, как дипломат №1 Грузии представляет себе переговорно-договорной процесс, заранее исключая компромиссы?! И почему ваш министр иностранных дел противоречит Вам, премьер-министру Иванишвили, который с первого дня прихода в политику - на своей первой же пресс-конференции чётко заявил, что ему предстоит говорить с Россией и придётся договариваться с Путиным?
Б.И. Владимир Владимирович! Мы не собираемся ни на кого нападать, даю Вам честное слово и Вам подтвердят в Москве - те, кто работал со мной, что своё слово я держать умею.
Да, я согласен, что дипломатия – это искусство компромисса, но ведь подписание Соглашения о неприменении силы с самопровозглашёнными республиками Абхазия и Южная Осетия было бы равнозначно признанию их независимыми субъектами, их независимости! Значит, получается, что Иванишвили должен подписаться под юридическим признаньем расчленения Грузии?!
Давайте лучше заключим и подпишем такой договор с вами, Грузия - с Российской Федерацией, вот это другое дело!
В.П. Бидзина Григорьевич, Вы меня, конечно, извините, но при чём тут Российская Федерация?! Да, Россия помогла абхазам и осетинам, по их просьбе и на основании договоров разместила там военные базы, которые являются гарантом мирной жизни этих, очень немногочисленных народов, но не более: скажут нам – спасибо, мы в Вас больше не нуждаемся, и наши базы оттуда уйдут, как не так давно ушли из Грузии.
Да, Абхазия и Южная Осетия были признаны независимыми республиками и Россией, и несколькими другими странами, но даже одной, по международному праву, было бы достаточно для юридического признания их независимости, и Вы это хорошо знаете.
Так договаривайтесь же с Абхазией и Южной Осетией, Россия – не сторона конфликта!
В чём проблема, разве не Вы сами, Бидзина Григорьевич, постоянно говорите, что Грузии, в первую очередь, надо вернуть не территории, а братьев - абхазов и осетин, их сердце и дружбу?! Зачем Вам территории, где к вам настроены враждебно, как вы туда собираетесь возвращать обездоленных беженцев, столько лет живущих без крова – только лишь надеждой на возвращение в родные места?!
Поэтому налаживайте отношения с абхазами и осетинами, Бог вам в помощь! Мы Вам мешать не будем, но и давить на кого-то, тоже…
Б.И. Владимир Владимирович, Вы меня не совсем правильно поняли. Мы не потому хотим подписать Соглашение о неприменении силы с Россией, чтобы связать ей этим самым соглашением руки и, тем временем, напасть на Абхазию и Южную Осетию. Конечно же, мы начнём диалог с абхазами и осетинами, а где надо - не побоимся и извинится. Ведь наша цель – так повести дело, чтобы они опять почувствовали себя в Тбилиси так же, как в Сухуми и Цхинвали, то есть – дома, чтобы мы опять зажили бы единой семьёй братских народов, как раньше!
Но, Владимир Владимирович, Вы хорошо знаете Грузию, а поэтому, конечно же, понимаете – что для грузина означает потерять свою землю, ведь грузины тоже хотят опять почувствовать себя в Сухуми и Цхинвали как дома…
В.П. Но позвольте, Бидзина Григорьевич, вот Вы говорите, что подписанием Соглашения о неприменении силы с Абхазией и Южной Осетией Грузия фактически признает их независимыми государствами. Да, это так.
Но разве грузины сами не отказываются от своих территорий, не признают независимость Абхазии и Южной Осетии, когда вступают в НАТО?!
В Уставе НАТО есть 5-ая статья, которая запрещает приём в Североатлантический альянс стран с нерешёнными внутренними проблемами, с нарушенной территориальной целостностью и суверенитетом. Значит, для вступления Грузии в Североатлантический альянс ей надо восстановить суверенитет и территориальную целостность, что теоретически возможно военным путём, напав на Абхазию и Южную Осетию. Или мирным способом - признав их отдельными от Грузии независимыми государствами.
Учитывая Ваши слова, и я Вам верю, что воевать Вы не собираетесь, и в то же время считаете курс на вступление в НАТО безальтернативным, Вы не оставляете ни себе, ни нам иного выбора, как только думать о готовности Грузии признать независимость этих двух республик. Да, в таком случае суверенную, но уже без Абхазии и Южной Осетии, Грузию могут принять в НАТО, но Россия на это ответит адекватно (пауза)…
Б.И. Что Вы имеете в виду, Владимир Владимирович? Почему прибалтийским странам можно быть и членами НАТО, и одновременно иметь нормальные отношения с Россией, а Грузии - нельзя?! Давайте на минуту отставим в сторону и связывающие наши народы православное единоверие, взаимопроникновение культур, огромную грузинскую диаспору в России, общую историю, традиции и смешанные семьи: разве сегодняшний выбор Грузии в пользу членства в НАТО противоречит, или отвергает всё, мною перечисленное?!
В.П. Бидзина Григорьевич, ради Бога! Если Вас привлекает сегодняшнее положение стран Прибалтики, которому трудно позавидовать (уж Вам-то, как бизнесмену и финансисту, должно быть хорошо понятно положение в их экономиках) – вступайте в НАТО, на здоровье!
Но, посудите сами: Вы хотите наладить нормальные отношения с абхазами и осетинами, которые, как известно, в НАТО не хотят: если Вы по прежнему считаете их своими гражданами, почему не учитываете их мнение? А попытаться сначала вернуть в Абхазию и Южную Осетию беженцев, подождать, пока демографический баланс там изменится в пользу грузинского населения и потом провести референдум по вопросу вступления Грузии в НАТО – нереально, как Вы понимаете.
В тоже время, если Грузия, наш южный сосед, превратится в форпост НАТО на Кавказе, границы Грузии с Россией, а также с Южной Осетией, Абхазией и Арменией, поскольку там стоят российские военные базы, практически превратятся в границу НАТО и Российской Федерации, поэтому это будут уже не пограничники и несколько компактных баз, а гораздо более внушительное вооружение, развёрнутые войсковые соединения и ракетные комплексы, авиация, флот и соответствующая логистическая инфраструктура.
Вы же понимаете, что всё это окружит Грузию по всему периметру её границы, кроме, разве что, границы с Азербайджаном и Турцией, если в Грузии на постоянной базе появится хоть один натовский солдат?!
Б.И. Я уже чувствую, насколько сложными будут наши переговоры, но позволю не согласиться с Вами и сказать, что не существует вопросов, которые нельзя было бы решить, тем более - нам, учитывая наши исторические и культурные взаимосвязи. Была бы только добрая воля, доверие и взаимопонимание.
Мы, новая власть, хорошо знаем, как фальсифицировались все выборы при Саакашвили, поэтому обязательно проведём референдум по вопросу вступления Грузии в НАТО, хотя прежняя власть, как Вы знаете, уже проводила по этому вопросу референдум, правда - в крайне непрозрачной обстановке и, конечно же, без абхазов и осетин…
В.П. Насколько мне помниться, это был не референдум, а плебисцит, разница тут довольно серьёзная, Вы согласны со мной, Бидзина Григорьевич? К тому же, учитывая, как Вы сами сейчас отметили, большой опыт ваших предшественников в фальсификации выборов и всевозможных опросов, а также – с учётом изменившихся за 5 лет реалий (плебисцит был проведён в январе 2008 года – ГРУЗИНФОРМ), сейчас вряд ли можно с уверенностью сказать – что думает грузинский народ по поводу вступления Грузии в НАТО, и тем более нельзя говорить от его, народа, имени.
Однако не забывайте, что Грузия уже взяла на себя определённые обязательства по Хартии сотрудничества с США - её подписала прежняя власть, с которой у Вас, как мне известно, нет различий во внешнеполитическом курсе... Я не провожу исторические параллели, но мне сейчас почему-то вспомнился заключённый спустя 4 года после Георгиевского трактата договор между Грузией и Турцией, с которой Россия тогда вела войну. Россия, выражаясь современным языком грузинских политиков, тогда просто «прекратила коммуникацию» с Грузией и чем это закончилось для последней - Вы, конечно, знаете…
Кстати, ещё раз о «коммуникации» - это слово у вас в Грузии часто употребляют в отношении процесса «цивилизованной и конструктивной» передачи власти чиновниками Саакашвили - Вашим выдвиженцам.
Так вот, Бидзина Григорьевич, хочу Вас предостеречь как от опасности излишней «коммуникации» с бывшими власть имущими, которая отрицательно повлияет на Ваш имидж и электорат, а также – от излишней ответственности: не забывайте, что Саакашвили - всё ещё президент и Верховный главнокомандующий, то есть, по действующей Конституции Грузии – глава государства с серьёзнейшими рычагами власти. И что-то непохоже, чтобы западные партнёры Грузии горели желанием его этих рычагов лишить: Вы же видели, какую реакцию вызвало у Запада Ваше деликатное предложение о досрочной отставке Саакашвили?!
Так что, нам будет о чём поговорить во время Вашего визита в Москву, но думаю, мы встретимся уже в новом – 2013 году, когда, Вы, по новой Конституции Грузии, станете премьер-министром, облачённым всей полнотой власти в республике парламентского типа.
Б.И. Тогда, до встречи, Владимир Владимирович?!
В.П. До встречи.
***
Дорогой читатель! Информационно-аналитическое агентство ГРУЗИНФОРМ лишь попыталось смоделировать разговор, который, рано или поздно, обязательно состоится между президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным и премьер-министром Грузии Бидзиной Григорьевичем Иванишвили.
Думаем, что действительный разговор лидеров двух стран не будет во многом отличаться от версии ГРУЗИНФОРМ, предложенной вам выше - куда более правдивой и приближенной к реальности, чем показанная в 2010 году телекомпанией «ИМЕДИ» моделированная «Хроника» о «втором российском пришествии» в Грузию.
С глубоким уважением,
Главный редактор ГРУЗИНФОРМ Арно Хидирбегишвили
18 октября 2012 года, Тбилиси