Западные средства массовой информации уже больше десяти лет вдалбливают всему миру, что терроризм – чисто исламское явление. Теракт 11 сентября дал им возможность развернуть мощное информационное и пропагандистское наступление, изображая всех противников западного доминирования либо террористами, либо их спонсорами и скрытыми пособниками. Хотя, как заявил недавно президент Ирана Ахмадинежад, существуют серьезные подозрения, что теракт 11 сентября был каким-то образом «оркестрирован» силами внутри администрации США. Это подозрение разделяется очень многими людьми в мире, в том числе на Западе.
Совершенно ясно, что после крушения коммунизма, Запад счел себя победителем и единоличным правителем мира, как это было во второй половине 19-го века. Но ему нужен был враг, борьбой с которым он мог оправдывать свое военное присутствие во всех уголках земного шара.
Этим врагом был объявлен радикальный ислам, который, по утверждению западных журналистов и экспертов, вдохновляет своих приверженцев на терроризм. Отсюда и пошло то культивирование образа исламиста-террориста, которым занималась западная медиа. Более того, целые страны объявлялись террористическими. Например, Саддама Хусейна и Ирак обвинили в связях с Аль-Каидой, хотя и тогда не было никаких доказательств существования этих связей, и после иракской оккупации стало очевидно всем, что этого и не было. Кстати, сама т.н. Аль-Каида является довольно любопытным и странным явлением. Многие политологи, эксперты и журналисты, даже на Западе, считают ее больше виртуальным пугалом для обычного западного обывателя, чем реально существующей структурой. Некоторые подозревают, что она создана американскими спецслужбами и играет им на руку.
А сейчас западная пропаганда создает образ врага из Ирана. Правда, приписать Ирану террористические действия не получается. Да и сама тема террора и «священная» борьба с ним (т.н. war on terror президента Буша) уже порядком набила оскомину тому самому западному обывателю. Его над пугать более страшными картинами, чем просто теракт. И тут пригодится мифический образ «страны фанатиков» – Ирана, который вооружится ядерными бомбами-ракетами, чтобы в один день обрушить их на тихие и мирные европейские города.
Даже если теоретические допустить, что Иран создает ядерное оружие, хотя руководство этой страны заявляет, что оно не стремится его иметь, а Иран присоединен к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), все равно ясно, что Иран не имеет никакого намерения угрожать Европе или США, так как это бессмысленно для него. Наоборот, тот же ЕС сам по себе не создает проблем Ирану, иранцам даже выгодно установить тесные экономические связи с европейскими странами, чтобы компенсировать американские санкции. А то, что Иран может нацелить ядерные ракеты на Западную Европу и таким образом попытаться «запугать» ее и заставить быть сговорчивее, является нонсенсом, бредом из области фантастики. Ядерное оружие является фактором сдерживания и шантажировать кого-то его применением возможно, только если другая сторона не обладает этим оружием. Или нужно иметь такой арсенал ядерного оружия, чтобы гарантированно уничтожить противника, прежде чем он сможет применить свое оружие. В этом случае также необходимо иметь совершенную систему ПРО, чтобы защититься от остатков ядерного оружия противника. Ясно, что в случае Европы и Ирана такая ситуация невозможна еще долгие десятилетия, если вообще когда-то будет. Европейские страны (Франция, Англия) обладают ядерным оружием, а Иран не имеет ПРО (для стратегических баллистических ракет) и вряд ли когда-нибудь в обозримом будущем сможет его построить. Поэтому гипотетические ядерное оружие никак не пригодиться Ирану, чтобы «надавить» на Западную Европу и «насильно» сделать своим союзником. Если Иран и создаст атомную бомбу, то только для того, чтобы уравновесить ядерный арсенал Израиля, а не для того, чтобы стрелять ракетами с ядерными боеголовками по Берлину или Парижу.
Таким образом, администрация США и проамериканские, «атлантические» силы на Западе, в том числе СМИ, поднимают истерию вокруг Ирана по следующим причинами: а) оживить образ врага, чтобы сплотить свое население против мифической угрозы. Коммунизм пал, исламский терроризм потускнел, «русский медведь» пока не очень силен, Китай не годится для образа врага, так как каждый западный обыватель имеет вещи, на которые написано Made in China. А для потребителя производитель вещей является скорее идолом, чем врагом. Вот и приходится изобретать все новые варианты «супостата». Одним из главных из них является образ «фанатичного, ядерного Ирана», который грозится стереть с лица Земли Израиль, а заодно и весь западный мир. Вольная трактовка некоторых высказываний президента Ахмадинежада облегчает им эту задачу; б) Американцы хотят крепче привязать к себе Западную Европу, запугивая ее иранской угрозой. Размещение системы ПРО в Европе, которую строят американцы, преследует именно эту задачу, а не защиту европейских городов от иранских ракет; в) втянуть Россию в антииранскую кампанию, и тем самым испортить ее отношения с одним из крупнейших держав Южной Евразии. Это было бы очень выгодно «атлантическим» силам; г) запугать не только Европу, но и арабские страны Ближнего Востока «доминированием» Ирана и также привязать их к англо-американской связке, попутно всучив оружия на многие десятки миллиардов долларов (что и видим сейчас).
А что происходит на самом деле? Например, возьмем теракты, о которых Западные СМИ кричали, что это чуть ли не изобретение «бородатых исламских фанатиков». Прямо обвинять Иран в поддержке терроризма Запад не может, но время от времени распространяются высказывания отдельных чиновников и военных, что якобы Иран оказывает военную и финансовую помощь талибам в Афганистане. Хотя ни для кого не секрет, что движение Талибан в свое время создавалось спецслужбами Пакистана, при активном участии спецслужб США, Англии и Саудовской Аравии. Даже после оккупации Афганистана западными странами в 2001 году и свержения правительства талибов (которое они и привели к власти), американцы и англичане плотно сотрудничали со многими фигурами в движении Талибан, о чем появляется множество сведений. Взять хотя бы вопрос наркотиков. Именно после западной оккупации производство наркотиков и наркоторговля бурно расцвели в Афганистане. Поток тяжелых наркотиков их этой страны направляется в первую очередь в Иран. Ежегодно сотни иранских стражей порядка погибают в столкновениях с вооруженными бандами наркоторговцев, которые прорываются из территории Афганистана (оккупированном, кстати, западным контингентом и их сателлитами, насчитывающим почти 150 тыс. военных).
Но это отнюдь не все враждебные действия против Ирана. Разглагольствуя о терроризме, как угрозе «цивилизованным странам», западные спецслужбы сами поощряют и используют террор против неугодных правительств, в частности Ирана. Каждый год в этой стране происходят 2-3 громких теракта, которые уносят десятки жизней невинных людей и представителей официальной власти. В основном они случаются в провинциях, граничащих с оккупированными Ираком и Афганистаном. Вот перечень лишь некоторых фактов за последние 2,5 года: 12 апреля 2008 года в городе Шираз была взорвана мечеть, погибли 10 человек, свыше ста были ранены, многие из них тяжело; 18 октября 2009 года произошел теракт в городе Сарбаз, на юге-востоке Ирана, в провинции Систан и Белуджистан. Погибло 49 человек, в том числе несколько высших офицеров КСИР (элитного корпуса иранских вооруженных сил), старейшины шиитских и суннитских племен, которые собрались на встрече, прохожие; также в этой провинции, но в городе Захедан произошел теракт 15 июля 2010 года, погибло свыше 20 человек; 22 сентября 2010 года в городе Мехабад, в провинции Западный Азербайджан, в толпе зрителей, наблюдавших за ходом военного парада, взорвалась бомба, погибли 12 человек, в основном женщины и дети. Кроме крупных терактов, почти каждый месяц происходят нападения на сотрудников правоохранительных органов, священнослужителей, официальных лиц, особенно в регионе, населенном курдами. Надо отметить, что нападений на туристов пока не отмечено.
Власти Ирана обвиняют в терактах на территории страны западные страны и их спецслужбы. Западные политики отрицают свою причастность к этим терактам и даже на словах осуждают их. Но все-таки прослеживается связь западных спецслужб к террористическим организациям, действующим на территории Ирана. Одной из таких организаций является «Джундалла» – она активна в Систане и Белуджистане, иранском регионе, населенном преимущественно белуджами, большинство которых сунниты. Иранские власти сначала арестовали брата лидера этой террористической группы, Абдольхамида Риги, а потом и главаря банды, Абдольмалека. Абдольхамид Риги, переданный Ирану властями Пакистана, признался в том, что его организация имела прямые контакты с американскими спецслужбами. Но кроме этого признания, многое непрямо указывает, что террористические группы наподобие «Джундаллы» действуют в интересах западных стран и Израиля, и по их указке. Например, Абдольмалек Риги был захвачен в самолете, который следовал в Киргизию из Объединенных Эмиратов. При этом известно, что и в ОАЭ, и в Киргизии находятся американские военные базы и объекты, а прежний режим в Киргизии имел тесные связи с Америкой.
Против Ирана также действует террористическая организация PJAK, которая состоит в основном из этнических курдов и является крылом Курдской рабочей партии (PKK). Есть довольно много сведений о том, что представители израильских спецслужб и отставные военные обучают курдских боевиков в Иракском Курдистане приемам партизанского боя и терактам. Но самая очевидная связь между западными кураторами и террористическими группами на Ближнем и Среднем Востоке прослеживается в случае организации «Народные муджахеды» («Муджахеддин-и-Хальк»). Эта организация была создана в 1965 году на основе смеси марксизма и исламизма, но реально борется против исламского строя в Иране. Несмотря на то, что «муджахеды» официально признаны террористической организацией в США и ЕС, американские спецслужбы до последнего времени старались использовать их против Ирана. Об этом свидетельствует тот факт, что лагеря антииранских боевиков и террористов располагались в Ираке, около границы с Ираном и их никто не трогал даже после свержения Саддама Хусейна, который в свое время использовал их в войне против Ирана. Пока иракские силы не ворвались в главный лагерь боевиков и не заняли его, американцы и не думали применять какие-то санкции к организации, которую они сами внесли в список террористических.
Так что, США почти не скрывают, что проводят мероприятия по дестабилизации в Иране, одним из составных элементов чего является террористические акты. Президент Буш в 2007 году выделил 500 миллионов долларов для «установления демократии» в Иране, хотя на самом деле под этим подразумевалось ведение психологической войны, пропаганды и других подрывных действий. Результатом этого стали беспорядки в Иране в 2009 году, когда противники исламского строя устроили протесты якобы против фальсификации итогов президентских выборов и хотели сделать в Иране очередную «цветную революцию». Однако эти попытки провалились – иранский народ в своем большинстве не поддержал демонтаж исламского строя и его замену на прозападное, бесхребетное правительство.
Итак, выявляются несколько интересных тенденций: Западу все время нужен враг, существованием которого он оправдает захват развивающихся стран и их последующую эксплуатацию, и остановит деградацию либерализма. В 20-м веке в этой роли выступали коммунизм и фашизм, особенно первый из них. После краха коммунизма пугалом стал ислам и исламский террор. Сейчас на первый план выдвинулся Иран, якобы угрожающий «цивилизованному миру» ядерным оружием. На самом деле, за многими террористическими организациями и крупными терактами прямо или косвенно стоят западные силы, деньги и интересы, что явно видно в случае террористической войны против Ирана. Кстати, подобная война идет не только против Ирана, но и других стран, например, России. Известны связи боевиков, действующих на северном Кавказе, с грузинскими спецслужбами, но так как Грузия является в данный момент сателлитом Запада, особенно США, можно предположить, что за грузинскими действиями в этом направлении стоят другие силы. В целом, террор является лишь средством и элементом в гораздо более масштабном и важном процессе, которым является информационная война.
Георгий Векуа – специально для Информационно-аналитического агентства «ГРУЗИНФОРМ»