ПУБЛИКАЦИИ
«Если Россия заинтересована в стабильности Закавказья, вступление Грузии в НАТО должно входить в её интересы»

1-analitNEW-usupТбилиси, 5 ноября, ГРУЗИНФОРМ. Предлагаем вниманию читателей интервью председателя Республиканской партии Грузии (нынешним председателем Парламента Грузии) Давида Усупашвили, от 10 мая 2008 года (за 10 дней до парламентских выборов).

Предисловие: Республиканская партия Грузии основана в 1978 году. «ВЫБИРАЕМ РАЗУМНУЮ ВЛАСТЬ!»- таков слоган партии с солидным «стажем»,  участвующей в предстоящих 21 мая 2008 года парламентских выборах под №2. Однако сейчас, (и это- первый раз за свою историю) «республиканцы» идут в бой в одиночку - напомню, что в 1992  году они  были в блоке с  Нодаром Натадзе («Народный Фронт»), в 1999 – с Ириной Саришвили  («ЭДП»), в 2004 – с Михаилом Саакашвили («Нацдвижение»). Четыре стоящих рядом флага: НАТО, Евросоюза, Грузии и собственный партийный флаг  - вот что бросается в глаза каждому,  хоть раз побывавшему  в центральном офисе партии, что по улице Грибоедова  №13, и это понятно - республиканцы не скрывают своих политических симпатий.

В  лидерах дефицита  у них явно не наблюдается : это и стоящие у «истоков» партии братья Бердзенишвили,  Ивлианэ Хайндрава, и бывший  руководитель фракции «Националов» в парламенте Давид Зурабишвили,  бизнесмен Валерий Гелашвили,  Ираклий Батиашвили,  и экс-президент «Ассоциации Молодых Юристов» Грузии Тина Хидашели (сегодня - член Парламента Грузии – ГРУЗИНФОРМ) – супруга нынешнего председателя Республиканской партии Грузии Давида Усупашвили,  которого я и попросил поделиться своими планами,  прокомментировать сегодняшнюю ситуацию в Грузии и вокруг неё, чтобы понять: что, кроме  названия, флагов  и идеологии, связывает эту партию с одноименной  партией  США?

- Господин  Давид, у Республиканской партии Грузии много «точек соприкосновения» с объединенной оппозицией: это и приверженность курсу на вступление в НАТО, и критика политики сегодняшних  властей Грузии, и предпочтение парламентской форме правления перед президентской. Так почему же Вы не объединились в предвыборный блок? Не объясняется ли это тем, что у «республиканцев»  появились сильные партнеры, как говорят - в США, и они больше не нуждаются  в местной поддержке?

- Нет, просто старейшая политическая партия Грузии действительно окрепла! То, что раньше мы были вынуждены выступать в одном избирательном блоке с другими, объясняется  тем, что политическая ситуация в стране была не слишком благоприятной для такой партии, как Республиканская: наш главный принцип - либеральной демократии - был не востребован грузинским обществом, которое тогда стояло перед другим выбором…  А сейчас пришла нам пора пойти на определённый риск, а риск существует, тпе как в Грузии, к сожалению, до сих пор идёт борьба между политическими силами... Политика – это не место для борьбы, это место для конкуренции!

- Господин  Давид, в чем, на Ваш взгляд,  причина резкого ухудшения российско -  грузинских  взаимоотношений? В чем здесь, на Ваш взгляд, виновата Россия и в чем здесь - вина Грузии? Что бы Вы предприняли для их улучшения, придя к власти?

- Причиной этому – сближение Грузии и НАТО. Другой вопрос, что этого следовало  ожидать и грузинское  правительство не должно было доводить до подобного обострения ситуации: неправильная политика наших властей привела к тому, что Грузия потеряла тот уровень поддержки Запада, который она имела предыдущие четыре года – это подтвердил Бухарестский саммит НАТО и этим не замедлила воспользоваться Россия!  Этого можно было не допустить, если бы не дефицит  демократии внутри Грузии – тогда она была бы более  привлекательной для Запада страной и ведущие государства Европы не пошли бы на поводу у России, как это произошло на саммите и аргумент «баланса интересов с учётом России» не был бы для них  таким весомым! Хотя, если  Россия действительно заинтересована в стабильности Закавказья,  вступление Грузии в НАТО должно входить в её интересы.

- Став членом НАТО, не потеряем ли окончательно Абхазию и т.н. Южную Осетию? Что Вы предлагаете делать в данной ситуации, когда Абхазия и Южная Осетия не хочет вместе с остальной Грузией вступать в НАТО?

- Республиканская партия никогда не рассматривала эти регионы как территории – там живут люди и восстановление территориальной целостности страны без интеграции абхазов и осетин в гражданское общество Грузии для нас неприемлемо - вопросы территориальной целостности государства и целостности общества для нас неразделимы!

Мы всегда были против упразднения  автономии Южной Осетии, и как сейчас оказалось, мы были правы - для них просто необходимы все атрибуты автономии.

Что же касается Абхазии, мы всегда были сторонниками федерального устройства и тогда де-факто власти Абхазии охотно шли на это, но официальный Тбилиси упустил этот шанс, так как настроения

в обществе были явно противоположными. У Республиканской партии есть письменно оформленная Концепция урегулирования данной проблемы, в отличие от других политических сил, ограничивающихся популистскими заявлениями по этому вопросу, основанных, как правило, на общественных настроениях: политики должны быть более ответственны и, когда надо, делать  не очень популярные, но правильные вещи!

Например, мы считаем, что с избранием  Багапш в де-факто руководство Абхазии там была создана новая реальность, более благоприятная для абхазов и грузин, но которой, к сожалению, не воспользовалась центральная власть Грузии. Мы и сейчас считаем, что если на «столе»  останутся интересы только абхазов и грузин, вопрос будет решён очень скоро, но на «столе» лежит и доминирует ещё и интерес России, ключ к нейтрализации которого лежит совершенно в другом месте: это - не  территориальный конфликт между Грузией и Россией, Россия просто использует эти территориальные конфликты для «давления» на Грузию против её возможного членства в НАТО!

- Государственный нейтралитет Грузии  при гарантиях международного «квартета» - ООН, ЕВРОСОЮЗА, США  и РОССИИ: имеет ли для нас такой же смысл, как в своё время для Финляндии, Швеции, Швейцарии, Норвегии, Австрии?

- Государственный нейтралитет государства никогда не был самостоятельным решением этого государства, это – выбор близлежащих господствующих   мировых держав, поэтому Грузия не в состоянии даже думать об этом! Геополитическая реальность такова, что Грузия находится на стыке Востока и Запада, христианства и ислама, поэтому вариант нейтралитета тут нежизнеспособен. Более того, всякие разговоры об этом – не в интересах Грузии, так как создавая  разные иллюзии, они отодвигают её членство в НАТО, что в интересах высшей полит-элиты России.

Ведь вопрос не в том, что грузины любят французов,  или англичан больше, чем русских: на уровне народов и культур это - скорее наоборот! Однако, Грузия, например, хорошо ладит с Турцией, с которой в прошлом у неё были одни серьёзные проблемы потому, что эта страна  придерживается в отношениях с ней порядка, общепринятого во всём цивилизованном мире.

Кто выиграет парламентские выборы в Грузии? Как Вы оцениваете свои шансы 21 мая с.г.? Будет ли фальсификация выборов?

- Эти выборы будут очень трудные потому, что господин Саакашвили не учёл ничего, он – плохой ученик в политике! Он решил сохранить власть и принимать узкопартийные решения за счёт избирательной системы невзирая на последствия, вместо того, чтобы принять избирательную систему, способствующую урегулированию политического кризиса в стране. При данной избирательной системе борьба  на выборах будет очень жёсткая: нет доверия к избирательным комиссиям, нет гарантий, что судьи будут принимать законные решения, и др.

Самое опасное, что Бухарестский саммит НАТО практически назвал эти выборы своеобразным тестом для Грузии, определяющим её последующее вступление, или невступление в Североатлантический Союз, и если «кто-то» очень захочет, Грузия может этот  экзамен и не сдать…

Республиканская партия Грузии на этих не рассчитывает на большой успех – сейчас люди  думает только о том, как бы поскорее сменить власть, а кто и как её сменит и что будет после этой смены власти - об этом не думает никто.

- В случае победы на парламентских выборах, что вы предпримете в первую очередь? Начнете процедуру импичмента президента Саакашвили?

- В случае победы Республиканской партии мы не сможем начать процедуру импичмента президента Саакашвили потому, что в Грузии его мы просто не найдём! Что же касается наших приоритетов, главный - это изменение конституционной модели правления: супер - президентская модель и однопартийная система себя не оправдала и принесла Грузии - 50 на 50, вместе с президентом Саакашвили  -  много бед, поэтому мы предпочитаем парламентскую систему правления.

- Господин  Давид,  не могли бы Вы сказать – о чём Вы говорили в Лондоне с  Бадри  Патаркацишвили? О политическом тандеме или о финансировании Вашей партии? Как бы развивалось  Ваше сотрудничество, если бы не его неожиданная смерть?

- Я не могу назвать наши отношения с Патаркацишвили интенсивными – за последние два года, прошедшие  после нашего знакомства,  я встречался с ним раз десять,  но наши встречи всегда были продолжительными и откровенными! Мы касались множества общих вопросов, но у нас не было никаких финансовых отношений. Республиканская партия никогда не смотрела на Бадри Патаркацишвили, как на источник финансирования, или вождя, и не получала от него ни одной копейки!

Во время нашей первой  встречи  в Лондоне я не советовал ему баллотироваться на пост мэра Тбилиси, а во время последней, летом 2007 года – на пост президента Грузии, хотя мы обсуждали возможные  взаимодействия на предстоящих парламентских выборах, а также - как сохранить телекомпанию «ИМЕДИ»… Я считал, и мы обсуждали этот вопрос, что в случае победы оппозиции на выборах Бадри  Патаркацишвили может сыграть важную роль в деле обеспечения экономической и политической стабильности Грузии.

- В чем Ваше самое большое достижение и самая большая  ошибка, в первую очередь, как  политика? Ваша самооценка.

- Начну с ошибки: мне было 20 лет, когда в 1988 году  я вернулся  после службы в рядах Советской Армии и в тот же день пошел в Госуниверситет, чтобы встретиться со своими однокурсниками, которые к тому времени были уже на 3 курсе.

Но на лестницах Университета творилось настоящее столпотворение – историки и филологи проводили митинг протеста против проведения военных учений - артиллерийских стрельб на полигоне в непосредственной близости исторического памятника- монастырского комплекса Давид Гареджи. Мои однокурсники, как студенты юридического факультета, с красными повязками стояли на стороне полиции, оцепившей митинг. У меня был выбор – встать с моими однокурсниками, или на стороне митингующих: я присоединился к митингу,  и этим сделал свой выбор...

После этого, ещё будучи студентом, я был главным юридическим советником тогдашнего президента, и членом Центральной Избирательной Комиссии, членом Республиканской партии с 1991 года, до этого – членом политической организации «ДАСИ», но из-за всех этих личных и общественных дел я поздно пришел в активную политику, не согласился на многие предложения Саакашвили в 2003 – 2004 годах.

Но в 2005 году мне всё же  пришлось прийти сюда, в центральный офис Республиканской партии. Это было ошибкой - если бы я раньше стал политиком, это было бы лучше и для мня, и для партии, но это – дело поправимое и лет через 5-6 этот вопрос для меня уже не будет стоять.

Что касается достижений – я могу взять сейчас телефонную трубку, позвонить и поговорить о деле с любым  политиком  в Грузии, несмотря на очень напряженную ситуацию и обострённые отношения между ними самими. Я смог сохранить взаимоотношения с людьми и собираюсь делать это и в дальнейшем, а  это - очень важно, если политика делается для народа и страны! Политики не имеют права обижаться друг на друга и переносить свои обиды в личную плоскость – от этого страдает и народ, и дело.

Беседовал Арно Хидирбегишвили