ПУБЛИКАЦИИ
Грузия и СНГ (Аналитический обзор ГРУЗИНФОРМ)

1-analitika-NEW-sngВ то время, когда в Грузии подсчитывались голоса после парламентских выборов 1 октября 2012 года, президент Михеил Саакашвили 9 октября  подписал Указ, которым нарушил еще один договор, оформленный с СНГ (из тех 75-ти, из которых Грузия, покинув Содружество, не вышла). В этот раз было прекращено действие заключенного 22 января 1993 года соглашения «О межгосударственном фельдъегерском союзе». В момент, когда приход к власти «Национального движения» стоял под большим вопросом (только Саакашвили успокаивал себя, что за счет мажоритарных депутатов сможет сохранить большинство), президент Грузии нашел время нарушить еще одно соглашение с СНГ.

В целом, нерациональное отношение к СНГ для грузинской политики было характерно с момента его создания. Звиад Гамсахурдиа, который пришел к власти под лозунгом «освобождения Грузии от Российской Империи», всего через год, конечно же, не мог сделать заявление о вступлении, по его же словам, в «модернизованную Империю». В Грузии и поныне многие считают, что Эдуард Шеварднадзе «втащил Грузию в СНГ» для спасения собственной власти. Хотя, после потери Абхазии членство СНГ больше не наносило вреда, но и добра тоже не принесло. Жизненно важный для Грузии вопрос – территориальная целостность – ни на шаг не продвинулся вперед, хотя в те годы на словесную поддержку не скупились ни Запад, ни Россия.

А 26 августа 2008 года, после 5-дневной военной операции 8 – 12 августа того же года, Российская Федерация признала независимость Абхазии и Южной Осетии.

«Пронациональные» эксперты представляют хронологию событий таким образом, как это устраивает Саакашвили. Они утверждают, что сначала Россия признала наличие на территории Грузии двух государств, и только после этого Грузия заявила о выходе из СНГ. На самом же деле, 14 августа 2008 года Парламент Грузии принял Постановление, согласно котороиу прекратилось действие по отношению к Грузии Соглашения 8 декабря 1991 года «О создании содружества независимых государств», Устава СНГ, утвержденного 22 января 1993 года решением Совета глав входящих в СНГ государств, и Договора «О создании экономического союза» от 24 сентября 1993 года. На основании этого Постановления Министерство иностранных дел Грузии 18 августа 2008 года сообщило исполнительному комитету СНГ о выходе Грузии из СНГ.

Независимость Абхазии и Южной Осетии Российская Федерация признала 26 августа 2008 года. Согласно уставу СНГ, выход из СНГ официально вступал в силу через год. Так и случилось – официально Грузия считается вышедшей из СНГ с августа 2009 года. Таким образом, власть Грузии заявлением о выходе из СНГ сделала преступный шаг и развязала руки России для признания Абхазии и Южной Осетии, иначе власть России  попрала бы Устав СНГ, согласно которому договорные стороны не должны иметь друг к другу территориальных претензий и, тем более, признавать на территориях друг друга независимые государства.

СНГ опирается на признании правопреемственности Советского Союза. Точнее, оно стоит на признании суверенитета бывших союзных республик, но если какое-либо государство оставляет Содружество, оно само отказывается от данного соглашения. Хотя, надо признать, что не только выход Грузии из СНГ развязал руки России для признания Абхазии и Южной Осетии. Плодотворную почву для этого создало признание Западом независимости неотъемлемой части Сербии – Косово.

В течение 15 лет после вступления Грузии в СНГ России и в голову не приходило признавать Абхазию и т.н. Южную Осетию, хотя осетины и абхазы постоянно просили об этом. В течение всех тех лет преференциями, предназначенными для государств - членов Содружества, пользовались все, кроме грузин. Это были программы бесплатного здравоохранения и образования, а льготы СНГ в экономическом и торговом сотрудничестве уплыли вместе с «золотыми» фекалиями Ираклия Окруашвили…

В прошлом году президент России Дмитрий Медведев вспомнил первую встречу с Саакашвили: «До сих пор помню, как в первый раз мы встретились с Михаилом Саакашвили. Это было в Петербурге, в Константиновском дворце. Я подошел к нему и сказал: «Вы ведь знаете, что сейчас в регионе очень много проблем в связи с непризнанными территориями Грузии, но могу заверить вас, как новый президент Российской Федерации, что сделаю все для того, чтобы вы смогли найти такие компромиссы, которые будут выгодны для всех и, в конечном итоге, будут способствовать их реинтеграции в составе Грузии».

Последняя встреча двух президентов состоялась в Астане. Медведев опять предложил ему приехать в Сочи и в спокойной обстановке поговорить о всех проблемах. Саакашавили согласился. «После этого я в течение месяца проверял - не поступала ли какая-либо информация от грузинского лидера. Ничего не было... Зато участились визиты в Грузию из-за океана, был визит госсекретаря США Кондолизы Райс, после чего мой коллега потерял связь со мной. Он перестал писать, звонить, и вообще - выходить на связь... Видимо, появились новые планы, которые были реализованы в последующем» (речь идет об июле 2008 года, до августовской войны оставался один месяц).

Такая же «потеря связи», о которой говорил Медведев, произошла еще раз, во время войны 08.08.08. В этот раз Саакашвили не смогло найти руководство Армении. На «Викаликс» были опубликованы материалы, описывающие горячие дни августа 2008 года. Из письма временного представителя США в Армении Джозефа Пенингтона выясняется, что во время военных действий грузинская сторона просто не отвечала на звонки армянского руководства. В те дни у Армении возникли серьезные проблемы в снабжении продовольствием, что было вызвано взрывом нескольких мостов на территории Грузии. Пенингтон пишет, что армянская сторона в течение нескольких дней пыталась установить контакт с Грузией. Утром 15 августа 2008 года министр иностранных дел Грузии, находящийся в аэропорте «Звартноц», отказался встретиться с армянским коллегой Эдвардом Налбандяном. При встрече с Пенингтоном Налбандян заявил, что Армения воздерживается от любого негативного заявления в адрес Грузии, но если так будет продолжаться, может последовать резкая реакция армян. Американский дипломат ответил, что сам в течение нескольких дней пытался связать Сержа Саргсяна с Михеилом Саакашвили, но тщетно.

Американский дипломат также отмечает, что из-за закрытия границы задержались грузы, направляющиеся в Армению: 30 вагонов с зерном, дизельным топливом, керосином. Их остановили на таможенно-пограничном переходе в Садахло. Предназначенные для Армении грузы были также задержаны в порту Поти. В два раза уменьшилась подача газа, хотя из России в Грузию он подавался беспрерывно. 9 августа 2012 года в Армении авиационного топлива оставалось только на 6 дней. Власть Армении обратилась к США, чтобы они уговорили Грузию пропустить грузы.

Описание происходящих в августе 2008 года событий не удивляет. Руководство Армении никак не смогло бы связаться с грузинскими коллегами по той простой причине, что почти вся правящая элита страны устремилась к границам Грузии , пытаясь бежать. Удивительно лишь то, что об этом, в отличие от Бадри Бицадзе (тогдашнего начальника Департамента охраны границы), не были информированы ни американцы, ни армяне.

Разговор о том, что прецедент Косово «совершенно другой» далеко нас заведет, но если бы не этот прецедент, для России не так легко было бы признать Абхазию и Южную Осетию. Саакашвили может посмеиваться относительно Науру и Венесуэлы, но это ничего не изменит. Если Запад не признает эти два образования, таких прецедентов много: Северный Кипр никем, кроме Турции не признается, но это не помешало ему быть в составе НАТО. Со своей стороны, Греция не признает Македонию, а Россия – Косово и т.д.

Надежда на то, что Запад существенным образом отреагирует на признание Россией этих двух территорий, закончилась уже в сентябре 2008 года. Запад не применил к России никаких санкций. И что они могли сделать – оставили бы себя без газа и нефти, или, подобно Грузии, отказались бы от огромного российского рынка?! Наоборот, новая демаркационная линия уже четко разделяет зоны влияния России и Запада и благодаря этому Запад может быть спокоен с точки зрения безопасности своего нефтепровода.

Обстановка изменилась, но для Грузии как будто ничего не меняется. Запад и Россия умудряются балансировать свои интересы за счет Грузии. А власть Саакашвили умудрилась триумфально вернуть в Абхазию и Самачабло полностью выведенные из Грузии после Стамбульского саммита российские базы!

Чего мы должны ждать теперь, когда в Грузии - новая власть? Новый премьер-министр Бидзина Иванишвили 1 ноября 2012 года заявил, что Тбилиси начинает отношения с Москвой с «чистого листа». Специальным представителем по вопросу урегулирования отношений с Российской Федерацией был назначен Зураб Абашидзе. В то же время, Иванишвили связал вопрос восстановления дипломатических отношений с вопросом территориальной целостности. «В той обстановке, когда у России открыты два посольства в Сухуми и Цхинвали и она признала Абхазию и Южную Осетию, восстановить дипломатические отношения невозможно. Это не случится быстро. Потребуется много времени и это будет сложный процесс», - заявил Иванишвили.

Гораздо более жесткими заявлениями отличается новый министр иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе: «Курс Грузии, как неоднократно заявлял Бидзина Иванишвили – европейская и евроатлантическая интеграция, углубление стратегического партнерства с США, хорошие отношения с соседями и нормализация отношений с Россией. Я 16 лет работаю в системе МИД и знаю, что стремление к Европе - единственно правильный путь Грузии. Мы никогда не вернемся на орбиту России, в тот же СНГ, стремление к НАТО и Евросоюзу исключает это».

В то же время Панджикидзе подчеркивает, что российский бизнес хорошо представлен в Грузии, а грузинского бизнеса в России вообще нет. По ее словам, это - неравное положение. Можно предположить, что если новая власть не сможет войти на российский рынок, будут попытки создать проблемы представленному в Грузии российскому бизнесу (а это – управление крупными стратегическими объектами). Тем более, что вошедшие в Грузию в условиях «национальной» власти Саакашвили, российские  компании, предположительно, учитывают финансовые интересы представителей той же самой власти.

Однако речь идет не только о российском рынке, но и о рынке СНГ, и несмотря на то, что Грузия прямо общается с бывшими советскими республиками, все хорошо понимают, что экономические связи с государствами – членами СНГ против желания России могут оказаться перед угрозой.

Весьма интересной была озвученная президентом Беларусии Александром Лукашенко после парламентских выборов в Грузии 1 октября 2912 года инициатива по поводу возвращения Грузии в СНГ. Лукашенко заявил, что очередной саммит СНГ в будущем году, предположительно, состоится в Минске и в этом случае предложение в адрес Грузии он сделает сам. По его заявлению, «если бы на выборах победило «Национальное движение», в будущем году Михаил Саакашвили был бы членом СНГ».

Смелое предположение, но для этого Саакашвили должен был отменить вышеупомянутое Постановление Парламента Грузии о выходе из СНГ, принятое 14 августа 2008 года. Сделать это может и новое парламентское большинство, хотя сегодня более актуальной, чем СНГ темой является тема Евразийского Союза (ЕАС), инициированная президентом Российской Федерации Владимиром Путиным ещё до своего нынешнего президентства (ЕАС -  проект конфедеративного союза суверенных государств с единым политическим, экономическим, военным и таможенным пространством, пока что на базе трёх независимых государств - союза России, Казахстана, Беларуси, и соответствующих отраслевых тесных интеграционных структур СНГ - ЕврАзЭС, ЕЭП, ОДКБ, Таможенного союза).

Так или иначе, для Грузии намного более выгоден многополярный мировой порядок, нежели мировая гегемония Соединённых Штатов Америки, четко выраженные интересы которых на территории Грузии явно не устраивают Россию.

ГРУЗИНФОРМ

19 ноября 2012 г.