Визит в Ливан президента Ирана Ахамдинежада сам по себе указывает на возросшее значения Ирана на Ближнем Востоке Арена демонстрации ливано - израильской политики и многократного использования военной силы , наверное, такой и останется, если государства региона не выразят свою монолитную поддержку по отношению к властям этой страны, не осудят агрессивную политику Израиля и не укажут союзнику Израиля - США, что их политика двойных стандартов губительна , не только для региона, но и для всего мира.
Инакомыслие, имеющее место между арабскими государствами, не столь уж и редкое противостояние между ними, статус марионеток Америки некоторых из них дает полную возможность США расширять на Ближнем Востоке свое влияние, делать регион центром постоянного напряжения. Единственное государство, которое последовательно пытается защитить интерес палестинских арабов – Исламская Республика Иран.
Прямолинейность официального Ирана, его высказывания в адрес Тель – Авива и Вашингтон по необходимости , уже давно занесли эту страну в американский черный список, хотя это у властей Ирана не вызывает ни страха, ни раболепства перед мировым гегемоном. Факт налицо - визит Ахамдинежада в Ливан и его предупреждающее заявление у ливано-израильской границы прозвучали достаточно громко. Чего стоит хотя бы такое заявление: На этой границе стоит Иран! Триумфальный визит Ахамадинежада обусловлен не только сотрудничеством с политической организацией Хесболла, но и позитивным отношением ливанского народа к Ирану и его властям. А ведь из арабских государств Ливан самое прозападное государство.
После этого визита Ливан предстал сателлитом Ирана, также, как и Сирия, с которой у Ирана тесное многолетнее сотрудничество.
Показательны ирано-иракские взаимоотношения. Согласно американским экспертам, политический кризис, отмеченный в Ираке после выборов в законодательный орган , в результате активности официального Тегерана удалось преодолеть. Тегеран, однозначно, поддержал Нури аль Малика, который после многомесячной борьбы вновь занял пост премьер-министра. Шиитский Ирак, который во времена Саддама Хусейна считался противником шиитского Ирана, меняется в результате тесного сотрудничества двух стран, что в меньшей степени радует, как США, так и Израиль.
Связи между Ираном и палестинской организацией Хамас известны хорошо. Иран всячески поддерживает эту организацию, и ее борьбу за независимость.
Расширение влияния Ирана тревожит администрацию США. Благодаря их усилиям, расширяется антииранская пропаганда и настрой в других арабских странах. Ни одно арабское государство само по себе не желает, говоря откровенно, укрепления в регионе Ирана. Для того, чтобы себя успокоить, и укрепить позиции они покупают суперсовременное оружие в США Трудно сказать, сумеют или нет США приостановить растущее влияние Ирана в регионе, особенно после того, как американский Интернет-ресурс «ВикиЛикс» опубликовал секретные материалы,
отображающие агрессию США в Ираке.
Естественно, совершенное преступление американцами, убийства и пытки десятков тысяч иракцев оказывают отрицательное воздействие на проживающее в регионе население. Они своим спасителем и объективным истцом, защищающим интересы мусульман, считают Иран.
А вот Вашингтон заставляют задуматься и другие вопросы - тесное сотрудничество двух больших государства региона - Ирана и Турции. У Турции, по отношению к Ирану, в отличие от Вашингтона, другая позиция, что проявилось в подходе к вопросу ядерных исследований Ирана. Официальная Анкара считает, что Иран имеет право проводить ядерные исследования, и что Иран не выходит за рамки исследований. Известна новая позиция Турции по отношению к Израилю, имеющему с ним одно время деловые отношения. Резко обострила взаимоотношения между Анкарой и Тель-Авивом попытка доставить на территории Палестины в сектор Газа турецким судном гуманитарные грузы. Жестокость израильских военных по отношению к гуманитарной миссии вызвала глубокое возмущение не только в Турции, но и во всем мире.
Ирано-турецкие взаимоотношения вызывают глубокие раздумья у Америки, так же, как активизация политики Ирана. Что же предпримет она? Сумеет остановить Тегеран? Если не ирако - афганские проблемы и не администрация лауреата Нобелевской премии в области мира Барака Обама, США разожгли бы третью войну, понятно с Ираном, хотя, кто знает, что случится в будущем? Учитывая ту антииранскую пропаганду , которая в последнее время имеет место в американской и израильской прессе, ожидать можно все – даже атаку на иранские исследовательские объекты и начало новой войны в Ливане. Исходя из военной истерии, имеющей место в израильской прессе, бросается в глаза откровенное желание развязать новую войну с Ливаном. Исход из этого, можно предположить, что в этот раз будет иметь место больше жестокости со стороны Израиля, нежели она имелась во время последней войны. Тогда Израиль воздерживался от бомбежки центра Бейрута, сбрасывая бомбы лишь на пригород. Сейчас же, в случае войны, Израиль подвергнет бомбежке центр Бейрута, чтобы вызвать возмущение ливанцев политической организацией Хесболла. Целью Тель-Авива является столкнуть ливанцев друг с другом. Телль-Авив готов нанести воздушный удар по ядерным объектам Ирана, однако, пока что красный светофор, включенный Вашингтоном, не предоставляет эту возможность.
С военной и экономической точки зрения весьма сильное государство Иран, это не Ирак времен Саддама Хусейна. Удар по нему может привести к тяжелейшим последствиям Поэтому единственный разумный путь развития взаимоотношений с Ираном остается диалог. Только посредством диалога возможно достижение того компромисса, который столь необходим для поддержания мира не только на Ближнем Востоке но и на всей планете.
Виртуально представим, что Иран имеет ядерное оружие, ( хотя это оружие, как массовое средство уничтожения человека, иранская религия отвергает), тогда ведь совершенно иное отношение было бы к Ирану? Ядерное оружие само по себе создает фактор осторожности. С теми, кто им обладает, разговаривают особенно осторожно. Никому не придет в голову бомбить ядерное государство.
Успешное, мощное государство региона – Иран, с древнейшей истории и прославленной культурой, известен и интересной, завидной современностью, оно вовсе не похож на чудовище, которое из него делает западная медиа. Пропаганда, точно так, как капли воды, долбит камень, и нечего удивляться, что воздействует она и на население Грузии. Именно подобным образом население страны «узнает», как строго обходятся в Иране с женским сексом, как представительницы слабого пола здесь затурканы укутавшись в чадре и многое другое. И не знает оно, к сожалению как иранские женщины сидят за рулем автомобилей с сигаретой, как активничают в политической и общественной жизни. Не ошибусь, если скажу, что в иранской семье жена не раба, доминант, надеюсь, мой взгляд не вызовет раздражения у иранских мужчин.
Население Грузии не знает о высоком уровне образования иранцев. Не знает и того, что стар и млад в Иране привязаны к компьютерам. Что компьютер не редкость даже в самых отдаленных от города горных селах, что иранские дети во всемирной математической олимпиаде заняли четвертое место, после США, России и Японии, что с точки зрения развития медицины Иран в регионе - передовая страна, куда приезжают лечиться много иностранцы и т. д.
С целью познакомиться с Ираном ближе, актуальным представляется шаг упразднение визового режима между Ираном и Грузией, что обещают власти обеих стран. В первой декаде ноября планируется визит министра иностранных дел Манучера Моттаки в Грузию, во время которого будет подписан договору о безвизовом общении. Инициатива идет от официального Тегерана. Именно он первым распространил весть о возможности посещать Иран гражданами Грузии без визы. Поданный с иранской стороны мяч на грузинское поле, нашел свой адресат в лице грузинского посла в Иране, который, говоря футбольным языком, мастерски обработал его и передал голевой пас грузинской власти. Будем надеяться, что в этом случае забитый гол принесет успех обеим странам. И не только упразднением визового режима, но началом будущего тесного сотрудничества.
Слово "диверсификация" придумано не только для энергетики, оно употребляется и в политике, при всем том, гораздо чащ, чем в энергетике и экономике. Грузии необходима именно политическая диверсификация или равная взаимозависимость со странами региона и не только с ними Что нам принесла привязанность к одно стране - всем хорошо известно. Упоминая диверсификацию, я вовсе не предлагаю изменить непременно существующий курс на 180 градусов, хотя односторонний и примитивный политический курс одного направления необходимо поменять, в этом я совершенно не сомневаюсь.
Гамлет Чипашвили – специально для Информационно-аналитического агентства «ГРУЗИНФОРМ»