ПУБЛИКАЦИИ
Дмитрий Лорткипанидзе: «В Грузии происходит тихий саботаж!»

1-analitNEW-dimaВ гостях у информационно-аналитического агентства ГРУЗИНФОРМ - юрист, бывший парламентарий и правозащитник Дмитрий Лорткипанидзе, который в беседе с нашим корреспондентом оценил происходящие в стране события последнего времени.

- Господин Дмитрий, в Грузии к власти пришла новая сила. Как Вы думаете, насколько сможет новая команда решить стоящие перед страной проблемы, и вообще - как Вы оцениваете новый Кабинет министров?

- В первую очередь, следует отметить, что в Грузии с новым правительством связывают очень большие надежды. Общество вручило новой власти очень большой мандат доверия, главный консолидирующий фактор которого - появление в политике той личности, которая на протяжении годов являлась особенным благотворителем и участие которой в развитии грузинской экономики, бесспорно, примечательно. Сам тот факт, что Бидзина Иванишвили появился в грузинской политике, говорит о начале новой эпохи в стране. А как оправдает надежду общества та команда, которую господин Иванишвили выбрал опорой, покажет будущее.

- Соглашусь, что общество встретило новую власть с большим энтузиазмом. Как Вы думаете, когда можно ждать результатов работы новой власти?

- Реальные результаты будут видны с того момента, когда начнется и окончательно завершится реформа старой политической системы. Думаю, что пока в стране происходят изменения системного характера. Это - очень болезненный процесс, когда мы имеем дело с исправлением ошибок старой власти. После этого власть перейдет уже на осуществление собственного плана действий. На сегодняшний день происходит использование правовых рычагов против того преступного режима, который, с точки зрения преступного политического управления, охватил все сферы без исключения. Думаю, этот процесс только начался и не закончится легко...

«Национальное движение», представленное в Парламенте Грузии меньшинством и владеющее 65-ю мандатами, конечно, попытается использовать все имеющиеся у него рычаги, чтобы оказать жестокое сопротивление и дискредитировать новую власть в глазах Запада. В стране в настоящее время ведется тихий саботаж, что связано с реальным двоевластием! Известно, что находящийся под властью президента вертикаль охватывает, в первую очередь, местные самоуправления, губернии, судебную власть и, разумеется, они попытаются до конца использовать эти рычаги, хотя, исходя из моего наблюдения, могу заявить, что новая власть действует довольно планомерно и последовательно, чтобы не вызвать политический ажиотаж в стране.

- В последние дни были задержаны несколько бывших высокопоставленных чиновников. По Вашей оценке, насколько правильно проходит этот процесс?

- Я, как юрист и специалист по уголовному праву, разумеется, очень скрупулезно слежу за этим процессом. По моей оценке, это очень последовательные, размеренные и, в то же время, с правовой точки зрения правильные шаги. Те банальные обвинения, которые стали основанием для задержания, являются лишь формальным обоснованием для предъявления обвинения и за ними непременно последует предъявление тех самых тяжелых обвинений, которых общество ждет с нетерпением. В итоге эти задержания должны стать фундаментом для выявления всей преступной системы.

Здесь речь идет не только о необходимости задержания нескольких высокопоставленных лиц. Вся грузинская общественность ждет, что эта политическая система будет осуждена и «Национальное движение» будет уличено, как основанная на клановых началах единая команда, которая участвовала в процессах преступного правления. Думаю, этот процесс завершится постановкой вопроса ответственности политической команды «Национального движения» и, вполне возможно, вызовет денацификацию бывшей правящей команды.

- Господин Дмитрий, Вы очень активно включены в происходящие в системе исполнения наказаний процессы и имеете ежедневный контакт с заключенными. Что изменилось в условиях новой власти в системе в целом? Защищены ли сегодня права человека в то время, когда уже несколько месяцев у страны нет Народного защитника - Омбудсмена?

- Думаю, в стране, население которого не превышает 3,5 миллиона и где на десять тысяч жителей приходится до шестисот заключенных, иметь объективное представление о защите прав человека очень трудно. Какую бы стерильную среду не создало «Национальное движение», эта статистика (которая ставит нас на позорное первое место в Европе и на второе – в мире!) свидетельствует, что в стране - очень тяжелая социальная обстановка. Думаю, беспредел и человеческая трагедия, царящие в пенитенциарной системе, требуют немедленного исправления, быстрых и решительных действий.

Первая задача, которую гражданское общество определило для новой власти – начало процедуры освобождения тяжело и неизлечимо больных заключенных, политзаключенных, задержанных незаконно и за необоснованное преступление лиц. Если это осуществится быстро и восстановится социальная справедливость, руководство Министерства по исполнению наказаний с честью справится с возложенными обязанностями. Для этого нужно идти быстрыми, целенаправленными и планомерными шагами. В этом плане сегодня я вижу определенные ошибки (наверное, без этого работа Министерства была бы невозможна), однако, это - исправимо.

- Какие ошибки Вы имеете в виду?

- Например, Комиссия УДО работает довольно слабо. Процесс освобождения политзаключенных затянулся – прошло довольно много времени с тех пор, как освободили первых четырех политзаключенных и, естественно, остальные 170 заключенных также требуют восстановления справедливости.

Для находящегося в режиме ожидания заключенного каждый проведенный в тюрьме день равняется целому веку! Тем более, когда абсолютное большинство заключенных перенесли пытки и на себе испытали жестокость, которая осуществлялась в тюрьмах совместными усилиями Михеила Саакашвили, Вано Мерабишвили и Зураба Адеишвили.

Надеюсь, после того, как акт амнистии вступит в силу, господин Созар Субари еще больше ускорит реформы в своем ведомстве.

- Господин Дмитрий, хочу спросить Вас о кандидатуре Народного защитника.  Ваше возможное назначение на этот пост имеете довольно большую поддержку общества – собрано более 10.000 подписей. Родители заключенных не раз зафиксировали свое требование о Вашем назначении на пост Омбудсмена Грузии. После этого Вы, вместе с несколькими кандидатами, приняли участие в многих теледебатах, однако совершенно неожиданно оказалось, что правящая сила поддерживает на этой вакантной пока должности Нину Хатискаци и именно с ней состоялась встреча в Парламенте, что вызвало недовольство общества. Как бы Вы оценили этот факт?

- Я не хочу оценивать Нину Хатискаци, как кандидат в Омбудсмены. Лучше буду оценивать ее, как рядовой гражданин. В плане включенности в широкий спектр защиты прав человека госпожа Нина Хатискаци не известна, как правозащитник. Она - представитель связанной с избирательным правом неправительственной организации и была координатором программ в этом направлении. В течение ряда лет она работала в Парламенте Грузии по линии NDI, а потом подвизалась в организации «Международная прозрачность – Грузия». С ее стороны не была представлена тематика непосредственно защиты прав человека. Её не знают, как правозащитника – это очень важное обстоятельство.

- Когда Парламент начал обсуждение кандидатуры Нины Хатискаци на пост Омбудсмена, мы слышали комментарии политиков и экспертов о том, что хотя бы процедурно законодательный орган должен был рассмотреть несколько кандидатур. Это можно считать нарушением?

- Конечно, с точки зрения развития демократического процесса, думаю, это очень важный тест для Парламента, который по органическому закону уполномочен назвать кандидата и проголосовать за него в соответствующем порядке. Разумеется, было бы гораздо демократичнее, чтобы те несколько кандидатов, которые пользовались поддержкой различных групп общества, были названы и законодательный орган вел обсуждение для принятия решения. Это было бы демократично, так как Парламент, который избран именно народом, действовал бы не личными симпатиями, а выполнил бы задание народа.

Обидно и то, что в течение одного месяца и десяти дней мы, четыре названных основных кандидата, с помощью СМИ находились, фактически, в ежедневном режиме коммуникации с широким обществом. Помните, наверное, между нами состоялось множество дебатов, и в это время выбор был сделан на кандидате, которая даже не захотела быть представленной перед обществом в такой интенсивной форме и ответить на все вопросы! А было бы хорошо, будь у нее на то воля, чтобы ее мировоззрение было известно более широко…

- То есть, Вы считаете, что Парламент не сдал этот тест?

- Как Вам известно, в Парламенте - 7 фракций, а этого вполне достаточно для того, чтобы была названа не одна, а несколько кандидатур, которые получили бы возможность представить обществу собственные программные положения, а после этого поставить их кандидатуры на голосование. Пока еще есть время, чтобы Парламент принял решение.

- И в завершении - каковы Ваши будущие планы, собираетесь ли остаться в активной политике?

- Я пришел в политику из адвокатуры, был очень активно включен в сферу уголовного права. Думаю, что сегодня я не должен уходить из политики, так как налицо - активная поддержка общества. Кроме этого, сейчас в стране довольно активно проходят политические процессы и любой из нас, кто включен в эти процессы, должен считать себя обязанным до конца употребить свои ресурсы для страны.

Заявленные новой властью политические цели и задачи дают нам основание думать, что с использованием наших ресурсов мы вместе с ними сможем удовлетворить легитимное требование общества и совместными силами действовать для восстановления справедливости.

Создание справедливой среды – эта та первейшая задача, которая должна связывать нас, как политиков, так и работающих в сфере права людей. Я планирую активно продолжать работу в этом направлении.

Беседовала Ната Церетели

ГРУЗИНФОРМ