Корреспондент Информационно-аналитического агентства ГРУЗИНФОРМ встретилась в Москве с известным российским политологом и журналистом Андреем Епифанцевым, который дал ГРУЗИНФОРМ эксклюзивное интервью по вопросам сегодняшнего состояния и перспектив российско-грузинских межгосударственных отношений.
- Господин Андрей, в Грузии сегодня – новая власть, новое правительство. Как Вы оцениваете процесс, который развивается в Грузии после выборов 1 октября 2012 года?
- После 1 октября с.г. можно говорить о нескольких процессах, протекающих в Грузии. Первый - это процесс восстановления взаимоотношений с Россией, и второй –это процесс внутри страны, который происходит в отношении «Национального движения» Михаила Саакашвили и тех людей, которые стоят за ними.
Я думаю, что позиция «Грузинской мечты» пока не однозначна. Совершенно понятно, что они пришли с большими популистскими лозунгами. Лозунги - хороши к тому моменту, когда ты берёшь власть, но когда нужно исполнять эти лозунги, они оказываются не настолько уж и хороши… Сейчас перед «Грузинской мечтой» стоит очень серьёзная задача и непонятно - как они будут её решать.
Это касается и экономического блока - непонятно, где Иванишвили возьмёт деньги, которые нужны для решения социальных проблем, на программу сельского хозяйства и т.д. Он говорил, что будет финансировать со своих средств, но надолго их не хватит, да и захочет ли он сам?!
Кроме того, Грузия должна выплатить внешние долги а откуда брать деньги? Инвестиции в Грузии сейчас - не самые высокие, то, что можно было продать - уже продано. Грузия начинает повторять ход неких европейских демократических стран, когда правительство начинает делать упор на экономику. Это означает, что ты забираешь деньги у “социалки”. В этом случае, через один-два срока (нахождения правительства у власти – ГРУЗИНФОРМ) народ начинает выражать своё недовольство. Я думаю, через год-два у «мечтателей» могут начаться проблемы…
Ну, а второй момент – это созданная ими внутренняя политическая ситуация.
- В связи с этим - как Вы оцениваете массовые аресты в Грузии, господин Андрей?
- Эти аресты я не могу назвать репрессиями, но можно сказать, что это - нападки на предыдущую власть. Иванишвили будет стараться задавить «Национальное движение», а Саакашвили будет стараться показать, что это - политические меры, т.е. аресты по политическому признаку.
Есть ещё третья сила, которая будет выступать неким «рефери», и называется она «США». Американцы не заинтересованы, чтобы «репрессии» продолжались очень сильно и долго, поскольку и одна власть, и другая – это люди американцев.
- Господин Андрей, в условиях нового правительства насколько скоро можно ожидать потепления в русско-грузинских отношениях и проявляются ли в этом направлении какие-либо тенденции уже сегодня? Как Вы оцениваете назначения бывшего посла Грузии в России, дипломата Зураба Абашидзе специальным представителем по вопросам урегулирования отношений с Российской Федерацией?
- Если назначение Абашидзе спецпредставителем для Бидзины Иванишвили является дипломатическим проектом, то для России это является определённым торгом. Если нужно договариваться, то у нас с вами есть Швейцарское посольство и другие каналы для коммуникации, и для этого Абашидзе не нужен!
Мы разошлись слишком далеко... Саакашвили целенаправленно уводил Грузию от России. Россия тоже сделала очень много и сейчас начать всё с «чистого листа» не получится.
Уходя от России, Грузия пришла к Азербайджану и Турции. Сейчас вырисовывается блок – Азербайджан, Грузия, Турция, а с другой стороны – Россия, Армения, Иран. Позиции этих сторон - очень противоположны. Вернуться назад – невозможно, и любые шаги, которые будет делать Грузия, будут влечь за собой обязательства с другой стороны. Новое грузинское правительство хочет поменять всё, но не меняя ничего… Они говорят - мы хотим дружить с Россией, но одновременно хотят идти в НАТО.
- Исходя из существующих реалий, как Вы думаете, господин Андрей, возможно ли принятие Грузии в НАТО?
- В нынешних условиях этого ожидать невозможно. Как и невозможно то, что НАТО откажет Грузии. Держать Грузию в «предбаннике» НАТО - это серьёзный рычаг давления на Россию. Это – тот самый случай, когда «ожидание смерти - хуже самой смерти»... Если бы Грузию приняли в НАТО, это, может, было бы и лучше. Россия уже научилась жить и уже долгое время живёт рядом с НАТО.
Но я - не политик и могу сказать многие вещи, которые не скажет официальное лицо. Я глубоко уверен, что Грузия по своим историческим, географическим, политическим и родственным российским корням просто не имеет себе равных! НАТО для Грузии может стать шагом в бездну! Я - против вступления Грузии в НАТО. Это может повредить интересам как России, так и самой Грузии. Что было бы, если во время войны 2008 года Грузия была членом НАТО?! Я не знаю... Вряд ли полетели бы ядерные ракеты, но если бы Россия и НАТО воевали на территории Грузии, это было бы очень серьёзно…
- Конкретно какими должны быть первые шаги для урегулирования российско - грузинских межгосударственных отношений и что Вы посоветуете новому правительству Грузии, господин Андрей?
- Мы просто выступаем с разных позиций, идём с разных концов. Если для Грузии экономика является первым вопросом в урегулировании отношений с Россией, то для России это является концом, последним вопросом в цепочке. Поэтому наши позиции - диаметрально противоположны.
Россия хочет получить от Грузии другие шаги в политическом плане. Изменение риторики – это, конечно, очень хорошо. В том числе - в отношении Олимпиады - 2014. Важными вопросами являются Музей советской оккупации и открытие железнодорожного передвижения по территории Грузии - разрешение провоза военных грузов из России - на базу в Армении. Здесь новое правительство Грузии стоит перед большой дилеммой: если не откроется железная дорога - сельское хозяйство не будет развиваться и не будут выполнены предвыборные обещания Иванишвили, а с другой стороны, если дорога откроется - возможно начнутся проблемы с Азербайджаном! Это шаг может очень дорого стоить Грузии...
Также, конечно, вопрос закрытия телеканала «ПИК». Он ушёл к частным инвесторам и его будущее - неизвестно. Я бы, например, оставил русскоязычный телеканал, но изменил бы формат.
Что касается Музея оккупации – не надо его закрывать. У Гулбаата Рцхиладзе (руководитель Института Евразии, Грузия – ГРУЗИНФОРМ) была хорошая идея – превратить его в Музей российско-грузинских отношений и честно показать всё плохое и хорошее!
Ещё одним важным вопросом является признание геноцида черкесского народа. Новое правительство должно пересмотреть этот вопрос, такие шаги были бы хорошо восприняты в России.
- Как Вы думаете, какими будут ответные шаги России?
- Открытие российского рынка для грузинской продукции. Это перекроет всё!
- Президент т.н. Южной Осетии господин Тибилов заявил, что видит будущее ЮО в объединении с Российской Федерацией. Насколько перспективно предположение, что в конечном итоге Абхазия и Цхинвальский регион станут частью Российской Федерации, господин Андрей?
- Многие делают ошибку, когда ставят знак равенства между Абхазией и Южной Осетией. Там - абсолютно разные ситуации.
Южная Осетия более склонна интегрироваться с Россией. На данный момент это невозможно, потому что существуют определённые межгосударственные обязательства.
Абхазия же изначально строит свой Абхазский проект. Это - не модель государства, а скорее этнический проект. Это - получение определённых благ абхазского этноса за счёт других. Абхазия зависит от России во всём, но одновременно хочет быть равноправным партнёром. Так не бывает. В таком случае ей надо развивать свою экономику, а этого не происходит. Они даже не сделали Земельный кадастр, потому, что сразу станет ясно - кто у кого украл дом…
К примеру, на прошлой неделе был «Круглый стол» по российско-абхазским экономическим отношениям. Они хотят инвестиций из России, но их законы не способствует развитию бизнеса. Также, в Абхазии - очень сложная криминальная и не существует института судебных приставов. Здесь доминирует абхазский этнос и даже в статье Конституции говорится, что президентом Республики Абхазия может быть только абхаз по национальности, а это - средние века! Они повторяют свои ошибки 19 века, но не смогут сохранить свои средневековые стандарты в современном обществе.
- И последний вопрос, господин Андрей: что представляет главный интерес для России в Кавказском регионе и насколько он совместим с интересами самих стран Кавказа?
- Россия хочет мирного Кавказа и сохранения хороших отношений со всеми странами региона, но исходя из диаметрально противоположно направленных интересов - это сложно… Если мы хотим улучшать отношения, нам нужно вести работу. Ничто не меняется в одночасье. Нам нужно заново научиться жить вместе, нужно делать совместные шаги навстречу друг другу!
Беседовала Наталья Церетели
Москва, 28 ноября 2012 года
ГРУЗИНФОРМ