ПУБЛИКАЦИИ
Школа российско-грузинской журналистики: «Хорошо, что мы, хотя бы, начали говорить!»

1-skola-mtГрузия, 11 февраля, ГРУЗИНФОРМ. На прошлой неделе, в Тбилиси был успешно осуществлён проект «Школа российско-грузинской журналистики», о котором читателям неоднократно сообщало наше информационное агентство. Организаторами мероприятия являлись Политологический центр России «Север-Юг» и некоммерческая организация «Кавказское сотрудничество».

Представители ведущих СМИ России -  журналисты РИА Новости, радио «Маяк», журнала «Русский репортер», газеты «Московские новости» и информационно-аналитического портала «Вестник Кавказа» впервые провели для грузинских коллег тренинги-семинары по использованию новейших информационных технологий и созданию мультимедийного контента. Вместе с тем, специалисты Московского государственного института международных отношений (МГИМО) и Московского государственного университета, вместе с грузинскими экспертами, в рамках Круглого стола «Кавказ 2020 – перспективные сценарии развития региона» обсудили разные актуальные вопросы.

Тренинги-семинары проходили в гостинице «Амбассадор», на них присутствовали до 60 представителей грузинской медиа. В работе первой Школы русско-грузинской журналистики участвовала корреспондент Информационно-аналитического агентства ГРУЗИНФОРМ Наталья Церетели, которая по завершению проекта получила соответствующий сертификат.

В рамках проекта эксперты МГИМО Николай Силаев и Андрей Сушенцов представили грузинскому обществу доклад «Грузия после выборов и перспективы российско-грузинских отношений», который вызвал большой резонанс и  отклик экспертных кругов.

Сегодня Информационно-аналитическое агентство ГРУЗИНФОРМ предлагает читателю интервью с экспертом МГИМО Николаем Силаевым, главным редактором журнала «Русский репортер» Виталием Лейбиным и заместителем исполнительного директора Политологического центра «Север-Юг» Юлией Якушевой.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра кавказских исследований Николай Юрьевич Силаев.

1-skola-1

- Николай Юрьевич, как Вы оцениваете те процессы, которые развиваются в Грузии после выборов 2012 года? 

- Я - человек не вовлечённый во внутренние процессы, которые развиваются в Грузии и, конечно, Вы знаете гораздо больше, чем я. Если посмотреть на эту ситуацию с точки зрения перспектив российско - грузинских отношений, то, кажется, открылось «окно» возможности к нормализации. С обеих сторон есть политическая воля урегулировать отношения.

- Каковы перспективы этих отношений? 

- Во-первых, изменилось политическая риторика и это - очень важно. Во-вторых,  уже открывается доступ для грузинских товаров на российские рынки, а в России очень энергично обсуждаются перспективы «смягчения» визового режима для Грузии. Речь пока не идёт об отмене виз, но то, что пдразумевается «смягчением», вероятно, в ближайшее время состоится.

- Как Вы думаете, какие практические шаги должна сделать Грузия в этом направлении на данном этапе?

- Как Вам известно, мы с Андреем Сушенцовым написали доклад. На наш взгляд, проблемой остаётся ряд статей в Законе Грузии «Об оккупированных территориях». По нашему мнению, само понятие «оккупация» -  контрпродуктивно с точки зрения урегулирования конфликтов. Не потому, что это кому-то неприятно, или сам термин неприемлем для России, нет. Он плох именно с точки зрения урегулирования конфликта! На мой взгляд, нужно восстановить грузино – абхазский и грузино – осетинский диалоги, причём речь не идёт о признании их как независимых государств - мы говорим о том, чтобы их вновь считать политическими субъектами.

-  Какова роль России в этом процессе? 

- Россия готова поощрять этот процесс и создать новые условия.

- Как стало известно, правительство Грузии планирует внесение изменений в Закон “Об оккупированных территориях”. Уже отправлен в Парламент Грузии законопроект для обсуждения, согласно которому лицо, которое впервые пересечёт границу оккупированных территорий, будет лишь оштрафовано в административном порядке на 500 лари, и лишь в случае повторного пересечения границы против него будет возбуждено уголовное дело. Как Вы оцениваете это изменение?

- Я думаю, что это, в первую очередь, разумный шаг. Довольно много российских туристов ездят в сторону Абхазии. Понятно, что они не ставят штамп в загранпаспорт, но всё равно остаётся неясность - будет ли применён к ним Закон «Об оккупированных территориях» при пересечении границы Грузии?

Очень хорошо, что правительство Грузии планирует как-то изменить положение Закона, который касается уголовной ответственности за поездку в Абхазию, или в Южную Осетию. Кроме того, есть люди, например - моей профессии, которые  должны ездить туда по работе - чтобы взять интервью, или на месте ознакомиться с ситуацией.  Мы ведь тоже оказываемся под угрозой уголовного преследования... Поэтому то, что сюда вносится какая -то ясность, это - позитивно, и в России это будет воспринято хорошо.

- Николай Юрьевич, новая власть Грузии – коалиция «Грузинская мечта» - разделяет внешнеполитический курс страны, который осуществляло «Единое национальное движение». По Вашему мнению, можно ли одновременно стремиться к Западу, к НАТО, и возобновить дружеские отношения с Российской Федерацией? 

- Россия исходит из того, что перспективы интеграции Грузии в НАТО - крайне маловероятны, так же, как перспективы интеграции в Евросоюз. При этом, к сближению Грузии с Европейским Союзом в России традиционно относились проще - потому, что речь не шла об угрозе перемещения военной инфраструктуры НАТО к российским границам.

Поскольку ясно, что в НАТО Грузию сейчас не примут, то на этот счёт заявления грузинских официальных лиц в России пропускают мимо ушей, как некую стандартную риторику, которая была принята и от которой, в текущей ситуации, никто не может отказаться.

- Государственный министр по вопросам реинтеграции Паата Закареишвили заявил, что Грузия готова восстановить железнодорожное сообщение через Абхазию. Как Вы думаете, какие дивиденды это принесёт  Грузии? 

- На мой взгляд, восстановление железнодорожного движения по этому маршруту было бы полезно не только для перемещения грузов, а для восстановления диалога, который будет сопровождать этого процесс. Это - диалог по неполитическому вопросу, который вовлекает Грузию, Абхазию и Россию, и который параллельно может решить много текущих проблем, которые в течении многих  лет не получили решения: режим перемещения людей и грузов через границу и многие другие. Возможно, восстановление железнодорожного сообщения через Абхазию, восстановление абхазского участка Закавказской железной дороги и не станет первым шагом, но как крупный проект это может быть интересно не только с точки зрения результатов, а с точки зрения самого процесса.

- Кроме экономической, у этого вопроса есть и важнейшая политическая составляющая, например - где будет располагаться граница между Россией и Грузией...

- Граница России проходит по Псоу, граница Абхазии, которое признана Россией в качестве независимого государства, проходит по Ингури, а Грузия не признаёт эти границы – это факт. Если увязать решения этих вопросов с восстановлением железнодорожного сообщения, или с трансграничным перемещением, мне кажется, это не приведёт к тому, что железнодорожное сообщение возобновиться... Сначала нужно установить какую- то систему связей, создать доверие и лишь после этого приступать к решению всех остальных вопросов. Вопрос о статусе - это самый сложный вопрос и начиная с него мы, скорее всего, не получим ничего!

- Господин Николай, в Тбилиси Вы, вместе с грузинскими экспертами, несколько дней обсуждали различные важные вопросы. Разрешите поинтересоваться - насколько приемлемы были для обеих сторон реально существующие позиции?

- Встречи были очень полезными, потому, что мы увидели существующий спектр мнений среди грузинского экспертного сообщества. Что касается доклада, который мы написали с Андреем Сушенцевым, он встречает много скептиков  как в Москве, так и в Тбилиси и я думаю, что это - совершенно естественно. У людей, явно, больших ожидании нет и это - нормально.

С другой стороны, все признают необходимость того, что в новой ситуации нужно каким-то образом переоценивать свои позиции и заново их акцентировать. С этой точки зрения с нашими грузинскими коллегами мы, несомненно, продвинулись. Другое дело, что здесь очень любопытен спектр оценок: одни нас спрашивали - МИДовский ли этот доклад (отображает ли официальную позицию МИДа)? А другие интересовались - как нас вообще пустили сюда с таким прогрузинским докладом?! 

Главный редактор журнала „Русский репортёр“ Виталий Лейбин«Мне кажется в российско – грузинских отношениях сейчас происходит что-то очень хорошее. После той трагедии, которая произошла 2008 году, я даже не думал, что это может начаться так быстро! Кажется, будут изменения в экономике, в визовом режиме и в разных других вещах. Это - здорово, потому что это вопрос не только политики, а вопрос человеческого достоинства и это - самое главное!».

1-skola-2

 - Вопросы политики и экономики почти всегда затмевают тему культуры, культурных связей между нашими странами: каким должно быть сотрудничество России и Грузии в этом направлении?

- Мне кажется, писатели, композиторы, учёные и многие другие работники интеллектуальной сферы вообще никогда не имели больших  несогласий... Грузинскую культуру - в России и русскую культуру - в Грузии профессионалы всегда очень уважали! Более того, мне кажется, что и политические позиции деятелей культуры в обеих странах - одни. Известно, что большинство российских деятелей культуры настроены оппозиционно в отношении существующего правительства РФ. Здесь, мне кажется, проблема одна – наши культуры продолжают бороться с Советским Союзом, которого давно уже нет (улыбается)... Нужно перестать бороться против Советского Союза, которого нет и работать на то, чтобы увеличить мощь нашей культуры и культурных связей наших стран!

- Как мне известно, Вы в Грузии - впервые, как Вам понравился Тбилиси?

- Да, так получилось что я - впервые в Тбилиси: я ошеломлён! До сих пор думал, что фильм „Не горюй!“ - это сказка, но оказывается это – реальность! Я ходил по дворам, заходил в кафе, где со стола на стол передают вино, люди знакомятся за минуту и начинаются братские отношения – это то, что мы любили в грузинской культуре, всё это ещё живо и, надеюсь, что будет продолжать жить! Надеюсь, что то влияние, которое оказало Грузия на русскую культуру и наоборот, сохранится.

- Как Вы оцениваете проект Школы русско-грузинской журналистики, в рамках которой Вы находитесь в Тбилиси?

- За Круглым столом много раз прозвучал один и тот же тезис: «Хорошо, что мы, хотя бы, начали говорить!». Это – тезис, с которым все согласны. И все очень осторожны в том, чтобы высказывать какие-то мнения на счёт будущего – каждый должен делать, что должен, и будет то, что должно быть! 

Заместитель исполнительного директора политологического центра „Север – Юг“ - Юлия Якушева: «Школа журналистского мастерства, которую мы провели в Тбилиси - это наш первый шаг по сближению между гражданскими обществами России и Грузии. Мы испытываем недостаток общения с нашими грузинскими коллегами. Я хотела бы подчеркнуть, что это - не политический проект. Мы и так общаемся на одном языке  - в прямом, и в переносном смысле! Хотим, чтобы мы вместе обсуждали острые вопросы и чтобы вот эта связь, которая всегда была между нашими народами, она поддерживалась.

1-skola-mt

Этот проект - не только грузинский, то есть, проводится не только в Грузии. Политологический центр „Север – Юг“ реализует проект школы в странах Южного Кавказа в целом. В частности, мы уже провели такую школу в Баку и в Ереване. Итогом проекта должна стать Общекавказская Школа журналистики, которая пройдёт в конце 2013-го года в Сочи.

- И всё-таки, каковы Ваши дальнейшие планы относительно Грузии? 

- Мы видим заинтересованность среди грузинской молодёжи и общества, медия кругов. Надеемся, что будет реализовано ещё много, в том числе -  совместных проектов. Естественно, мы будем взаимодействовать с выпускниками этой школы. Мы хотели бы, что грузинские журналисты проходили стажировки, печатали публикации в российских СМИ и имели возможные коммуникации с российскими коллегами и с коллегами из стран Южного Кавказа.

Конечно, пока ещё рано говорить о конкретных проектах - гуманитарные взаимодействия между нашими странами только - только начинаются и пока проходят в сложных условиях. Но мы очень надеемся, что в дальнейшем эти проекты будут реализовываться на постоянной основе.

P.S. 4 февраля 2013 года, когда в гостинице «Амбассадор» началась презентация первой Российско-грузинской школы журналистики, перед зданием гостиницы, в параллельном режиме, прошла немногочисленная шутовская акция протеста со свистом, организованная печально известным бомжем Олегом Панфиловым.

Протест панфиловцев, находящихся на довольствии «Единого национального движения», якобы, был вызван тем, что российские гости проведут грузинским журналистам «мастер-класс фальши», эксперты будут проповедовать «демократию Путина», что в Грузию приехали «агенты ФСБ» и что эта школа послужит лишь «вербовке журналистов», что и было написано на их убогих транспарантах...

1-skola-4
На вопрос корреспондента ГРУЗИНФОРМ -  кто организатор акции, можно ли с ним поговорить, чего они добиваются и почему их не интересует наше мнение? – нанятая Саакашвили группа протестантов, очень похожая на группу Пуси Райт, дружно отвечала: «У нас нет организатора, а ваше мнение нам не интересно потому, что вам нечего нам сказать!»