Грузия, 15 февраля, ГРУЗИНФОРМ. Руководитель Института Евразии Гулбаат Рцхиладзе в связи с актуальными процессами в стране дал интервью газете "Ахали Таоба".
- Оценка произошедшего 8 февраля: Была ли это очередная провокация националов?
- Провокация, направленная на пиар за рубежом, для создания образа «мучеников» из нац-банды. Собравшиеся у Национальной библиотеки бывшие политзаключенные не были настроены на драку, их целью было недопущение просроченного президента и его свиты в здание, т.е., блокирование здания. Я сам был там и все хорошо видел, попал даже в давку, упал и повредил ногу. Беспорядки вызвало поведение Угулавы, перед которым шла охрана и расправилась с несколькими людьми. Это вызвало возмущение в народе и вызвало обратную реакцию. Некоторых националов избили, самого Угулаву с трудом утащили целого.В конечном итоге, переведя в политическую плоскость, это означает, что ни одна сторона не выиграла. Все дело в интерпретациях – кто хочет, может выставить бывших политзаключенных нарушителями закона, а в пользу второй стороны можно сказать, что народ указал свое место просроченному президенту и мальчишке мэру, унизил их и не дал возможность передвигаться. Какая версия будет доминантной в восприятии народа, это дело пиара. К сожалению, власть пустила на самотек дело информационной политики. Непонятно, за что получают крупные премии сотрудники специальной информационной службы при государственной канцелярии.
- По словам главы МВД, у них была информация об этом и они заранее приняли меры. Как вы думаете, была ли защищена безопасность президента и его сторонников?
- Полиция на самом деле сделала два коридора. Министр Гарибашвили сделал все, что от него требовалось. Но есть и такой момент. Сам факт появления просроченного президента на публике было бы провокацией и вызвало бы большие беспорядки, что закончилось бы более тяжелыми последствиями. Полиции пришлось бы вступить в конфликт с народом. Еще к 12 часам у библиотеки появился начальник службы протокола Саакашвили, Дарчиашвили, который принюхался к ситуации и возвратился назад. К тому времени там уже собралась часть бывших политзеков. Видимо, Дарчиашвили правильно объяснил ситуацию своему хозяину и тот передумал приходить в библиотеку. Зато устройство провокации взял на себя Угулава.
- Этот факт вызвал отклики на международном уровне. Отразится ли происшедший факт негативно на имидже новой власти?
- Возможно, так и будет, но это не трагедия. Если мы продолжим плясать под дудку Запада, не добьемся большего, чем при прежней власти. Грузия должна сформироваться суверенным государством, и Запад не должен вмешиваться в наши внутренние дела. Кстати, хороший ответ дали послу США Норланду грузинские пикетчики у авлабарской резиденции Саакашвили. Такая же позиция должна быть у правительства. Мы должны окончательно осознать, что Саакашвили протянул 9 лет у власти, и не рухнул хотя бы в ноябре 2007 года потому, что имел поддержку из-за рубежа. Я не имею в виду, что вообще следует игнорировать мнение Запада, так как Саакашвили полностью подчинил Грузию Западу и из этого рабства нас не выведет и Иванишвили за несколько месяцев. Поэтому нужна информационная работа с Западом, мы должны привлечь на свою сторону всех тех, кто не покровительствовал Саакашвили, и убедить их, что боремся с антидемократическими силами. Но путь должен быть ясным – мы хотим независимую Грузию, которая сама принимает решения. До сих пор Грузия не была независимой, ни принятием Акта о независимости 1991 года она не стала такой, ни во время правления Шеварднадзе или Саакашвили. Грузия пока имеет лишь внешние атрибуты независимого государства. Это положение мы должны превратить в реальную независимость.
- Есть ли у Национального движения ресурс для реванша, к чему он готовится?
- Как выясняется, у националов есть свои боевики. Одну из таких баз обнаружили и пикетировали Шота Апхаидзе, Леван Читадзе и другие – у дома-офиса Хвичи Макацария. Кроме того, никуда не уходили «резервисты», мобилизованные в Самегрело – персонажи известного списка Аласания. Недавно, на запрос эксперта по вопросам безопасности, Давида Пурцхванидзе, в Совет безопасности Грузии, от имени Гиги Бокерия ему ответили, что резерв продолжает свою деятельность. На это у правительства нет реакции. Гарибашвили является прекрасным министром, но если мы поместим его в излишне демократические рамки, в то время как эти рамки не действуют для националов, его деятельность будет малоэффективной. В стране должна быть создана революционная среда, нац-банда должна быть полностью искоренена, выявлены стратегические объекты, которые они контролируют, все это должно быть отнято у них. Кто является криминалом, надо поместить в тюрьму, кто осуществлял лишь «интеллектуальную поддержку», маргинализованы в обществе и быть в изоляции. Знаю, что говорю неприемлемые вещи с точки зрения правозащитников, но я политолог, и в первую очередь, реалист. Сначала создадим прочную реальность, и потом будем защищать права националов. Если этого не случится, у националов появляются небольшие, но шансы, спастись политически и сохранить влияние на определенные процессы, но я все же не ожидаю их триумфального возвращения, настолько сильна ненависть народа к ним. Но недопустимо, чтобы они сохранили хоть какое-то влияние в стране, потому что, вместе с финансовыми рычагами, это будет источником постоянной дестабилизации. Поэтому повторяю: Национальное движение, как преступная организация, должна быть ликвидирована, в той или иной форме.
- Больше всего критики звучит в адрес внешней политики новой власти. Какова ваша оценка?
- Не вижу предмета для критики. Его святейшество, патриарх Илья, поставил точку в этой дискуссии: войну 2008 года начала банда Саакашвили и Грузии нужны братские отношения с Россией. Я лично говорю об этом уже долгое время, но совсем другое дело, когда это гворит католикос-патриарх. Очень быстро произошли изменения в отношениях с Россией. Следующим этапом должно стать возобновление дипломатических отношений и полная нормализация.
- Возможно ли для страны сохранить курс на интеграцию с Евросоюзом и НАТО, и одновременно улучшить отношения с Россией?
- Конечно, возможно. Наш курс в отношении Евросоюза и НАТО условен. Там нас никто не ждет. Жизнь же толкает нас к сближению с Россией, чтобы найти выгоду в экономических отношениях, оживить культурные контакты и гуманитарные связи. Пусть курс на сближение в ЕС и НАТО остается курсом, не вижу проблемы. Путешествуют Майя Панджикидзе и Алексий Петриашвили в странах Запада, делают красивые заявления – прекрасно. Рынок Евросоюза для нас, прямо или косвенно, к сожалению, закрыт, а то ориентация на рынок России не была бы самоцелью. Опять-таки, мы должны исходить из реальности.
- Урегулирование отношений с Россией будет ли гарантией возвращения потерянных территорий Грузией?
- Сначала мы должны разобраться, что значит возвращение территорий. Как общество это понимает. Абхазы и осетины должны стать нашими крепостными? На этих территориях должны развеваться только грузинские флаги? Здесь должны стоять этнически грузинские соединения армии и полиции? Должностные лица назначаться из Тбилиси? Вот на эти и многие другие вопросы надо ответить. Странно, что на эти темы не идет никакая дискуссия. Не знаем, чего хотим и требуем того, чего не знаем! Когда проясним для себя, что мы хотим, более понятным станет и то, что стоит ожидать от России. Одно ясно – без России диалога с абхазами и осетинами не получится. Хотя мы называем их братьями, но они так не считают – исходя из 25-летней практики, которую завершил Саакашвили 2008 годом.
- Недавно в Грузии гостили журналисты и эксперты из России. Какова была цель визита, и каковы перспективы?
- Это была делегация специалистов высшего класса. Они провели мастер-классы для начинающих грузинских журналистов. Параллельно, приезжали политологи, сотрудники МГИМО (Московского государственного института международных отношений), Николай Силаев и Андрей Сушенцов, которые представили очень интересный, сбалансированный доклад о настоящем и перспективах русско-грузинских отношений. Пропаганда Саакашвили приучала нас к тому, что Россия это только танки, и те ржавые, но прочитавшие этот доклад люди поймут, что современная Россия намного более развита, чем думают некоторые. В России есть специалисты, которые смотрят на сложнейшие проблемы трезво, конструктивно и серьезно. Бросается в глаза симпатия авторов доклада к Грузии. Это был первый шаг на пути начала диалога между русскими и грузинскими экспертами, и в результате этого диалога возможна выработка рекомендаций для руководства двух стран. Приезд Силаева и Сушенцова не был просто визитом частных лиц, за ним стоит позитивное отношение российского истеблишмента. Хочу воспользоваться случаем и поблагодарить Министерство внутренних дел Грузии, которое, на основе моего и Шоты Апхаидзе официального обращения, отменило провокационные ограничения на въезд в Грузию российских экспертов. Нац-банду именно потому и не устраивал приезд таких российских экспертов, что они достойно представляют Россию и создают все условия, для начала равноправного диалога между Россией и Грузией.
Беседовала Шорена Гонгладзе