ПУБЛИКАЦИИ
Война доктора Лилу

gias_suratiХорошо известно, что любая война рано или поздно заканчивается. Но бывают, оказывается, исключения. Уже много лет ведет свою войну врач Георгий Лилуашвили за запрет использования военного полигона в Вазиани, опасного для здоровья военнослужащих и местных жителей, а правды никак не добьется.Теперь обо всем по порядку.

Выпускник военно-медицинского факультета Тбилисского медуниверситета Георгий Лилуашвили был распределен в I механизированную бригаду, квартировавшую в поселке Вазиани. Здесь молодого военврача определили начальником медслужбы артиллерийского дивизиона.

Перед отправкой к месту службы Георгия позвал к себе для инструктажа начальник факультета профессор Зураб Кацадзе. Как оказалось, профессору было что сказать своему питомцу. Его напутственные слова содержали весьма тревожную информацию, какую необходимо было держать в голове новобранцу от медицины при работе с личным составом. Предостережения наставника были более чем обоснованными. Именно в Вазиани до выхода в отставку служил Зураб Кацадзе в дивизии советских войск в должности командира санитарной роты.gia_vaziani

Словом, перед отправкой в бригаду лейтенант медслужбы Георгий Лилуашвили был прекрасно осведомлен о том, что территория воинской части и прилегающего к ней полигона находятся в зоне повышенной инфекционной опасности. И что еще в советские времена почти вся здешняя дивизия страдала от острых кишечно-желудочных заболеваний, принявшей впоследствии характер эпидемии болезни Боткина. Тогда же, в 80-х годах прошлого столетия, в дивизии по этому поводу был объявлен карантин.oivrbun_archeuli

Болезнь территории, судя по всему, появилась в давние времена. Доказательством этому служит заброшенное кладбище, на котором в период Второй мировой войны хоронили военнослужащих, умерших от инфекционных заболеваний в местном эвакуационном госпитале. Вот таким знанием располагал Георгий, отправляясь к месту своей первой, и, как оказалось, единственной на сей день службы.

По прибытии на место, молодому военврачу не составило особого труда вскоре же установить и основную бактериологическую опасность здешних мест. Она оказалась в воде!

Лилуашвили: Дело в том, что вода в бригаду поступала из небольшого местного водохранилища, которое советские дивизионные тыловики обильно разбавляли хлоркой. А после беспроблемного ухода отсюда дивизии, связанного, по моему убеждению, не только с мотивами политическими, а и проблемностью здешней земли, все вернулось к первобытному состоянию.surati_1

Вот в такой ситуации оказалась наша бригада, оказавшись на пустующем месте убывшей дивизии.

Буквально с первых дней моего пребывания в части солдаты приносили мне склянки с т.н. питьевой водой, в которой плавали небольшие пузатые червячки. Естественно, что я счел своим долгом доложить об этом начальству. Однако начальство на сигнал никак не отреагировало. Более того, в лице комбрига полковника Начкебиани оно сделало Лилуашвили строгое словесное внушение: мол, негоже офицеру выносить сор, то бишь -червячков, из избы. Но не тут-то было. Георгий оказался человеком твердой, справедливой закваски. Видя первейший свой долг в заботе о здоровье подопечных себе солдат, артиллерийский доктор шагнул дальше. К водопроводным кранам он велел приделать небольшие мешочки из бинтов. Ловушки вскоре же заполнились теми же червячками.

А когда начальство и на этот раз отделалось молчанием, Георгий вынужден стал обстреливать тревожными донесениями само министерство обороны. И в этот раз, видимо, не промахнулся, ибо оттуда прислали-таки наконец комиссию. Хотя эта самая, с позволения сказать, комиссия, повела себя странным образом. Не разобравшись в существе дела, она тут же приняла сторону командования: «Вода чистая, пить можно!» - таков был ее окончательный вердикт.surati_12

Врач с таким ложным и постыдным выводом согласиться, разумеется, не мог. Вот тут, пожалуй, и берет начало неравная война, какую ведет он с военным командованием и какой, увы, не видно конца.

Следующим шагом правдоискателя был поход в одну из тбилисских химических лабораторий, куда он вместе с другими, не утерявшими совести, коллегами принес на анализ воду. Ту самую, червородящую… Лабораторские крайне подивились: как, только недавно от вас воду приносили!.. Прекрасная вода, дома бы такую…

Ничего себе поворот!.. Но как выяснилось, командование, сыграв на опережение, отослало на экспертизу ключевую воду … из боржомских родников!

И тут в нашей истории нашелся добрый человек в лице начальницы медслужбы оборонного ведомства госпожи Додо Туркошвили. Прознав про выходку командования вазианцев, она направила в бригаду спецгруппу – разобраться и доложить обо всем там происходящем. Правда, оборонцев в часть не пустили. Надо полагать, что у командира Начкебиани была на это санкция из более высокой инстанции, понимай – от самого тогдашнего министра обороны Георгия Барамидзе! Факт этот, должен признать, также весьма удивителен, ибо экс-министр пришел в политику из движения «зеленых». Уж кому - кому, а ему было прекрасно известно и о том, что земля в Вазиани не только сильно загрязнена, но и содержит высокий радиационный фон. И что именно по требованию «зеленых» в ней было зарыто поступившее в Грузию в большом количестве зараженное мясо из района Чернобыльской катастрофы! Поэтому позиция, занятая в этом деле т.н. министром граничит, мягко говоря, с предательством национальных интересов страны. Ведь дело идет не только о здоровье молодых защитников Отечества, а и проживающих в Вазиани и его окрестностях большом количестве мирных жителей. Исходя из всего вышесказанного, каждый из них является потенциальным носителем зловредных вирусов, могущих стать причиной массовой эпидемии в стране.yicfuko

- И что, батоно Георгий, ни до кого достучаться в итоге так и не удалось?

- Не скажите. При приемниках Начкебиани на посту комбрига предпринимались попытки наладить водоснабжение, доставляя воду по трубам из Тбилиси. На это были выделены весьма солидные финансы. Но работы производились небрежно, на скорую руку, без должной изоляции системы трубопроводов. В результате пресыщенная солью здешняя земля быстро проедала в трубах ржавые плеши, насыщая воду вредными веществами.

- Выходит, что «воз и ныне там»?

- Получается, что так. Во всяком случае, опасность возникновения новой волны эпидемий остается. Зато весьма успешно власти разобрались со мной, решив, наконец, избавиться от моих справедливых домогательств. Причем, сделано это было весьма любопытно, я бы сказал - в лучших традициях жанра трагикомедии! Произошло вот что: желая поскорее избавиться от «закоренелого кляузника», было решено отправить меня в качестве одного из лучших офицеров части (как вам такой цинизм, а?!) на учебу … в Соединенные Штаты Америки! А перед этим я должен был пройти курсы английского языка в нашей Военной академии. Так вот, в то время, как я осваивал премудрости языка Шекспира, в бригаде успели подготовить другой приказ, полностью исключающий первый – о моем служебном несоответствии занимаемой должности... Словом, вместо поездки в Штаты для повышения квалификации я оказался выброшенным на улицу. Но и это еще не все - на требование ознакомить с приказом о моем увольнении, мне предоставили сразу три его варианта:

а) служебное несоответствие;

б) за неблаговидный поступок, порочащий офицера;

в) в результате проводимой в войсках реорганизации и в связи с сокращением штатов.

Тем самым, мне как бы было сказано (и сделано это в весьма издевательской форме): мол, выбирай сам, какой из приказов тебе больше по душе...

Ну а мне, сами понимаете, больше по душе правда и справедливость. Потому и отправил для прояснения ситуации запрос в Министерство обороны. Ответ пришел более, чем странный: «В военном ведомстве сокращения штатов не проводятся. Напротив – имеются вакансии». Бегу в кадры, но и там – «глухая стена»: помочь не можем, обращайтесь в суд. Суд, как ни покажется странным, взял мою сторону. Приказ о моем увольнении был аннулирован.

Однако, радость правдолюбца оказалась преждевременной. Министр Ираклий Окруашвили, ныне скрывающийся за рубежом, позволил себе внести изменения даже в постановлении суда, по которому теперь выходило, что решение об увольнении было законным, т.е. справедливым! Для Георгия Лилуашвили опять началось ненастье новых судебных тяжб. На этот раз судейские будто бы «прозрели», в один голос утверждая, что в действиях Окруашвили нет ничего противозаконного. Дело закончилось тем, что спустя два года от начала всей этой кутерьмы и его первого увольнения из рядов армии, доктор Лилу (как его называли сослуживцы) был уволен во второй раз. Такая честь, следует признать, мало кому из нас выпадала. Но с той поры терзают его душу сомнения – а в той ли он живет стране, о которой в наших «телеящиках» с утра до ночи долдонят, как о светоче демократии и свободы???

Нет, не спешите, до точки еще не добрались. В ходе военной кампании августа 2008-го доктор Лилу предпринял новую попытку вернуться на службу в трудный для страны час. Неожиданно для него попытка на этот раз удалась. В те дни срочно создавался военно-полевой госпиталь, в ряды которого он и был призван. Георгий, с присущим ему чувством ответственности, исполнил свой профессиональный долг. Война продлилась совсем недолго и все вернулось на круги своя. Доктор Лилу вновь погрузился в омут своих невеселых дум. И тех самых кляузных вопросов. Так, призвать- призвали, но на какую должность - так до сих пор и не знает… А так, как приказа об увольнении из госпиталя не поступало (как бы, не за что гнать) - то почему денег не платят?! Но главные заботы - все же о полигоне.

В этих нелегких мыслях невольно возник эпизод, когда у сотни наших доморощенных «командос» при медицинском обследовании обнаружились «хламидиус» - болезнетворные микробы, вызывающие инвалидность, импотенцию, бездетность, ухудшение зрения. Ребята, помнится, просили тогда компенсации – ведь всю зарплату на лечение тратили! Но замяли, не придав огласке, как все то, что не проходит по разряду «радости восхождения»…

И всё же: кому-то же надо об этом позаботиться, в конце то концов?! Черт с ним, с полигоном, люди дороже! Теперь вся надежда - на Страсбург, куда отослал все свои «вздорные» бумажки.

Так и коротает время в активном безделье старший медицинский лейтенант Георгий Лилуашвили. А годы проходят, все лучшие годы…

 

Гиви Бакрадзе – специально для Информационно-аналитического агентства «ГРУЗИНФОРМ»