Видимо, это не устраивает все еще владеющих основными телевизионными каналами и многими сайтами в интернете "националов" и их приспешников. Против Института Евразии была развязана клеветническая кампания, а на отдельных участников собрания был произведено психологическое давление. Самым ярким примером этого служит телевизионное шоу, вышедшее в эфир Общественного вещателя - Первого телевизионного канала 1 марта.
Видео (на грузинском языке).
Агрессивным и почти истеричным тоном, ведущая программы Е.Квеситадзе, кстати, супруга бывшего "полицая" в структурах МВД - Шоты Утиашвили, требовала от явно ошарашенной певицы Ирмы Сохадзе (участника собрания и сторонника восстановления русско-грузинской дружбы) многократного повторения слова "оккупация" и признания того, что "Путин - плохой". Было смешно, слушать истерику Квеситадзе, но было жалко смотреть на потиравшую от волнения руки Ирмy Сохадзе, которая была явно неготова к такому натиску. И всё это происходило на Первом общественном канале, который финансируется налогоплательщиками. Хорошо, что распоясавшуюся жену "полицая" немножко усмирил композитор Джемал Сепиашвили.
То, что прозвучало в студии, видно из ниже приведенного письма, которого руководитель Института Евразии направляет перечисленным в письме адресатам:
Председателю попечительского совета Общественного вещателя –
г-ну Г.Гахеладзе,
Генеральному директору Общественного вещателя –
г-ну Г.Бараташвили
Исполнительному директору Совета хартии по журналистской этике –
г-же Тамар Кордзая
Уважаемые господа, обращаюсь к Вам в связи с вышедшей в эфир Общественного вещателя 1 марта 2013 года передачей "Акценты", которую, как обычно, вела г-жа Е.Квеситадзе. Ведущая передачи навязала общественности умышленную дезинформацию. В частности:
В ходе передачи, начиная примерно с 08 минут и 10 секунд, она завела беседу о тексте распространенного на собрании итогового заявления, суть и содержание которого она исказила путем манипуляций и изъятия из текста отдельных фраз. Квесадзе говорит, что Институт Евразии распространил документ, в котором в связи с войной 2008 года якобы содержится формулировка:
"Войну не начинала ни Россия, ни Грузия, начало войны предопределила воля отдельнтых политиков. Августовская война является величайшей трагедией, но эта трагедия должна еще больше сблизить нас".
При этом г-жа Ека ссылается на какие-то мифические "агентства", которые якобы распространили такой текст, что является абсолютной ложью. Единственным информационным источником, который распространил отрывки текста резолюции до настоящего момента, когда пишется это письмо, является интернет-издание "Нетгазета". Указанное издание совершенно корректно передает отдельные отрывки из документа, распространенного на встрече представителей интеллигенции и молодежи 27 февраля в гостинице "Вере Палас". Приведенная выше искаженная цитата в "Нетгазете" опубликована в следующей (т. е. правильной) редакции:
«В оценке августовской войны 2008 года полностью поддерживаем позицию католикоса-патриарха Грузии, Ильи Второго: войну не начинала ни Россия, ни Грузия, начало войны предопределила воля отдельнтых политиков. Августовская война является величайшей трагедией как в отношениях грузин и осетин, так и грузин и русских. Но эта трагедия должна еще больше сблизить нас, чтобы похожие ошибки были исключены в будущем».
Как видите, мнение его Святейшества, Католикоса-Катриарха Ильи Второго г-жа Квеситадзе "приписала" Институту Евразии, кроме того, она изъяла весьма важную фразу о том, что война величайшая трагедия в отношениях грузин с осетинами и русскими, а эта трагедия нас должна сблизить с той целью, чтобы подобных трагедий не было в будущем. Такое сокращение цитаты исказило ее смысл. Дла справки, чтобы у Вас не осталось сомнений, я приведу цитату сделанного католикосом-патриархом заявления, которая использована в документе Института Евразии. В частности, во время своего последнего визита в Москву (январь сего года) Патриарх заявил:
"Я встретился с Владимиром Путиным и мы пришли к согласию, что так продолжаться больше нельзя. Президент России сделает всё, чтобы мы остались братскими государствами" - заявил Илья Второй. Как отметил патриарх, в произошешем "не повинна ни Грузия, ни Россия". "Это вина отдельных людей. Я благодарю всех присутствующих здесь, что вы любите Грузию и мы это чувствуем".
Перепроверить данное сообщение агентства "Иверони" от 24 января 2013 года можно на российских сайтах, и конечно же, в патриархии Грузии. Эта информация не подлежит сомнению и именно поэтому Институт Евразии сослалась на нее, что было так бесстыдно скрыто г-жой Квеситадзе.
Ясно, что г-жа Ека умышленно пыталась дезинформировать находящуюся в студии госпожу Ирму Сохадзе и зрителей Общественного вещателя в целом, другого объяснения такому сокращению цитаты из документа не существует. Этим она злоупотребила занятым финансируемом общественностью местом, что, возможно, и украшает приближенное к "аналитическим" полицмейстерам прежней власти лицо, однако однозначно неприемлемо для журналиста. Таким образом г-жа Ека напрямую нарушила журналистскую этику.
Кроме того, в передаче много раз была упомянута основанная мною организация - "Институт Евразии". Г-жа Ека пыталась получить разъяснение о мотиве нашего института, когда было организовано собрание интеллигенции и молодежи, от отобранных на ее вкус респондентов. Конечно, г-же Еке и в голову не пришло, в этой связи обратиться непосредственно к Институту Евразии, у которого есть юридический и фактический адреса, он зарегистрирован согласно грузинскому законодательству и функционирует совершенно открыто, не избегая контактов с журналистами.
Место имела попытка навредить репутации нашего института, якобы мы выполняем чьей-то политический заказ – этот "кто-то", конечно же, Российская Федерация. Основанный в 2009 году Институт Евразии не раз был упомянут в контексте Евразийского Союза, которого пока вообще не существует на карте и Грузию туда никто и не приглашает. Но Квеситадзе упорно пыталась связать наш институт с несуществующим Евразийским Союзом. Это тоже скорее устаревший метод спецслужб, нежели приемлемый для журналиста Общественного вещателя поступок. Даже самая необъективная масс-медиа, ради сохранения фасада объективности, попыталась бы получить информацию от первоисточника – в данном случае, Института Евразии. Однако г-жу Квеситадзе настолько пугает правда и настолько она увлечена попытками освоить услышанные в спецслужбах полит-технологии, что она не осмелилась использовать даже такой примитивный трюк. Хотя, так или иначе, она и в этом отношении нарушила журналистскую этику. Не говорю уже об избранном ею в этой передаче истеричном тоне, тенденциозности и примитивно поставленных вопросах, хотя это уже дело вкуса.
Исходя из всего сказанного выше, обращаюсь к руководителям Общественного вещателя с уважением, но с категоричным требованием:
Зачитать данное письмо полностью в рамках той же передачи Общественного вещателя, посредством которой была озвучена злостная дезинформация против нашего института.
К генеральному директору Хартии журналистской этики, также с уважением, обращаюсь:
Дайте оценку проявленным Е.Квеситадзе в передаче "Акценты" от 1 марта устремлениям и поддержите наш институт в требовании, чтобы Общественный вещатель дезауировал распространенные через его эфир инсинуации.
В качестве приложения высылаю распространенный на собрании документ, который не предназначался для подписи, а был устно поддержан абсолютным большинством собравшейся общественности, с учетом отдельных стилистических замечаний.
С наилучшими пожеланиями,
Гулбаат Рцхиладзе -
кандидат политических наук,
руководитель Института Евразии