Грузия, 13 марта, ГРУЗИНФОРМ. Как политическая партия, как политический субъект Единое национальное движение уходит с политической арены, - сказал недавно в интервью радиокомпании «Голос России» известный грузинский политик, руководитель Центра проблем глобализации, доктор политических наук Александр Чачия, комментируя противостояние между парламентом и президентом Грузии в связи с отменой выступления Михаила Саакашвили с ежегодным отчетом перед законодателями
"Конфликт связан с тем, что парламентарии решили перенести отчет президента Саакашвили, позже его заслушать. Я не знаю, что будет с его отчетом… Они обязаны его выслушать. Он обязан сделать этот отчет перед Парламентом, это - его конституционная обязанность. Поэтому, рано или поздно, это должно состояться. Но сегодня обе стороны не готовы к этому акту. Саакашвили мало что может сказать в данной ситуации. Что бы он ни сказал, это вызовет бурю эмоций у большинства в Парламенте. Начнутся всякого рода столкновения и в зале, и в обществе.Мне представляется, что обе стороны сегодня стараются избежать открытого противостояния, открытого конфликта. Это - с одной стороны. С другой стороны, ведется ведь следствие по целому ряду дел, в которых, так или иначе, высвечивается негативная роль самого Саакашвили. Поэтому я думаю, что у части депутатов есть желание немножко подождать с этим отчетом, чтобы выдвинуть президенту серьезное обвинение по итогам этого расследования. А Саакашвили решил сделать очередной пиар-ход. Он в этом смысле - очень квалифицированный человек. Он решил выступить из Национальной библиотеки, обратиться к народу. Но обращение к народу – это не отчет перед Парламентом. Поэтому отчет перед Парламентом ему все же предстоит сделать.
- Насколько сильны сейчас позиции Саакашвили?
- У него есть определенные позиции. В чем они выражаются? Они выражаются в том, что на уровне местного самоуправления среди людей, которые прошли по итогам последних выборов в органы местного самоуправления в большинстве районов, много представителей его партии "Единое национальное движение". Кроме того, его людьми укомплектован судейский корпус. Это серьезная сила, фактически, целая ветвь власти в основном подконтрольна ему. Некоторые судьи взялись за ум и стараются перестроиться, но большинство все же его люди.
Кроме того он имеет право назначать губернаторов, которые реально на местах властью уже не обладают, поскольку правительство непосредственно руководит регионами через руководителей районов, но все же какие-то рычаги у них тоже есть. Губернаторы, органы местного самоуправления и судейский корпус пока в руках его партии. Они пытаются всеми доступными средствами препятствовать реализации новой властью своих инициатив на местах, саботировать что-то, выводить людей на улицу с протестными акциями. Но реального потенциала, чтобы либо свергнуть эту власть, либо завоевать вновь поддержку большинства населения, у него нет. Можно сказать, что как политическая партия, как политический субъект, "Единое национальное движение" уходит с политической арены. Этому будут способствовать, я думаю, поправки в Конституцию, о которых сейчас идет речь. Идут бурные споры. Девять депутатов из числа сторонников "Единого национального движения" перешли в "Грузинскую мечту", в блок к Иванишвили. Я думаю, ему нужно еще пару-тройку депутатов для того, чтобы было конституционное большинство и он имел возможность внести любые поправки в Конституцию. Если это удастся сделать, тогда можно вообще не говорить о каких-нибудь реальных возможностях возврата старой власти.
Мы в данном случае имеем дело с неким политическим парадоксом. Дело в том, что новая власть старательно открещивается от всего того, что делалось старой властью. Признает, что это была власть, совершенно недееспособная в политическом смысле, не конструктивная по отношению, как к внутренним противникам, так и к внешним партнерам, коррумпированная, что эта власть вела Грузию в никуда. Это была власть, благодаря которой экономика Грузии фактически находится в разваленном, уничтоженном состоянии, и очень сложно обрисовать перспективы национальной экономики. Это все новая власть признает. Но при этом заявляет, что неизменным останется внешнеполитический курс в Грузии. То есть тем самым они признают правильность избранного еще Шеварднадзе и потом подтвержденного Саакашвили внешнеполитического курса на евроатлантическую интеграцию, на вступление в НАТО и, естественно, на известную конфронтацию с Российской Федерацией. Хотя параллельно делаются заявления о том, что с Россией будут налаживаться отношения и будет эффективная работа проведена в этом направлении. Но дело-то в том, что все внутриполитические, в том числе, экономические беды Грузии, обусловлены именно неправильностью внешнеполитического курса. Поэтому сохранение этого курса в неизменном виде не приведет к реальным позитивным изменениям ни в экономике, ни в политике, ни в культуре, ни в гуманитарной сфере самой Грузии. Вот такое вот противоречие существует сегодня.
Жизнь вынуждает Грузию, грузинское общество, грузинские политические круги заняться пересмотром внешнеполитического курса. Это неизбежно должно произойти. По-другому просто не может быть. Это рано или поздно произойдет. Большинство населения, которое поддержало на выборах "Грузинскую мечту" Иванишвили, поддержало именно в расчете и с надеждой на то, что этой политической силой будут внесены изменения во внешнеполитический курс. Пока не видно реальных, солидных шагов в этом направлении. Вот это вызывает настороженность у той части населения, которая отдала свои голоса Иванишвили и его партии. И выражаю свою надежду, надежду этого большинства населения на то, что внешнеполитический курс будет пересмотрен.
И видите ли, все признают в частных беседах, и признавали и при Шеварднадзе, и при Саакашвили, и сейчас признают, что это невозможно, чтобы Грузию приняли в Евросоюз. Этого не может быть по определению. Соответственно, вступление в НАТО – это настолько проблематичная вещь, настолько грозящая окончательным раздраем в Грузии и расколом этой республики. На это тоже никто не пойдет. Все это признают в частных беседах. Но никто не может из политических деятелей высшего уровня сказать это публично и в соответствии с этим поменять вектор внешней политики. Это обидно… Применительно к Саакашвили, все было понятно, он был ангажирован, он был фактически посажен американцами на это место и вынужден говорить то, что ему предписывалось. Применительно к Иванишвили это не очень понятно населению. Поэтому хочется надеяться, что он все же учтет это и будет в принципе более или менее самостоятельным политиком, который при нейтральном отношении Соединенных Штатов, но все же пришел к власти по воле большинства народа. У него достаточно легитимности для того, чтобы вносить коррективы и во внешнеполитический курс тоже. Я думаю, что он все же со временем придет к пониманию этого и начнет позитивные процессы в этом направлении".