ПУБЛИКАЦИИ
«Грузинская мечта» и «Нацдвижение»: любовь за закрытыми дверями

1-analitika2-mtГрузия, 28 марта, ГРУЗИНФОРМ. Газета «Грузия и мир»: «В конечном счете дать согласие на рейтинговое голосование председателю Парламента Давиду Усупашвили посоветовал Бидзина Иванишвили. Об этом премьер-министр заявил сам. По его же разъяснению, со стороны председателя парламента отсутствовало какое то бы ни было желание «потакать прихоти «Национального движения», поскольку было очевидно, что парламентское большинство и так набирает необходимое для внесения конституционных поправок количество голосов.

Конституционные поправки в течение двух месяцев служили предметом раздора между политическими командами премьера и президента. Перед тем, как «Мечта» согласилась на рейтинговое голосование, в Кутаиси побывал Посол США в Грузии Ричард Норланд. Согласно официальной версии американский дипломат ознакомил членов парламентского комитета по международным связям с информацией о деятельности посольства. На встрече, проходившей за закрытыми дверями, присутствовал Председатель парламента Давид Усупашвили. А вслед за этим парламентское большинство внезапно согласилось с предложением о необходимости провести рейтинговое голосование, тем самым, породив в обществе вполне обоснованные подозрения, что во всем этом замешана рука американского посла.

Присутствовала ли в действиях Ричарда Норланда попытка путем грубого вмешательства во внутренние дела Грузии заставить «Грузинскую мечту» изменить свое решение и согласиться на «рейтинговое голосование», воспринятая многими как шаг в сторону реинкарнации Саакашвили и «Нацдвижения»?

Насколько оскорбляет выбор грузинского народа и саму «Грузинскую мечту» то обстоятельство, что столь важные решения по-прежнему принимает не правящая страной команда, а посол США?

Является ли этот шаг показателем разумного балансирования между Севером и Западом, который избавит в будущем Бидзину Иванишвили от унизительно выкручивания рук со стороны американского посла, и какими должны быть дальнейшие шаги премьера в данном направлении?

«Грузия и мир» попросила поделиться мнением известных в обществе людей.

Демур Гиорхелидзе, аналитик:

1-analitika2-1-giorx

- Давайте начнем с того, что сами по себе эти ненужные и совершенно бессмысленные конституционные изменения были неправильной и неуместной прихотью, политической ошибкой лидеров большинства. Новому правительству ничто реально не угрожало, как, понятно, ничто не грозило и грузинскому государству.

Не стоило превращать принятие конституционных поправок в своего рода бенефис «Национального движения»! Оппозиция и президент Грузии создали иллюзию, будто отставка правительства в принципе была возможна. Между тем, она бы стала настоящим самоубийством для Михаила Саакашвили и его соратников, которые прекрасно это сознавали. Народ дал бы им тяжелейший ответ... Они бы просто не посмели собственноручно  занести нож, способный уничтожить их самих! Лидерами большинства явно овладела глухота – они ведь не в состоянии выслушивать здравые мысли. А глухота в политике заканчивается плохо... Когда правящая команда допускает политическую ошибку, ею легко может воспользоваться хорошо искушенная в политике оппозиционная сила. Так и случилось. Оппозиция блестяще разыграла свою карту, и неудивительно, если она использовала Посла США Норланда для оказания давления на власть. Новое руководство само себя загнало в тупик.

Почему большинство, желая конституционных изменений, разрешило собой манипулировать? Совершенно обескураженный я слушал дебаты: лидеры большинства, как малые дети, проявляли упрямство и несли глупости. Естественно, в возникшей ситуации Председатель парламента принял правильное с политической точки зрения решение!

Если же оно и вправду исходило от Посла Соединенных Штатов, заставившего депутатов подчиниться и провести рейтинговое голосование,  то это только ослабляет коалицию «Грузинская мечта» как пришедшую в большинстве политическую силу. Потому что, если это действительно так, коалиция проявила непозволительную слабость и допустила крупную ошибку, не сумев в элементарных обстоятельствах просчитать свои действия и продемонстрировав неуважение к грузинскому народу, то есть, к тем гражданам, которые привели ее к власти. Грузинский народ жаждет восстановления справедливости, а не политической реабилитации «Единого национального движения». Это была серьезная ошибка! И оппозиция при пособничестве своих доброжелателей в парламентском большинстве замечательно все разыграла. В проигрыше остался лишь один человек, которого на данном этапе все равно никто не посмел бы тронуть и которому все эти изменения были абсолютно ни к чему.

Что касается темы балансирования между США и Севером, думаю это ложный дискурс. Это рецидивы периода холодной войны. Присмотритесь к отношениям США и России, Евросоюза и России. Рядом с Ярославлем дислоцирована крупная база НАТО. Многие ли в Грузии знают о ней? И открылась эта натовская база в России как раз после августовской войны 2008 года... 9-летняя антироссийская пропаганда прежних грузинских властей, представлявшая собой лишь фасад, тем не менее, оказала достаточно негативное влияние на наших граждан – наши люди стали плохо ориентироваться в протекающих в мире процессах. Потому, если правительство не хочет, чтобы кто-то и впредь вмешивался и воздействовал на него извне, оно не должно забывать, при чьей поддержке пришло к власти. К сожалению, желание считаться с мнением общества пока не особенно проявляется на деле. В подобных условиях будет легко и в будущем оказывать давления на руководство страны.

1-analitika2-2-arno

Арно Хидирбегишвили, главный редактор ГРУЗИНФОРМ:

- Грузия еще не сформировалось как государство. Мы этого и не скрываем. Стратегическим партнером номер один избрали себе Соединенные Штаты Америки, и дали им слишком много прав. Участвуем во всех миссиях, когда этого требует от нас США. Вмешательство американского Посла во внутренние дела любого независимого государства рассматривалось бы именно как вмешательство и даже больше. Достаточно вспомнить участие Норланда в предвыборном процессе, сопоставить его с поведением других послов, начиная с Майлса и кончая Джоном Бассом. Америка всегда выполняла у нас роль арбитра, а вот следует ли считать это положительным моментом или отрицательным, я не готов ответить. Наверное, в некоторых случаях можно счесть и позитивным. Если Америка, к примеру, заинтересована в том, чтобы Грузия больше не превращалась в тоталитарное государство, чтобы здесь были вытравлены любые остатки диктатуры, оставшиеся от предыдущего правительства, тогда это нормально. Наверное, по мнению американцев, мы все еще требуем очень серьезного контроля с их стороны, чтобы превратиться в демократическую страну. Если Америка вмешивается, придерживаясь этой точки зрения, я не возражаю. Хотя, с учетом существующего положения, вмешательство любого посла, и не только американского, во внутренние дела страны, в принципе, недопустимо. В данном конкретном случае проблема, не исключено, заключается в том, что американцы опасаются возможного реванша со стороны прежнего руководства или что новое руководство переступит допустимую грань, и потому берут на себя роль своего рода примирителя между прежней и новой властью, отношения которых  явно не отличает активное сотрудничество. В таком случае, я не нахожу разумных доводов для того, чтобы быть против.

Не знаю, как на все это смотрит общественность, но новая сила пришла, придерживаясь прежнего внешнеполитического курса. На всех предвыборных митингах Иванишвили развевались натовские знамена. Евро-атлантическая ориентация осталась неизменной. К тому же, с первого дня прихода во власть премьер-министр не скрывал, что Норланд уникальная личность и его друг. Так что, в данной ситуации я бы расценивал его вмешательство как звонки от самого Иванишвили в ходе парламентского процесса. Они мало чем отличаются друг от друга.

Пока у нас двоевластие, пока мы не сформировались как страна, пока у нас у нас казусное положение во внешней политике, вот так и будут вмешиваться, и это останется обычным явлением. А то, что сейчас делает премьер-министр во внешней политике, я бы не назвал балансированием. Если ты собираешься вступать в НАТО, никогда не урегулируешь ситуацию с Россией. Сегодня хорошо хотя бы то, что мы не ругаем Россию, не называем ее врагом, тем не менее, по-прежнему считаем оккупантом. Исключено, чтобы не решив этот вопрос, мы сумели открыть границы и восстановить нормальные отношения, поскольку под самым носом у Грузии Россия возвела стену. Под стеной я подразумеваю Абхазию и Южную Осетию. Вместо того, чтобы разрушить ее, отыскать дверь и найти возможность диалога, мы взяли и соорудили вторую стену. Имеется в виду принятая парламентом резолюция, в которой записано, что Грузия никогда не смирится с оккупированными территориями, никогда не войдет в те объединения, где представлена Россия и т.д.

Если не будет кардинально изменен внешнеполитический курс, я не вижу возможности для того, чтобы и в будущем нам не понадобилось вмешательство послов других государств в важные для страны вопросы. Не исключено, что Иванишвили примут в Москве, возможно, грузинское вино попадет на российский рынок, а российские мастера искусств начнут приезжать в Грузию и наоборот, однако кардинально ничего не изменится.

1-analitika2-3-amireJ

Лаша Амиреджиби, один из основателей «Народного собрания»:

- Норланд, конечно же, не зря появился в парламенте, и его приход был, по-видимому, необходим. Плохо то, что сами мы пока еще не в состоянии принимать столь важные решения. Похоже, Норланд действительно вмешался в вопрос рейтингового голосования. Не должен Посол США определять за нас, что нам делать, а что нет.  В связи с реинкарнацией Саакашвили и «Нацдвижения» могу сказать, что сама по себе эта формулировка верная, однако, исходя из реальной ситуации, не думаю, что «Национальное движение» долго протянет.

Конечно, тот факт, что ответственные решения опять принимает Посол США, а не правящая команда, оскорбляет выбор грузинского народа и «Грузинскую мечту». Грузинский народ и новая власть должны сами решать судьбу своей страны. Надо же в конце концов научиться этому, предпринять шаги в направлении самостоятельного урегулирования проблем. К сожалению, в последние годы мы постоянно на ком-то «висели», и вместо нас вопросы, имевшие для страны стратегическое значение, решались другими. Не исключено, что в течение какого-то периода новое правительство устраивает подобный подход, и потому оно его допускает.

Наверное, лучше всего для премьера урегулировать отношения с Россией, сохранив хорошее партнерство с Америкой. Кстати, однажды я спросил его, как он собирается поддерживать нормальные межгосударственные отношения и с Россией, и с Америкой, и он ответил, что сумеет этого добиться. Хочется верить, что у него получится, что он сбалансирует российскую политику и будет проводить грузинские интересы. Но надо в обязательном порядке добиться потепления отношений с Россией. Впрочем, вызывает сожаление и то, что сегодня для Грузии характерен не такой уж благожелательный настрой в адрес Америки (не хочу называть его отвращением), и вина за это лежит только и только на Мише Саакашвили. Потому что практически это он своими действиями вынудил грузин возненавидеть американцев и американскую политику. Он постоянно подавал грузинскому народу американский продукт в неприемлемой упаковке. Все, что осталось нам от предков, что мы имеем сегодня и чем гордимся, Саакашвили не приемлет, и возникало ощущение, будто американцы намерены это уничтожить. Именно этим объясняется, почему грузины так отрицательно настроены по отношению к ним.

1-analitika2-4-rezo

Резо Амашукели, поэт:

Я замечаю вмешательство Америки не только в этот, но и во многие другие вопросы. Тут тема для обсуждения гораздо шире. У меня вообще создается впечатление, будто в Грузии не существует других послов, кроме американского. Очень печально, когда мы оставляем такое без реагирования.  Мне понятны политические мотивы и я прекрасно обо всем догадываюсь, однако если этот человек может, как придирчивая свекровь, активно носиться туда-сюда, где он и его соратники были раньше? Где были Запад и Америка, строящие из себя наших друзей, когда «Нацдвижение» топило в крови эту страну?! И с кем они требуют сейчас от нас сожительства? Разве можно жить рядом с палачами?! С такой постановкой вопроса грузинский народ не смирится никогда. Пусть зря не надеются, будто прикрывая масками лица, они дадут возможность кому-нибудь выкрутиться. Лучше не испытывать терпение грузинского народа, не доводить дело до того, когда ни Норланд, ни кто другой им уже не поможет. И пора понять, что этот кровавый молокосос не уберется по своей воле, пока не нанесет стране какой-нибудь громадный вред. Сколько бы ни убеждали нас республиканцы в том, что Норланд, приехав в парламент, присутствовал лишь на заседании одного из комитетов, мы прекрасно догадываемся, что это не так.

Я самоотверженный и верный сторонник Бидзины Иванишвили. В основе такого моего отношения лежит элементарная человеческая благодарность. Он спас меня от гибели. Не только меня, но и владыку Иоба, многих других. Если б на выборах победили «националы», уже 2 октября здесь повсюду бы алели лужи крови. Пусть кто угодно и что угодно говорит обо мне, но я до конца сохраню верность Иванишвили. Я верю, Бидзина Иванишвили настолько умен, искренен и предан Грузии, что даже в терзаемой смутой, несчастной стране, где люди 9 лет терпеливо сносили все несчастья и теперь хотят в одно мгновенье возместить свои утраты, где в самом парламентском большинстве я очень многих не уважаю, он сумеет все сбалансировать. Я не хочу быть ничьим рабом, но и ничьим врагом быть не желаю.

На мой взгляд, сейчас проблема номер один для грузинской государственности – это братья Кублашвили. Что касается Саакашвили, остается разве что упрятать его в морозилку, потому как выносить его в другой консистенции больше невозможно, это настоящая падаль. При всем при том, что вслед за Патриархом я больше всего уважаю Иванишвили, все равно ни за что не соглашусь, что Саакашвили – жертва и с ним можно иметь какие-то отношения. Пока дышу, буду бороться, чтобы он понес ответственность, потому что из-за него было уничтожено пол-Грузии. Сейчас я, как и другие, жду решения парламента, и реакция общества будет зависеть от того, как поступят парламентарии. Так что, пусть все оглянутся на прошлое и подумают хотя бы о детях, чтобы они не расплачивались за наши грехи. Простить-то можно все, что угодно, пусть даже меня лично они оскорбляли много раз. Однако посягательства на мою Родину я не прощу даже родному сыну!»

Лили Миротадзе