Грузия, 3 апреля, ГРУЗИНФОРМ. Интервью с президентом Международной организации месхетинцев (месхов) Сосо Хозреванидзе.
- Переселение турок-месхетинцев в Грузию должно было быть завершено к 2011 году. К сегодняшнему дню завершилось ли их заселение, или еще продолжается?
- Начнем с того, что термин «турок-месхетинец» неправильный. Они месхетинцы, или можете называть их депортированными месхами. В 1944 году из 222 сел Месхетии принудительно было выселено 14 493 семей «турок, на самом деле среди них было 70% месхов и 30% аджарцев. 3052 выселенных семей было записано азербайджанцами, из них 80% аджарцы, 20% таракама. 1830 семей как курды, 15% лезгины и 5% осетины. 304 семей хемшилов (армян-мусульман), 7 семей как иезиды. И еще 126 семей как татары, они на 100% турки. Всего выходит 19 812 семей, а людей 118 872. Точная цифра 120 тысяч. Это данные архива от 1998 года. На сегодняшний день этих данных в архиве нет, так как он сгорел. Среди переселенных в 30 селах жили турки, курды, хемшилы. В остальных были татары. Всего было выселено 4934 человек из 30 сел.- Сколько было среди переселенных турецких семей?
- Турецких семей было в регионе 680, но между 1926 и 1934 годами они переселились в Турцию. К времени выселения, 92% составляли грузины, аджарцы и месхи. После переселения их записали как турок и аджарцев, или азербайджанцев.
- Что касается репатриации, как известно, еще в 1995 году грузинские власти взяли обязательство вернуть месхов на родину. Сколько из них вернулось в Грузию?
- С 1966 до 2009 года в Грузию вернулось всего 200 семей. Из них в Тбилиси живут 50 семей, в Гори 10, в Хашури 6, в Ахалцихе 30 семей, в Абастумани 15, в Самтредиа до 35, в Озургети 40 и в Аджарии 60 семей. Также, в Марнеули и Гардабани по 2 семьи. Во время президентства Гамсахурдиа в Грузию вернулось 25 семей, Шеварднадзе – 40 семей и при Саакашвили – 6 семей было репатриировано. Эти 6 семей прибыли в Грузию в марте 2008 года из Азербайджана и не смогли получить грузинское гражданство. До сих пор процесс получения гражданства для репатриированных семей остановлен. Им не дают гражданство, чтобы этот процесс не продолжался.
- На сегодняшний день репатриация идет или нет?
- Нет, процесс остановлен, так как они не получают гражданство. Нет политической воли грузинских властей. На данный момент репатриацию требуют тысячи депортированных. Саакашвили, хотя и подписал в Совете Европы документы о репатриации, но поступил, как последний аферист, по его устному распоряжению, репатриированным не дают гражданство и мешают их возвращению. 6 семей уже столько лет требует гражданство и им отказывают. Для получения статуса репатриантов, в 2009-2010 годах в Министерство по делам беженцем и расселения поступило 5841 заявки, из них 700 семей получили статус репатрианта, но не могут возвратиться, из-за отсутствия гражданства и других льгот.
- Как известно, репатрианты купили недвижимое имущество, но не смогли зарегистрировать его, по какой причине?
- Конечно, проблемой остается регистрация имущества, этому мешает власть Саакашвили. Хотя местное население нам говорит, приезжайте, почему не возвращаетесь? Когда я приезжаю в Месхетии, местные спрашивают нас, почему мы не возвращаемся. Население Месхетии хочет возвращения депортированных месхов.
- Кто финансирует возвращение месхов в Грузию и какую роль играет международная организация месхов в этом вопросе?
- Так как в законе о репатриации нет никаких льгот и помощи для репатриантов, ни одна международная организация не финансирует этот проект. Мы представляем международную организацию месхов имени Халиля Гозалишвили, но мы помогаем только юридическими консультациями, но не финансово, так как все пути для нас закрыты, ни одна страна-донор не финансирует нашу организацию, так как репатриация не урегулирована законом.
- В основном требуют возвращения месхи, живущие на территории Азербайджана?
- Все требуют, в том числе депортированные в Казахстан, Киргизию и Туркмению. Но так как законодательство о репатриации не упорядочено, не осмеливаются возвращаться в таких условиях. Они хотят репатриацию вместе с реабилитацией.
- Какие гарантии они требуют?
- Хотя бы обеспечения жильем, земельными участками во время переселения, другие социальные льготы. До сегодняшнего дня из бюджета не выделено ни копейки для репатриантов.
- Какова этническая идентичность «турок-месхетинцев»? Они считают себя грузинами, знают грузинский язык и хотят жить в грузинской реальности?
- В 1966 году, 80% депортированных знали грузинский язык, в 1974 году только 50%, а в 1983 году – 25%. Сегодня уже только 5% знает. Поколения, которые владели грузинским языком, ушли, а молодежь, которая живет в Узбекистане и Казахстане, знают язык той страны, где проживают.
- Возможно, не знают язык, но воспринимают Грузию своей страной и хотят жить в Грузии?
- Все они считают, что Грузия их родина, но некоторые называют себя турками, другие грузинами. После возвращения, их судьба и вопрос национальной принадлежности будет в руках той страны, где они возвратятся, дадут ли им гражданство Грузии.
- Если им откроют грузинские школы, будут они в них учиться?
- На эту тему мы работали в 2006 году, Министерство по делам беженцев потребовало от меня подписи 100 семей, чтобы открыть для них школу на грузинском языке в той местности, где они живут. Я собрал 2300 подписей, но нам все же отказали. Депортированные ждали, что им откроют курсы грузинского языка, но и в этом им отказали. Кроме того, в Министерстве юстиции существовала постоянно действующая комиссия, которая работала над восстановлением имен и фамилий и национальности. Репатрианты хотели восстановить старые имена и национальность, но как только об этом узнал Саакашвили, срочно приказал упразднить комиссию. После этого, говорить о восстановлении национальности репатриантов излишне. Чтобы ни сделать, их все равно называют турками –месхетинцами.
- Допустим, переселили депортированных. Они приверженцы мусульманской религии. Встанет ли в повестку дня вопрос строительства мечети? Не планируется ли возведение мечети для уже переселенных?
- Молитвенный дом для них необходим и они будут его требовать, но одно дело требовать, а власть нам не разрешит этого, даже если переселятся месхи. Строительство мечети должно происходит из средств, выделенных бюджетом Грузии, а не Турции или других мусульманских стран. Сама Грузия должна построить мечеть для них, чтобы месхи-мусульмане подумали, что страна о них заботится. Столько церквей строится, а почему не может быть построена мечеть? Сейчас репатрианты молятся в домах. Мы намерены построить мечеть, но пока не можем.
- Какова необходимость в мечети, пусть молятся там, где живут?
- Этот вопрос обязательно встанет, сейчас репатрианты боятся громко об этом говорить, что касается депортированных, они не хотят заранее об этом говорить, чтобы не создавать себе трудности в возвращении.
- Потребуют после возвращения?
- Если не будет разрешения со стороны властей, как они ее построят? Но этот вопрос рано или поздно встанет.
- Хотя, согласитесь, так одним махом переселить столько людей непонятно какой национальности, значит подвергать страну риску.
- Если власть хочет избежать рисков, то она должна задействовать программу, которая предусматривает изучение грузинского языка и восстановление грузинской национальности. Тогда этих рисков не будет. Сегодняшний закон о репатриации больше закон об антирепатриации. Власть Саакашвили хотела завоевать расположение Совета Европы и заработать деньги за счет мусульман-месхов.
- Проживающие в Турции турки-месхетинцы тоже требуют возвращения в Грузию?
- В Турции живет 65 тысяч «турок-месхетинцев». Из них 30 тысяч хотят вернуться в Грузию.
- Какие у них шансы на это?
- У проживающих в Турции лучшие шансы, чем у других депортированных. У них есть финансы. Правда, у тех, кто придерживается грузинской ориентации, нет достаточных средств, а у месхов турецкой ориентации есть финансы. Им помогает власть Турции.
- Если власти Грузии будут против, как они приедут?
- Подкупят власть.
- У проживающих в Азербайджане и других странах турок-месхетинцев нет финансов для возвращения?
- У них есть средства, но руководство Турции заинтересовано в том, чтобы турки-месхетинцы заселились в Месхетии, к тому же, они называют Месхетию «Ахыской». Турецкие власти говорят живущим в Турции турками, что «Ахыска», то есть Месхетия, является частью территории Турции и идите, возвращайтесь на свою территорию. Есть определенная опасность, что проживающие в Турции турки-месхетинцы вернутся в Месхетию, если власть не задействует те программы, которые были по время Шеварднадзе. Тогда Турция достигнет своей цели. Если мы будем молчать, получим худший результат.
- Как можно контролировать их перемещение?
- Если будет работать программа по восстановлению грузинских фамилий, мы автоматически поймем, кто приезжает в Грузию.
- Что вы скажете о Турции, каково отношение этой страны к Грузии?
- Турция внешне как будто является другом Грузии, а внутренне наш враг. Ей нужны наши земли и ничего другого, особенно хотят отхватить Месхетию. Президент Турции говорит туркам-месхетинцам, если хотите, чтобы ваше возвращение продолжалось, тогда мы должны быть в хороших отношениях с Америкой. Переселение турок-месхетинцев из Турции в Грузию постоянно стоит в повестке дня этой страны. Если не начнется репатриация, тогда депортированные хаотически зайдут со стороны Турции и Азербайджана. Они потребуют автономии от Евросоюза, ООН. Государственные программы не будут работать для их огрузинивания. Тогда они приедут в таком виде, как сейчас – это будет гораздо опаснее.
- Вы говорите о приезде. Но какими путями он попытаются приехать, если не будет решения об их возвращении?
- Есть два варианта, Турция может еще заселить депортированных на своей территории, еще больше отуречить их, собрать в количестве 120 тыс., и потом жестко потребовать автономию для них от международных организаций, что, дескать, это население Грузии и Грузия не дает им право жить на своей родине, поэтому заранее могут потребовать автономию. В турецких школах уже учат, что Аджария и Месхетия их территория.
- На сегодняшний день есть в Грузии турки-месхетинцы из Турции?
- Они приезжают как инвесторы, на самом деле, это мусульманские муллы, среди них есть и месхетинцы. В Батуми под именем инвесторов они купили несколько улиц, они лучше нас живут в Батуми. В Тбилиси тоже много турок приезжают для проживания.
- Вы думаете, что они и Аджарию хотят прихватить?
- Аджария почти в их руках. Издревле Аджария считалась частью Месхетии, кстати, Батуми тоже Месхетия. Из действий турецких властей видно, что они хотят присоединить к себе Месхетию. Фактически отуречили месхов, не так ли? Они везде работают, проводят агитацию с депортированными в Азербайджане, Казахстане, Киргизии и в других местах, приезжают туда и проводят концерты, собрания. Если месхетинец скажет на встречах с турками, что он грузин, его тут же убьют.
- Прямо-таки убьют?
- Да, хотя пока такой факт не зафиксирован, потому что никто не осмелился так поступить. Депортированные боятся сказать, что они грузины, потому что у них нет поддержки Грузии.
- Сколько депортированных в Азербайджане?
- Там примерно 40 тысяч депортированных месхов, из них 50% отуречены.
- Что вы скажете о факторе России?
- Турция хочет заселить месхов в Месхетии, как в «Ахыске». У России свой план, в случае необходимости оказать давление на Грузию. Россия знает, что они месхи, архивы же в их руках, но если Грузия не будет доброжелательна к России, тогда этот план задействуют. Как сейчас в Джавахети существует проблема, такую же проблему создадут от имени турок-месхетинцев.
- То есть, Россия в этом плане неблагонадежна?
- На мой взгляд, в данной ситуации, на 90% это так.
- Что даст восстановление отношений с Россией?
- Если у нас будут хорошие отношения с Россией, она может не пойти на подрыв тех мин, которые заложены. Но исключать ничего нельзя.
- Каково приблизительное количество турок-месхетинцев?
- Депортировали 120 тыс. человек, а сейчас их уже 400 тыс.
- Что вы скажете о нынешней власти Грузии?
- У меня есть надежда на власть Иванишвили, он такой человек, что обо всем думает, а не о своем кармане. По его словам, в Грузии не останется ни одна нерешенная проблема. Надеюсь, что он будет способствовать принятию закона о репатриации и посодействует возвращению депортированных на родину.
Беседовала Этер Баладзе
Специально для "Политфорума"