Грузия, 5 июля, ГРУЗИНФОРМ. В гостях у ГРУЗИНФОРМ - председатель организации «Бывшие заключенные за права человека», инициатор Народного движения, лозунг которого «Справедливость должна быть восстановлена – режим должен быть предан суду!», бывшая политзаключенная и известный правозащитник Нана Какабадзе.
- Госпожа Нана, практически то, что Вы и вместе с Вами - общественное движение «Лазаре» требовали столько времени, то есть необходимость предания суду национального режима – подтвердилось. Обнаруженные в тайниках материалы и записи подтвердили, что режим, который совершал такие ужасы, обязательно должен предстать перед справедливым судом.
- Да, случилось так, что большая часть общества разделила эту позицию больше, чем предложенную политиками т.н. коабитацию. Хотя, уже больше месяца от самих политиков эту фразу можно услышать скорее в юмористической форме... Политики тоже приходят к заключению, что прежний режим нужно судить, так как это - заказ широкой общественности, а не какой либо узкой группы.Исходя из этого, за тем, что «Национальное движение» совершило за 9 лет, должна последовать соответствующая оценка и реагирование со стороны как Парламента, так правоохранителей. Первые шаги в этом направлении уже сделаны, над этим вопросом работает парламентский Комитет по защите прав человека и встреча уже состоялась, но в Парламенте пока не видна позиция, которая положит заключение о деятельности Саакашвили и национального режима. В этом плане отношение пока не изменилось!
Думаю, этот процесс затягивается искусственно, но время не терпит и нация ждет восстановления справедливости. А это не произойдет, если режиму не будет дана соответствующая оценка и не встанет вопрос ответственности проводящих эту политику лиц, которые совершили уголовные преступления. Мы видим, что в последнее время выявляется все больше преступлений. Факты слежки, пыток, нарушения неприкосновенности личной жизни, ущемляющего достоинство обращения с людьми свидетельствуют, с каким преступным режимом мы имели дело в течение девяти лет, но политики пока не спешат реагировать на это...
- Боролись лично с Вами и с этим процессом (в связи с требованием статуса политзаключенных). И власть, наверное, встретит сильное сопротивление со стороны т.н. оппозиции и поддерживающего их неправительственного сектора. Уже и представители власти говорят о том, что это (судя по распространенным видеозаписям) - системное преступление режима, а не единичные случаи…
- Не могу сказать, что стоя сегодня на одной позиции, мы и власть имеем одинаковые возможности для действия. Требуя суда над режимом, мы (в отличие от власти) можем лишь декларировать позицию. А власть располагает для реализации этой позиции гораздо более важными рычагами. Ввиду того, что со стороны власти реализация этих возможностей пока не происходит, думаю, эта позиция совпадает с заказом общества – предать режим суду. Так как политики, в связи с избирательными процессами, чтобы добиться расположения общества (выборы уже недалеко), не хотят фиксировать радикально отличающуюся от заказа общества позицию, они вынужденно откликаются на это требование.
Однако общество видит, что хотя власть уже заговорила о преступлениях системного характера, но не делает тех шагов, которые может предпринять, то есть создать парламентскую Следственную комиссию, которая изучит все это и, что главное, расследует нашумевшие и важные дела.
Я не знаю ни одного человека, которому восстановили права и хотя бы вернули незаконно отнятое имущество! Я не знаю ни одного незаконно арестованного, подвергшегося пыткам человека, который нашел сегодня правду в суде! Об этом свидетельствуют и тысячи людей, которые в поисках справедливости обращаются к нам. А ведь восстановлением справедливости было бы именно восстановление прав этих людей именно в условиях новой власти, которая заявляла: «Мы придем и восстановим справедливость!», хотя признаков этого пока не видно…
- Не может ли быть причиной этого пестрота Коалиции, их разные идеологические позиции, и существующее в обществе подозрение, что в Парламенте определенные силы задерживают этот процесс и снова льют воду на мельницу националов? По Вашему мнению, господин Бидзина собирается исправить все это в ближайшем будущем?
- Когда речь идет о диалоге с обществом, следует сказать и то, чем вызвано пребывание людей таких разных позиций в одной команде. Потому, что есть что-то, что люди знают, но власть скрывает. Отсюда появляется противоречие – если в этой единой команде собрались люди, стоящие раньше на разных позициях, они должны иметь единую позицию по всем злободневным для общества вопросам. Если такой единой позиции нет, тогда почему собралась такая команда, которая не может в соответствии с требованием народа зафиксировать единое мнение в решении вопроса?! Возможно, сначала так и было нужно, но если сейчас этой команде не удается договориться по поводу заказа народа, пусть разделятся и скажут, что это невозможно!
Если команда не может создать желаемый политический климат, тогда этот Парламент нужно распустить, заново провести выборы и народ, который более-менее знаком с позицией и платформой входящих в коалицию субъектов, должен сделать свой выбор - выбрать ту политическую силу (или силы), которая полностью откликается на заказ общества по поводу восстановления справедливости и предания суду режима.
- В связи с обнаруженными в тайниках записями зафиксированы неоднозначные позиции. На Ваш взгляд, можно ли уничтожать тот материал, который в будущем может быть использован вещественным доказательством во время суда над режимом?
- Уничтожать эти кадры ни в коем случае нельзя! Для подобного преступления должна быть определена еще более жесткая уголовная ответственность! Председатель АМЮГ Кожоридзе в теледебатах ответил мне, что для остановки процесса не имеет значения - сколько лет заключения полагалось преступнику. Я не имела в виду количество лет наказания за совершение подобного преступления. Оно должно относиться к категории тяжких преступлении и совершивший его должен знать, что будет наказан строжайшим образом.
Для этого нужно изменить правовой подход. Подход власти должен быть таким, что слежка, ущемление достоинства и т.д. относится к тяжким преступлениям. Кроме этого, когда мы говорим о наказании кого-то, речь идет не только о наказании конкретных лиц (хотя, разумеется, их тоже), а о том, что существование такого количества записей указывает на системный характер преступлений. Соответственно, мы имеем в виду наказание системы. А эти преступления, как вам известно, совершались по заказу прежней власти. Если мы уничтожим эти записи (хотя бы отображающие личную жизнь кадры), возможно, окажемся в таком положении, что не сможем даже говорить о системном преступлении! Поэтому кадры, которыми располагает власть, должны строго охраняться, но нельзя исключить и существование копий этих видео, которые могут храниться в разных местах. Следствие должно установить - скольким людям доступны эти кадры. Сегодня, когда эти преступления обнаружены, уничтожать вещественные доказательства недопустимо, даже отображающие личную жизнь кадры. За ними ведь скрывается незаконная слежка и подслушивание!
Когда речь идет о преступлениях, подход должен быть государственным. Они должны быть использованы, как доказательство системного преступления и только спустя годы, когда истекут все сроки давности, их нужно уничтожить. Сегодня, по горячему следу, уничтожение таких вещдоков считаю сокрытием преступления и попыткой покрывать преступников. К примеру, когда преступник предстанет перед судом и потребует показать подтверждающие его вину кадры, что ему представят, если факты этого преступления будут уничтожены?! Речь идет об изъятии 12 888 файлов, речь идет о совершении преступления группой лиц, которые в случае уничтожения этих записей могут избежать правосудия и остаться безнаказанными!
- В случае отставки премьера после президентских выборов не окажемся ли мы снова перед опасностью гражданского противостояния, не начнется ли противостояние населения как с «Нацдвижением», так и с политическими силами, попавшими в Парламент лишь благодаря Иванишвили и за которых избиратель давно не голосовал? Думаете, премьер сейчас пойдет на это?
- На данном этапе не то, что сделать такой шаг, даже такие заявления очень опасны, поскольку реализация множества обещаний, декларируемых «Грузинской мечтой» до выборов, возможна только при пребывании Бидзины Иванишвили в политике. Победой коалиции на выборах 1 октября, конечно, сделано большое дело, но это дело не закончено, его нужно довести до конца. У Бидзины Иванишвили имеются очень серьезные рычаги для того, чтобы сделать это. Это процесс, начавшийся 1 октября, но еще не завершенный.
Поэтому господин Бидзина должен довести до конца процесс суда над режимом вместе с командой, с которой начал. Обнаруженные тайники (кто знает - сколько их еще может быть обнаружено в разных местах?! Об этом может знать только «Нацдвижение»!) дают полное основание полагать, что спрятанное оружие служило лишь личным интересам и незаконному сохранению власти.
У национальной власти не было никакого легитимного основания для хранения этого оружия. Это может вызвать в стране необратимые процессы и гражданское противостояние.
Поэтому я и говорю, что пока преступная деятельность «Национального движения», также как все подобные местонахождения оружия не будут до конца расследованы и обнаружены, не будут урегулированы экономические и другие вопросы, никто не сможет сказать, что страна может продолжить существование в режиме нормального развития. Поскольку пока еще имеются такие проблемы (сегодня мы в этом убедились воочию!), без устранения всего этого со стороны Бидзины Иванишвили слишком рано говорить об уходе из политики.
Беседовала Байя Амашукели