Грузия, 5 августа, ГРУЗИНФОРМ. Защита собственности, как предварительное условие свободной экономической конкуренции и демократического государственного устройства, вместе с тем должна стать гарантом экономического развития страны. Такое понимание права мирного пользования собственностью сложилось в международном сообществе, которое определяет также условия и нормы допустимого вмешательства со стороны государства.
Несмотря на то, что Конституцией Грузии признается право собственности и наследования, грузинское законодательство и судебная практика не в состоянии обеспечить выполнение каждым третьим лицом соответствующих обязательств, связанных с нарушением права чужой собственности. Это положение подтверждается несколькими решениями Европейского суда по правам человека, выводами международных организаций и отчетными докладами народного защитника, в которых отмечается, что право государства на контроль пользования собственностью, исходя из общих интересов, стало основанием систематического нарушения этого права.Саакашвили узаконил в Грузии ненависть к частной собственности. В условиях режима Саакашвили защита собственности как западной ценности имело лишь вербальное выражение, на деле же в этой сфере был допущен целый каскад существенных нарушений, абсолютно лишивших западного понимания политического, социального и экономического развития страны. Прошу правильно понять - я не отрицаю возможности вмешательства государства в сферу собственности. Западные стандарты предполагают соблюдение именно справедливого баланса между общественными интересами и правами индивида. В Грузии же эта сфера стала жертвой «государственного рэкета».
В Грузии обнаружите практически все виды массового и систематического нарушения права собственности: на землю, недвижимость, интеллектуальную собственность, наем, частичное лишение собственности, принудительная продажа акций, т.н. «ипотечные пирамиды», что нанесло существенный урон гарантиям права собственности, признанным Конституцией Грузии. Обсуждение данной проблемы само собой ставит вопрос об эффективности рычагов судебного разбирательства.
Несмотря на административное давление, до Европейского суда все же дошло несколько дел. Например, в Деле «Сагинадзе и другие против Грузии» от 29 апреля 2010 года, а также в Деле «Чичинадзе против Грузии» от 4 мая 2010 г. было вынесено два значительных решения по нарушению прав собственности граждан. Иск против Грузии выиграли физические лица. По обоим случаям суд решил, что государство должно вернуть конфискованную собственность и обязано возместить как материальный, так и моральный ущерб (моральный ущерб – пятнадцать тысяч евро и семь тысяч евро за судебные издержки), выдачей соответствующей компенсации. Это - уже международный скандал и, вероятно, он составляет одну третью часть тех нарушений, которую осуществляла саакашвилиевская власть в области одной из самых значительных западных ценностей – сфере права собственности.
Несомненно, подавляющая часть дел под давлением государства до суда не доходила. Приплюсуйте сюда законодательную базу, согласно которой более прочные юридические гарантии предоставляются банкам, нежели физическим лицам, и тогда станет ясной безнадежность граждан в деле защиты частной собственности в судебном порядке.
Еще более сложная картина вскрывается при анализе фактов нарушения собственности на землю. В данном случае наглядным примером может служить отраженнный в отчетных докладах неправительственных организаций и Народного защитника Проект «Способствование защите права собственности в туристических зонах: Гонио, Анаклиа, Местия». Перед президентскими выборами сотням семей утвердили право на землю, а затем неожиданно упразднили это решение... Аргументом Комиссии по признанию права собственности было то, что вышеназванная территория считалась частью территории зоны культурного наследия, что до выборов по известной причине «оказалось вне внимания» той же самой Комиссии.
Закон прямо не запрещает отчуждение подобных участков земли, но, как минимум, необходимо согласие Министерства культуры, чего в этом случае также не было. Эти участки земли, находившиеся в традиционном пользовании, делали жителей этого региона экономически активными. И в Гонио, и в Местия продукты сельского хозяйства производил народ и резкое изменение профиля хозяйствования, более того - замещение его безальтернативной туристической инфраструктурой означало безработицу и потерю собственности.
Не только в регионах, но и в городских зонах имелись факты разрушения зданий. Большое количество таких фактов оказалось в Отчете Народного защитника: собственники обжаловали решение Мэрии о разрушении принадлежащих им зданий в суде, однако столичная Мэрия не стала ожидать решения суда и разрушила здания.
Комическую форму приняли факты «добровольного» отчуждения собственности граждан в пользу государства. По ночам у нотариусов стояли нескончаемые очереди «умоляющих» граждан, «жаждущих» передать свою собственность государству. Если бы кто-нибудь решил противоречить, то тут же подключалась прокуратура и под предлогом фальсифицированной приватизации, или под каким-либо другим предлогом возбуждали уголовное дело! Самыми замалчиваемыми являются такие факты, когда принудительно доставленный к нотариусу гражданин требовал признания бесхозности своей собственности по одной простой причине - по закону, бесхозная собственность (брошенная недвижимость) переходит в собственность государства…
Далее. В Грузии - сотни тысяч ипотечных должников. «Ипотечные пирамиды» стали схемой присвоения чужой собственности и пауперизации собственного населения. В этой сфере необходимо исследовать целый ряд явлений и действий: установление ипотечной оплаты, принудительная реализация, законность, выданного нотариусом исполнительного листа и т.д, и т.п. Часто можно услышать: если взял из банка кредит, то должен его закрыть. Это - бесспорно, но в условиях, когда государство делает граждан неплатежеспособными, лимитированными оказываются и покупатели вынесенной банками на продажу собственности. Круг замкнулся, экономика «закрыта»…
Следует отметить, что в последние пять лет значительные изменения внесли в ту часть Гражданского кодекса Грузии, которая касается Ипотечного договора, Налогового кодекса, деятельности нотариусов и реализации исполнительных листов, однако положение не исправилось и объяснять это только незначительной информативностью общества нет возможности. Как было сказано выше, оформление отчуждения собственности через нотариусов являлось основанием для признания её бесхозности и таким образом создавались поводы для «конфискации» имущества у граждан.
Ипотечный бум увязывается с развитием строительного бизнеса. Лица, нагрузившие ипотекой свое имущество, впоследствии, оставшись без работы, не смогли оплатить долги, хотя большая часть ипотечных должников по сумме выплаченных процентов покрыла изначальную сумму. В таких условиях банки конфискованное имущество продать не могут, поскольку поголовно безработное население - неплатежеспособно.
В грузинских СМИ почти не отразилась трагедия принудительного исполнения в отношении инвалидов и беспомощных людей, оставшихся под открытым небом, еще более незащищенной оказалась собственность психически неполноценных и несовершеннолетних граждан. Опекуны посредством различного рода махинаций лишали подопечных крова и средств к существованию! Для оздоровления экономики именно в этой сфере следует списать безнадежные долги. Хотя, думаю, на эти вопросы еще интересней будут оценки профессиональных экономистов. Я же здесь могу добавить, что в международной практике такие примеры уже есть.
К сожалению, нарушение форм собственности этим не исчерпывается. Сосредоточим внимание на практическом применении еще одного правового механизма. Речь идет о преждевременном прекращении арендного договора с частными собственниками. Итак, арендатор, взявший внаем площадь, своими средствами проводит капитальный ремонт и полностью выполняет арендные обязательства. Но у него появляются серьезные проблемы в связи с полученными им банковскими кредитами.
Следующий шаг – наложение ареста на имущество и его реализация на открытом аукционе. Аукционные махинации – отдельная тема. Значительное количество подзаконных актов принято и принято в такой форме, что проигравший участник аукциона может лишиться значительной суммы (не говоря об обслуживании аукциона), якобы, в пользу бюджета. Мне не приходилось слышать об упразднении, или изменении вышеназванных актов. По этой причине систему государственного рэкета в данной сфере следует менять.
Борьба с взиманием налогов - дело неотложное, но оно не должно осуществляться с нарушением закона. Часто встречаются случаи, когда за частое уклонение от уплаты налогов собственнику запрещали пользование своей собственностью, либо отбирали долю, а суд впоследствии подтверждал, что у злоупотреблений места не было. Результат - парализация предприятия наносит ущерб народу и бюджету. Несмотря на решение Конституционного суда об обязательном выкупе акций, средство правовой защиты акционера по-прежнему остается «белым пятном» в законодательстве.
Не касаюсь вопросов неправомерного использования объектов интеллектуальной собственности (авторство, патентование, торговый знак, фирменное наименование, «ноу хау», интегральные схемы и др.), которые все чаще становятся предметом разбирательства. Во время погрома (названного реформой!) в Тбилисском государственном университете им.И.Джавахишвили вместе с материальным имуществом уничтожили и интеллектуальную собственность. По оценке экспертов, при несоответствующем юридическом оформлении интеллектуального продукта и неправильном им управлении, вместо прибыли получаем ущерб. На сегодня в Грузии не существует критериев оценки интеллектуальной собственности, в этой сфере не удается задействовать соответствующие финансовые резервы, однако даже в случае задействования резерва велик риск неправильного управления.
Например, для развития науки и образования выделяются гранты в размере 140 миллионов. Часть из них рассчитана на открытие профессиональных учебных заведений. Открывают же такие учебные заведения лица, не имеющие соответствующего опыта, в итоге - все, кому заблагорассудится. По этой причине Министерство образования вопросу авторизации таких структур должно уделять серьезное внимание.
P.S. Население с замиранием сердца наблюдает за каждым шагом новой власти. У нас нет денег для их нерационального использования, нет и времени. Правда, у новой власти - серьезное положение, поскольку с режимом Саакашвили еще не покончено, но ведь возможно, чтобы Парламент, или министерства, в пределах функций собственных ведомств, начали работу над законодательными инициативами, либо упорядочили организационные вопросы?!
Отсутствие законных механизмов ставит под удар любые конструктивные инициативы правительства, как это произошло, например, в Министерстве сельского хозяйства. 25% землевладельцев, зарегистрированных в реестре, и в глаза не видели ваучер, но оказалось, что получили его, поскольку их срочным образом включили в списки на получение!..
Полагаю, надо организовать широкую дискуссию вокруг этих вопросов, а предложения по итогам дискуссии передать правительству. Общественный мониторинг, несомненно, будет способствовать тому, что система защиты собственности, возникшая на Западе, станет приемлемым и желательным явлением и в Грузии.
Доктор юридических наук, профессор Мариам Цацанашвили
(специально для опубликования в ГРУЗИНФОРМ)
Продолжение следует