Цели захватить Тбилиси не было
Российское руководство в ходе операции по принуждению Грузии к миру в августе 2008 года никогда не ставило целью захватить Тбилиси, заявил Медведев. "Я никогда не давал как Верховный главнокомандующий установку зайти в Тбилиси, поменять там политический режим и казнить Саакашвили", - сказал телеканалу премьер, занимавший в тот период пост президента России. "Мы не воевали с Грузией. Нам нужно было обеспечить интересы Российской Федерации. Его (Саакашвили - ИФ) личная судьба меня никогда не интересовала. Я всегда исходил из того, что эту судьбу определит народ Грузии. И, не могу не сказать об этом, на мой взгляд, он ее уже почти определил", - заявил Медведев.
Премьер отметил, что это не была война "между государствами и уж тем более не война между народом России и грузинским народом - это операция по принуждению к миру, у нее были абсолютно локальные цели". "Как раз на таких ситуациях и проверяются истинные намерения государства. Мы изначально не преследовали цели сменить режим, даже, несмотря на то, что господин Саакашвили по понятным причинам является для меня и для моих коллег абсолютно нерукопожатным лицом. И я считаю его военным преступником", - отметил он.
Отвечая на вопрос об авиаударах по ряду грузинских городов, которые нанесла российская авиация, Медведев подчеркнул, что в этих действиях не было стратегической ценности, а была задача разоружить противника.
Разногласия отсутствовали
Медведев заявил, что у него никогда не было расхождений в позиции с Путиным по поводу действий в отношении Грузии в августе 2008-го. "Собственно, ничего такого, что бы наши позиции в этот период или впоследствии разграничивало, не было и нет - это, в общем, все разговоры", - сказал он.
Премьер заверил, что позиции по этой теме у него с Путиным "конечно, всегда были очень близкие". "Если говорить о каких-то расхождениях, то, конечно, их не было, потому что мы неоднократно эту тему обсуждали и до моего вступления (в должность президента - ИФ)", - отметил политик.
Вместе с тем Медведев подчеркнул, что "тяжесть таких военных решений всегда ложится на человека, который по Конституции уполномочен их принимать, вот от этого никуда не уйти - это твое решение и больше ничье".
О позиции США
Позиция США в ходе грузино-югоосетинского конфликта была небеспристрастной и двойственной, но именно эта двойственность отчасти охладила "горячие головы" в Тбилиси, считает Медведев. "Не скрою, я, конечно, рассчитывал на более объективный анализ. Но особых иллюзий у меня не было. Я как-то даже вспомнил, что во время моего посещения Белого дома в качестве руководителя администрации президента первое, что мне сказал мой последующий коллега, Джордж Буш-младший - он мне сказал, вот, Миша Саакашвили хороший парень. Просто запомнил на всю жизнь (…) Поэтому какая уж тут непредвзятость…" - сказал политик.
Вместе с тем Медведев объяснил тот факт, что США оказывали Грузии поддержку лишь до определенного предела тем, что "с Россией нельзя конфликтовать Соединенным Штатам". "Это понимает любой президент США. Я с этим это и связываю. Там были горячие головы, нам это тоже все известно, но я думаю, что были и холодные рассуждения о том, что это все может привести к очень серьезному конфликту, а это никому не нужно", - отметил премьер.
Поэтому, считает политик, "США заняли двоякую позицию, что, наверное, было большим разочарованием для части умников из Грузии".
Об иностранных СМИ
Медведев заявил, что для него стало большим разочарованием освещение рядом иностранных СМИ августовских событий в Южной Осетии. "Уроки - да, безусловно, их надо извлечь. Один из них вы сами назвали, я с ним полностью согласен. Это заангажированность целого ряда иностранных СМИ, их предельно пропагандистская позиция, направленная против нашей страны, против тех оценок, которые мы давали. И, так сказать, хоровое исполнение той партии, которая была написана в определенном месте", - сказал он.
По оценке премьера, "в деятельности целого ряда мировых, очень известных, уважаемых, авторитетных СМИ пропаганды было 90% и только 10% правды".
Отношения с Грузией
Россия готова восстановить дипломатические отношения с Грузией при условии, что грузинская сторона признает факт произошедшего в августе 2008 года, заявил Медведев. "Я напомню, что Российская Федерация не разрывала дипломатических отношений с Грузией. Мы готовы к их восстановлению при определенных условиях, а они простые - признание того факта, что произошло. Может быть, это будет идти гораздо более таким аккуратным, сложным путем (. . .) Но я уверен, что возврата к прежнему не будет", - отметил политик.
Премьер добавил, что так "самая печальная страница в наших отношениях последних лет будет перевернута и уйдет вместе с исчезновением с политической арены Саакашвили (президент Грузии Михаил Саакашвили - ИФ) и некоторых других людей, которые причастны к принятию этого преступного решения".
По словам Медведева, сейчас несколько иная ситуация и новое политическое руководство Грузии занимает гораздо более прагматичную позицию. "Мы этому рады",- отметил он.
Премьер выразил уверенность в том, что отношения между странами будут восстановлены.
Абхазия и Южная Осетия
Медведев считает, что воссоединение Абхазии и Южной Осетии с Грузией зависит от воли народов этих республик. "Все будет зависеть от воли народов, которые живут на этих территориях. От воли грузинского народа и от того, кого они изберут руководителями своей страны. От воли народа Абхазии, Южной Осетии - они могут им дать любые мандаты, и это будет в пределах их конституции и общепризнанной международной человеческой практики", - заявил он.
Так премьер ответил на вопрос о том, могут ли народы Южной Осетии и Абхазии воссоединится с Грузией, если новые власти в Тбилиси смогут выстроить с ними отношения после ухода с политической сцены Саакашвили.
Медведев подчеркнул, что Россия хотела бы, чтобы эти народы жили в мире. "В какой форме будут осуществляться их отношения - это их дело, мы не будем на эти процессы влиять. Но мы, конечно, будем защищать национальные интересы России", - заверил политик.
http://www.interfax.ru/russia/txt.asp?id=321747