Грузия, 20 августа, ГРУЗИНФОРМ. Представитель Института Евразии Шота Апхаидзе перед представителями российской молодёжи анализирует феномен русско-грузинских отношений – читайте ниже выступление Ш.Апхаидзе в рамках Молодежного форума "Волга-2013" (Волгоград, июль 2013г.).
Уважаемые дамы и господа!
Спасибо за приглашение в этот замечательный русский город и предоставленную мне честь, выступить перед вами. Я уже второй раз в Волгограде и не скрою моих самых позитивных впечатлений - чувствуется, что усилиями местных властей, при поддержке федеральной власти, регион развивается стабильно и имеет отличные перспективы. Схожую картину я наблюдал в республиках Северного Кавказа, в которых мне довелось побывать в феврале этого года: повсюду федеральный центр помогает и поддерживает развитие, много инвестирует в регионы. А региональное развитие - верный путь к процветанию России.
Я, как представитель грузинского народа, в двух словах коснусь русско-грузинских отношений. Для меня, как бывшего политического заключенного, которого вместе со своими друзьями режим саакашвили арестовал по надуманным причинам и присудил по 4 года тюрьмы всего лишь из-за того, что мы открыто выступали за приоритетность православно-христианских ценностей внутри страны и за ориентацию на Россию во внешней политике, очень важно, чтобы шансы на нормализацию русско-грузинских отношений, появившиеся после смены власти в Грузии, были бы использованы в полной мере. Тем более, что наш Институт Евразии уже годы, как открыто и целенаправленно пропагирует в Грузии идею тесного сотрудничества с Россией.
Много грузин осознаёт - исторически Грузия спаслась, когда твёрдо взяла курс на Россию. В своё время присоединение Грузии к России физически спасло грузинский этнос от внешних агрессоров, объединило Грузию в своих исторических границах. Признать это - никак не влияет на наше национальное самолюбие, это просто исторический факт. Тем более, что грузины верно служили и Российской Империи, и Советскому Союзу. Если взять военную составляющую, то грузины - в то время единственный православный народ, который встретил единоверных русских на Кавказе, бок о бок с русскими воевали во всех войнах России на Кавказе в 19-20 веках. Грузия дала России множество выдающихся офицеров, полководцев. Чтобы не уходить далеко, мы находимся в городе, который, по мудрому решению местных властей, в дни торжества называется священным именем Сталинград. Важно, что именно в дни торжества, а не повседневно. Это название вовсе не олицетворяет лишь одного человека, даже выдающегося, но вместе с тем имеет символическую нагрузку: русско-грузинские отношения – уникальный феномен, быть вместе - русским и грузинам велено свыше, это предопределено Провидением.
Кому-то очень невыгодна русско-грузинская дружба, которая всегда была основой стабильности Кавказского региона. Эти "кто-то" способствовали развалу СССР, развалили Югославию, затем Сербию, подтолкнули Грузию, как и другие бывшие советские республики, к саморазрушающим действиям, они же очень хотят ослабить и в конечном итоге развалить Россию. Их дело - разделять и фрагментировать, но наше дело: помнить наших славных предков и твердо идти по пути сближения, дружбы, тесного сотрудничества, несмотря на то, что совсем недавнее прошлое русско-грузинских отношений покрыто мраком и даже постыдно.
Виной тому - режим саакашвили, навязанный кстати извне, с участием мощных международных акторов. С использованием современных политических технологий в Грузии инсталлировали режим, ничего общего не имеющий с грузинской историей, менталитетом нашего народа. Этот режим занимался провокациями против России, кульминацией оказалась позорная военная кампания, начатая режимом в Цхинвали. Эту войну я во Владикавказе назвал геноцидом со стороны Михаила Саакашвили. Повторю то же самое и здесь. Конечно, есть доля ответственности и каждого грузинского гражданина, не остановившего Саакашвили, но все же напомню, что в Грузии всё время его правления не прекращались многотысячные уличные акции и народные волнения против него и его режима. Кроме меня и моих друзей в Грузии было арестовано несколько сотен граждан по политическим мотивам. Остальных непокорных беспощадно избивали на улицах, притесняли на работе, угрожали, запугивали, шантажировали. Многострадальный грузинский народ особенно пострадал за последние 9 лет вследствие ужасного правления саакашвили и его банды.
Мы, конечно, не согласны с признанием Южной Осетии и Абхазии со стороны России, но вместе с тем понимаем ситуацию, в которой это признание было сделано. Главное, российское руководство не желало зла самой Грузии, ее народу. Мы помним искренние слова президента, ныне - премьер-министра Дмитрия Анатольевича Медведева, произнесенные им 26 августа 2008 года: "Это признание было для нас тяжелым решением". Этим сказано всё: решение было тяжелым, вынужденным. Принято оно, так сказать, не от хорошей жизни.
Вместе с тем надо осознавать, что надо идти вперёд и сотрудничать, восстанавливать доверие. Большую благодарность заслуживает позиция российского президента Владимира Владимировича Путина. Напомню, 20 декабря 2012 года на большой пресс-конференции в Кремле он заявил примерно следующее: "Мы, с российской стороны понимаем, что возобновление торговли больше нужна Грузии, чем нам, однако мы не будем ставить каких-либо предварительных политических условий и откроем российский рынок для грузинских продуктов - минеральных вод, вин"... Это искреннее обещание уже начало воплощаться, это огромный шаг вперед, хотя нужно набраться терпения и осознать, что разрушительный режим саакашвили добрался до фундамента наших отношений и восстановление будет проходить долго и не совсем легко.
Когда между нашими государствами нет дипломатических отношений, очень важно активизировать общественный диалог, обсуждения между экспертами в различных областях жизни, культурные, научные и спортивные контакты, церковные взаимоотношения. Наш Институт Евразии методично работает над проблематикой двухсторонних отношений, тесно сотрудничает с российскими политологическими кругами. Однако хотелось бы видеть и государственной поддержки - один лишь энтузиазм общественников недостаточен.
Еще раз благодарю за предоставленное мне слово, и еще раз предлагаю, всячески способствовать русско-грузинскому сближению, от которого выиграем все мы.