В грузинской столице традиционно собираются у Вечного огня и обелиска павшим на площади Героев, открытого еще при Эдуарде Шеварднадзе. Поблизости в 2010 году воздвигли 48-метровую стелу из стекла и бетона. Это творение испанского архитектора Альберто Доминго Кабо, который также является автором здания парламента в Кутаиси. На этой стеле высечены имена 3,5 тыс. грузинских военнослужащих, которые погибли во всех баталиях за независимость Грузии, начиная со сражений в 1921 году с Красной Армией. Испанский архитектор признавался, что идея монумента принадлежит нынешнему президенту Михаилу Саакашвили, ему оставалось только воплотить ее.
Однако память погибших в Абхазии по-прежнему чтут у старого монумента. Здесь небольшой сквер, где участники событий вспоминают былое.
— Мой сын Зураб учился в Воронеже, когда началась война, оставил вуз и вернулся защищать родину, — рассказывает «Известиям» Заира Анчабадзе из Гали. — Зураб и мой муж Шукри погибли в боях за Сухуми. Вот их фамилии высечены здесь. С той поры я — беженка.
По различным данным, всего в той войне погибли более 11 тыс. грузин, 4 тыс.и абхазов, 2 тыс. добровольцев из республик Северного Кавказа, поддержавших Абхазию. Беженцами стали более 300 тыс. грузин, представители других национальностей.
— Мы жили в Сухуми. Бесик пошел воевать еще старшеклассником, ему было всего 16, — плачет Инеза Бенидзе, прижимающая к груди фотографию погибшего сына.
У мемориала выступил премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили.
— Это стыдно, когда в XXI веке нас разделяют придуманные границы. Пора восстанавливать отношения. В отличие от прежних властей абсолютно исключено, чтобы мы думали о какой-либо агрессии. Только братство, только любовь — так можно вернуть доверие. Уверен, если мы сможем сделать это, с этим посчитается и Россия, — сказал премьер.
Вместе с ним у мемориала побывали министры, в том числе Ираклий Аласания, глава военного ведомства. Его отец, генерал Мамиа Аласания, погиб в Абхазии во время войны. Несмотря на это, Ираклий несколько лет назад в должности спецпредставителя президента по Абхазии работал над мирным планом урегулирования. Аласания-младший и сейчас считает, что вернуть Абхазию в состав Грузии возможно только путем переговоров.
У мемориала собрались кандидат в президенты от «Грузинской мечты» (выборы состоятся 27 октября) Георгий Маргвелашвили, экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе, бывший руководитель госбезопасности Ираклий Батиашвили и другие известные политики. В это время самый авторитетный в Грузии человек — Патриарх Илия Второй в кафедральном тбилисском соборе Святой Троицы служил литургию.
— Победителей в этой трагедии быть не могло, проиграли все: грузины, абхазы, русские, — говорит глава Грузинской церкви, который в течение 11 лет был митрополитом в Абхазии. — Это была искусственная война.
Отныне, по его словам, 23 мая церковь будет отмечать «Абхазетоба».
В Сухуме в пятницу, 27 сентября, тоже возлагали венки в Парке Славы. В церемонии участвовал президент республики Александр Анкваб, другие руководители Абхазии, ветераны той войны. Потом прошли праздничный концерт и дефиле «Народный костюм».
Операция по освобождению столицы Абхазии от войск Госсовета Грузии продолжалась 11 дней, а после падения города боевые действия продолжались всего три дня. 30 сентября 1993 года абхазские военные и их союзники вышли к реке Ингури на административной границе Грузии и установили там свой флаг. В 1994 году в зону конфликта были введены российские миротворцы под эгидой СНГ. Пять лет назад, после войны в Южной Осетии, Россия признала независимость двух мятежных грузинских автономий. Это сделали также Никарагуа, Венесуэла, Науру и Тувалу.
http://kavpolit.com/gruziya-i-abxaziya-otmetili-20-letie-okonchaniya-vojny/