ПУБЛИКАЦИИ
«Запертый» Казахстан

analit-GEO-gulbaatВ рамках состоявшихся на телекомпании «Имеди» дебатов, на упоминание мною Казахстана в качестве успешного государства, один из главных адептов «национального» режима Каха Бендукидзе заявил, что это государство находится в куда более худшем состоянии, чем Грузия, так как оно «заперто» географически и, в отличие от Грузии, не имеет выхода на Европу. Конечно, аргумент Бендукидзе в любом случае развеивается легко, но я решил, в двух словах написать о Казахстане, где совсем недавно мне довелось побывать на короткое время.

В частности, по инициативе и приглашению МИД Казахстана, я посетил 6-ой Гражданский форум в Астане, на котором регулярно собираются представители неправительственных организаций и журналисты со всей страны, а также из центральноазиатского региона (на данном конкретном форуме присутствовало более 500 делегатов). Говоря по правде, сначала я не мог предположить, что мне придется поприсутствовать на очень интересном мероприятии – видимо, устоявшиеся в нашем обществе клише, согласно которым в «запертом» Казахстане, на азиатском континенте, где влияние Запада чувствуется в меньшей степени, неправительственный сектор должен быть слабым и неразвитым. В Казахстане зарегистрировано до 20 тысяч общественных организаций, многие из которых, правда, существуют лишь на бумаге, однако количество ведущих организаций, и, главное, качество – впечатляет. На форуме в Астане была устроена выставка конкретных результатов и достижений таких организаций. Подобным образом НПО предстают с ежегодным отчетом перед обществом. Также очень важно, что в этих ежегодных форумах участвуют и члены казахстанского Правительства и у общественников есть возможность, иметь непосредственный контакт с руководителями соответствующих своей деятельности отраслей, обменяться с ними мнениями и в рабочем режиме предоставить Правительству собственные предложения. Все это делается не для формальности и показухи. Казахстанский опыт работы НПО подразумевает собой гармоничное сотрудничество с государством, что, в свою очередь, вовсе не означает некритичного отношения общественников к правительству. Наоборот, критика есть и она вытекает из интереса успеха общего дела. Государство само заинтересовано в оппонировании со стороны общества с тем, чтобы лучше разглядеть существующие проблемы, именно поэтому государство напрямую поддерживает неправительственные организации путем распределения т. н. Социальных заказов. Существует множество тем, над которыми работают не только государственные структуры и эти работы производятся с помощью общественных организаций. Правительство Казахстана щедро выделяет финансы на осуществление проектов функционирущих в стране НПО.

Согласно законодательству Казахстана финансирование НПО иностранными донорами тоже вполне допустимо. Это право использует достаточное количество неправительственных организаций. В стране свободно функционируют призванные на защиту прав человека такие организации, как «Эмнисти Интернейшнл» и «Хьюман Райтс Уотч». Им не создается никаких проблем. Более того, в Казахстане не ограничивается даже такая сомнительная организация, как американский «Фридом Хаус» (он замечен в прямой поддержке т.н. цветных революций в республиках бывшего Советского Союза).  Но вместе с тем государство ставит определенные рамки проектам с иностранным финансированием. Правительство уполномочено принять, либо отказаться от иностранного финансирования того или иного проекта. Зато Правительство само выделяет нужные средства и таким образом оберегает себя от угрозы политической инструментализации местных НПО со стороны других государств. Я сам писал в грузинской прессе о том, что для суверенного государства недопустима ситуация, когда в Грузии такой огромный процент НПО, поддерживаемых из-за границы. Неправительственный сектор этим вовсе не развивается, а наоборот, подчиняется интересам внешнего мира, в то время как интересы грузинского общества зачастую игнорируются. Наверное, господин Бидзина Иванишвили, решивший продолжить свою деятельность во благо Грузии на общественном поприще, хотя бы частично заполнит этот дефицит, однако опыт Казахстана, следует предположить, в обязательном порядке заслуживает внимания со стороны грузинского государства, если мы хотим хоть когда-нибудь выйти из состояния ученика, отставшегося в классе школы для трудновоспитуемых, о котором заботятся «дяденьки» и «тетеньки» из заграницы.

Мое субъективное впечатление, но когда я слушал выступления участников состоявшегося в Астане гражданского форума и наблюдал за выступающими, чувствовался их деловой тон и содержательность выступлений. Мне вспомнились нудные лица и монотонный лепет грузинских «энджеошников», смотреть и слушать которых СМИ принуждают грузинскую общественность, как по приговору – контраст действительно существенный. Неправительственный сектор Казахстана, в отличие от грузинского, является сборником поистине общественных организаций, призванных к служению обществу. Их деятельность ориентирована на реальный результат, а не на телевизионные выступления с утра до вечера. Казахстанское государство за год выделяет около 2 миллиарда тенге (более 13 миллионов долларов США) на осуществление проектов неправительственных организаций. До 80 процентов НПО работает в республиканском масштабе, доля региональных объединений выглядит скромно. В этой связи государство намерено осуществить дополнительные стимулирующие действия с тем, чтобы люди в провинциях тоже проявляли бы бОльшую инициативу им были созданы условия для общественной деятельности. На сегодняшний день в Казахстане особо выделяются организации, работающие над проблемами молодежи, инвалидов и гендерных отношений. На 6-ом Астанинском гражданском форуме был поставлен вопрос, чтобы государство разрешило гражданам, в случае их желания зачислять часть своего подоходного налога конкретным неправительственным организациям.

Вот так казахстанское государство заботится об общественности, общественной активности. Государственная политика эффективна по всем направлениям. В рамках состоявшихся на форуме встреч с министрами (после общего собрания представители всех заинтересованных организаций распределились по различным секциям для встреч с министрами – я выбрал секцию министра иностранных дел) представитель германского агентства по развитию и техническому сотрудничеству выразил некоторую претензию правительству, якобы правительство Казахстана в недостаточной степени использует предложенную Западом помощь и отказывается от нее по непонятным причинам. Опытнейший министр иностранных дел, проработавший послом в Лондоне и Вашингтоне, господин Идрисов аргументировано объяснил немецкому гостью, что в большинстве случаев  т. н. помощь, идущая с Запада, неэффективна и не достигает намеченной цели. Так например, расходы в выделенных грантах чаще расписаны таким образом, что они обслуживают зарплаты и премии приезжающего персонала, но собственно на дело тратится минимальная сумма. Нам выгоднее, отказаться от такой «помощи» и собственными силами осуществлять ориентированные на результат проекты – такая мысль прозвучала в ответ со стороны министра. На это у гостя контраргумента не нашлось и он был вынужден, разделить этот ответ.  Лично я могу на своем примере в Тбилиси засвидетельствовать неэффективность той же самой германской организации (которая тогда работала под аббревиатурой «гэ-тэ-цэт»), когда в связи с находящимся в ее компетенции элементарным вопросом я не мог получить ответа – с одного телефонного номера переадресовали на второй, со второго на третий и так далее, пока я до Берлина не «дошел».

И, напоследок, считаю необходимым отметить величайшую заслугу лидера Казахстана, Президента Нурсултана Назарбаева в успехе современного «запертого» Казахстана. Убежден, что Нурсултан Назарбаев в историю войдет как политик мирового масштаба – не только в историю Казахстана, но и в мировую историю тоже. Я об этом говорю безо всякого преувеличения, а за сказанное ручаюсь, как специалист. Было труднейшим делом сохранить растянувшиеся на огромных степях границы и поддержание всеобщего согласия в этнически и религиозно очень пестрой стране, с которой граничит Среднеазиатский регион, таивший в себе немало опасностей. Географически, возможно, и «запертый», находящийся между Россией, Китаем и исламским миром, но твердо придерживающийся мирного внешнего курса Казахстан, под руководством президента Назарбаева, который является если не автором всех крупных интеграционных проектов, то, по крайней мере, их активным сторонником, развивается стабильно и с уверенностью смотрит в будущее. Посреди степи возник фактически новый город – столица Астана, с широкими проспектами, красивыми дворцами и парками. Старая столица – Алматы тоже сохраняет свой шарм и олицетворяет синтез азиатского и европейского города.  В городах почти идеальная чистота, порядок и спокойствие. Никто не кричит, не ругается, не попрошайничает, не хамит… Вот удел «запертого» Казахстана, стратегически связавшего свою внешнюю политику с сотрудничеством с Россией и выполняющую функцию флагмана евразийской интеграции. Смотрящая исключительно в сторону Европы, охваченная снобизмом определенная часть грузинской общественности сперва должна бы повернуть голову в сторону востока, открыть глаза и хорошо посмотреть на «запертый» Казахстан. Может быть, эта общественность обнаружит, что до уровня Казахстана нам еще далеко, не то что до Европы. Хотя подозреваю, что всё «свалят» на природные богатства Казахстана. Конечно, в прогрессе этого государства природные богатства – нефть, газ и т. д. сыграли немалую роль, но в условиях другого политического курса эти богатства могли бы стать скорее головной болью, нежели условием процветания. История Латинской Америки прошлого века показала, что обладание полезными ископаемыми – нефтью, золотом само по себе не знаменует построение счастливого государства, даже наоборот, оно может стать причиной банкротства государства и его превращения в колонию. Мы, грузины, не смогли использовать даже то, что у нас есть – вино, цитрусы и т. д., мы сами себя выдворили с российского рынка и, подозреваю, что в случае, если бы мы обладали нефтью и природным газом, их тоже с таким же «успехом» использовали бы, как вино с цитрусами.

Из-за всего этого пример Казахстана должен стать для нас причиной задуматься.

Гулбаат Рцхиладзе
- кандидат политических наук,
руководитель Института Евразии