ПУБЛИКАЦИИ
Александр Чачия: «Роль медиатора может принадлежать лишь России»

an-CaCia-aleksandrГрузия, 25 ноября, ГРУЗИНФОРМ. Известный грузинский политолог Александр Чачия в эксклюзивном интервью «Кавказской политике» говорит о том, кто стоял за Саакашвили и его оппонентом Иванишвили. Также отвечает и на вопрос о том, как будет новый президент решать наболевший вопрос возвращения утраченных Абхазии и Южной Осетии. Высказывается и об ориентирах внешней политики грузинских политиков и о многом другом.

- Как бы Вы оценили эпоху правления Михаила Саакашвили, и почему Запад и США считают его демократом?

- Период правления Саакашвили по своим качественным характеристикам не является самостоятельной эпохой в истории Грузии. Этот период — органичное продолжение правления Шеварднадзе. В истории страны он останется как «власть Шеварднадзе-Саакашвили». Очень не хотелось бы, чтобы в это название через дефис была включена и фамилия Иванишвили.

Что касается оценок Запада, то там ведь и Шеварднадзе в течение десяти лет считали выдающимся демократом. За год до «революции роз» Шеварднадзе был награжден американцами солидной премией «за выдающийся вклад в развитие демократии в Грузии». Он перестал быть для них демократом лишь за полгода до революции, когда  отказался отдать власть подготовленным для этого «молодым реформаторам».

Тогда в Тбилиси прилетел его «друг» Бейкер и пытался объяснить, что его низкий рейтинг, тяжелое социально-экономическое положение делают возможным социальный взрыв, на волне которого к власти могут прийти неконтролируемые американцами политические силы, и поэтому надо уходить. Шеварднадзе заартачился и в результате получил «розовую революцию» и позорную отставку.

Этот урок учел Саакашвили, и когда американцы, спустя 9 лет, сказали ему, что политическое и личное поведение президента, негативное отношение к нему населения наносят вред имиджу Соединенных Штатов, и надо уступить власть следующему эшелону проамериканских политических сил, то он не посмел сопротивляться этому решению боссов.

Локомотивом для протаскивания этих сил во власть был избран Иванишвили, без которого у них не было никаких шансов попасть в парламент. В награду за послушание Саакашвили была гарантирована личная безопасность и обещана поддержка его имиджа «истинного демократа». Это входит и в интересы США. Согласитесь, трудно признать, что  лидер страны, которого они привели к власти и 9 лет прославляли на весь мир как передового демократа, на самом деле построил под себя полицейское государство и был маленьким восточным деспотом.

- По оценке Госдепа США, президентские выборы в Грузии прошли демократично. Как заявила журналистам представитель Госдепа США Джен Псаки, президентские выборы были прозрачными и хорошо организованными. Вы согласны с этим?

- Госдеп признавал демократичными все выборы, которые проходили в Грузии последние 20 лет и в которых посредством массовых фальсификаций к власти приходили подконтрольные американцам  силы – Шеварднадзе с Союзом граждан, затем – Саакашвили с Национальным движением. Положительная оценка Госдепа означает лишь то, что США довольны составом парламента и личностью избранного президента.

Фактом остается то, что явка была самой низкой за всю историю выборов в Грузии. Объясняется это тем, что население ни в ком из кандидатов не увидело человека, способного принести пользу стране в ранге президента. Судя даже по официальным данным, за нового президента проголосовали чуть больше четверти списочного состава избирателей. Согласитесь, это не высокий уровень легитимности. При этом нельзя забывать и то, что после ухода Иванишвили из политики встает вопрос легитимности  парламента, ведь ни для кого не секрет, что на парламентских выборах народ голосовал персонально за Иванишвили, а вовсе не за те партии, которым он в итоге оставил власть.

Но в любом случае надо признать, что американцы на данном этапе успешно решили свою задачу: обозначили две ведущие политические силы — «Грузинскую мечту» во власти и Национальное движение в оппозиции, т.е. оставили под своим контролем весь реальный политический спектр в Грузии.

- Бидзина Иванишвили заявляет, что он уходит из политики, т.к. все обещания, данные коалицией «Грузинская мечта», выполнены, а Георгий Маргвелашвили обладает всеми необходимыми качествами для того, чтобы быть хорошим президентом. Что Вы можете сказать об этом и о новом президенте страны? Думаете, что он именно тот человек, который сможет урегулировать грузино-российские отношения?

- Очень трудно понять, на каком основании Иванишвили говорит о выполненных обещаниях. Думаю, кроме него, это никто в Грузии не понимает. Во всяком случае, я,  довольно много общаясь с людьми и в Тбилиси и в регионах, не встречал человека, который разделяет это мнение Иванишвили. Что касается качеств Маргвелашвили, то в этом вопросе приходится лишь верить на слово Иванишвили. Четверть грузинских избирателей поверила. Остальные, видимо, не нашли оснований для оптимизма.

О какой-либо роли нового президента в урегулировании российско-грузинских отношений говорить не приходится. Во-первых, полномочия президента крайне ограничены. Во-вторых, внешнеполитическое поведение как президента, так и грузинского руководства в целом, будет строго регламентировано Госдепартаментом США и никакой самодеятельности в этом вопросе допущено не будет.

- Вы хорошо знакомы с российской политической элитой. Как они настроены в отношении Грузии и, по их мнению, существует ли вероятность восстановления территориальной целостности Грузии в постсаакашвилевский период?

- Хочу еще раз подчеркнуть, что постсаакашвилевский период  пока ничем не проявил свою качественную новизну. Высшие представители новой власти при каждом удобном случае однозначно заявляют, что будут твердо продолжать внешнеполитический курс Саакашвили, т.е. курс, который  привел нас к враждебным отношениям с Россией.  Поэтому ожидать каких-либо изменений в позиции российской политической элиты было бы по меньшей мере наивно.

Что касается территориальной целостности, то я не уверен, что этот вопрос является приоритетным для новой власти. Вы, наверное, заметили, что проблема восстановления целостности страны даже в риторике руководителей отошла на пятый-десятый план. И это понятно.

При продолжении внешней политики Шеварднадзе-Саакашвили о каких-либо позитивных сдвигах в этом вопросе не может быть и речи. Сегодня ведь всем ясно, что целостность Грузии в прежнем виде, как это было в советское время, невозможна. Нужен новый интеграционный проект, который должен быть выработан совместно с абхазской и осетинской сторонами.

Понятно, что роль медиатора в этой совместной работе может принадлежать лишь России, с которой, однако, грузинское руководство даже дипломатические отношения восстанавливать отказывается. О каком же позитиве в этом вопросе может идти речь?

- Почему-то грузинские политики заостряют внимание на российской угрозе, а Турцию считают другом. Насколько верно их мнение?

- В течение последних 25 лет мы стали свидетелями масштабной кампании по манипуляции сознанием населения всего постсоветского пространства, в том числе и Грузии. Специально обученные политики, подкупленная часть интеллигенции, подконтрольные СМИ уже четверть века неустанно вдалбливают в головы людям состряпанные спецслужбами мифы об «извечно враждебной России» и «благородном, заботливом Западе», нещадно фальсифицируют историю, нагло и бесцеремонно интерпретируют действительность.

Турция посредством членства в НАТО – часть этого благословенного Запада. Для США Турция — единственный крупный военно-политический союзник в исламском мире, главная опора в регионе. Игнорирование интересов и амбиций Турции, в том числе имперских амбиций, для США недопустимо. Более того, американцы прекрасно понимают, что бесконечно контролировать весь мир  невозможно — сил и ресурсов не хватит. Когда придется уходить из Кавказа, то Грузию передадут под протекторат Турции.

Для подготовки соответствующего общественного мнения  политическим кругам и средствам массовой информации было велено развернуть работу по формированию положительного образа Турции как «дружественного соседа», «исторического друга», щедрого спонсора и т.д.

Американцы всячески содействуют турецкой финансово-экономической и религиозной экспансии, поощряют фактическое овладение турками Аджарии, усиление турецкого влияния в грузинской армии, их присутствие в  сфере образования и т.д.

- Как Вы думаете, почему Запад и США навязали новым властям Грузии т.н. коабитацию?

- Коабитация навязана для того, чтобы, во-первых, подчеркнуть результативность американского эксперимента по формированию в Грузии демократического общества (мол, демократия удалась: власть передана посредством выборов, а бывшие конкуренты сотрудничают и довольны друг другом); во-вторых, зафиксировать наличие двух главных политических субъектов – «Грузинской мечты» и «Нацдвижения», которым, по мнению американцев, предстоит соперничать на политическом поле в ближайшие годы (обе силы полностью подконтрольны и никаких «сюрпризов» американцам не преподнесут).

- Михаил Саакашвили заявил, что еще вернется к власти. По- Вашему, на что он может надеяться и насколько это вероятно?

- Я не вижу политического будущего Саакашвили в Грузии по двум причинам. Первая — «Национальному движению» необходимо изменить свой имидж, а для этого, в первую очередь, надо избавиться от ставшего одиозным Саакашвили. Вторая причина — уверен, что предоставленные американцами гарантии личной безопасности не предусматривают политическую активность Саакашвили. Американцы, конечно, позаботятся о его трудоустройстве, но не в Грузии.

Беседовал Фридон Дочия