Грузия, 3 февраля, ГРУЗИНФОРМ. В мюнхенском аэропорту чинно в ряд стояло четыре авиалайнера, на которых крупно было написано "Соединенные Штаты Америки". Плюс военно-транспортный самолет "Геркулес" армии США. Бок о бок с ним мерился размерами ИЛ-96 авиакомпании "Россия", на котором в баварскую столицу прилетел глава МИД России Сергей Лавров. В прошлую субботу на 50-й Мюнхенской конференции по безопасности соотношение российских и американских делегаций было примерно таким же: один к пяти.
Раз в год Германия становится центром мировой дипломатии. Три квартала Мюнхена были наглухо закрыты для публики. И пока по соседней центральной торговой улице бродили толпы туристов, буквально в пятидесяти метрах от них шел настоящий дипломатический бой.С одной стороны Сергей Лавров, с другой - вся западная «рать». На этот раз тему для спора не пришлось долго придумывать. События на Украине молниеносно ворвались в повестку дня Мюнхенской конференции и почти полностью ее оккупировали. Лишь Сирия смогла отвоевать себе малую часть внимания мировой дипломатической элиты. Остальное время говорили в основном о «Евромайдане».
В действительности, "разведка боем" началась еще в пятницу вечером. Сергей Лавров в третий раз с начала года встречался с госсекретарем США Джоном Керри. Первым в комнату, где должны были вот-вот начаться российско-американские переговоры, вошел Керри. Он увидел журналистов, торжественно встал на фоне флагов и развел руками. Мы тут же спросили его, что он думает о развитии российско-американских отношений. «Что я могу сказать, - ответил он по-английски и перешел на русский, - да, нет!». Но тут его прервал представитель пресс-службы госдепа: «Никаких интервью!».
Керри удивленно посмотрел на своего подчиненного и молча, опустив голову, вышел в коридор. Вернулся он спустя минуту уже с Лавровым. Но тут случился второй конфуз. Как только они зашли, погас свет. Впрочем, уже через несколько секунд вновь стало светло. На этом приключения Лаврова и Керри закончились, и журналистов попросили удалиться.
Переговоры продолжались более часа. Еще один раз они минут на двадцать «на полях» конференции уединились в субботу. А до этого Лавров задал западным дипломатам много крайне неудобных вопросов и все касательно Украины.
«Когда накануне состоявшегося несколько дней назад саммита Россия-ЕС нам было предложено отложить текущие дела и сосредоточиться на стратегических аспектах взаимодействия двух крупнейших игроков на европейском пространстве, мы сразу согласились. Более того, приветствовали такой подход, поскольку последовательно выступаем за откровенное, без обиняков и недомолвок, обсуждение самых сложных проблем с нашими партнерами, включая ЕС, НАТО и США», - заявил Лавров, выступая на Мюнхенской конференции.
В Мюнхене глава российского МИДа продолжил разговор без обиняков: «Для того, чтобы искать общеприемлемые договоренности, необходимо ответить на некоторые фундаментальные вопросы, возникающие, в частности, в связи с ситуацией на Украине и прежде всего о том, какое отношение разжигание уличных протестов, приобретающих все более насильственный характер, имеет к продвижению принципов демократии? Почему не слышно осуждающих голосов в адрес тех, кто захватывает и удерживает до сих пор административные здания, нападает на полицейских, выступает с расистскими, антисемитскими и нацистскими лозунгами? Почему видные европейские политики фактически поощряют подобные действия, хотя у себя дома немедленно и жестко пресекают покушения на букву закона?».
К слову, ответов на эти вопросы на Мюнхенской конференции так и не прозвучало. А Лавров продолжал: «Вряд ли сегодня кто-либо из европейских народов оказался бы в положении «или-или», если бы мы уже шли по пути строительства общего европейского дома, о чем было произнесено столько красивых слов в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века. К сожалению, вместо этого до сих пор преобладает логика сохранения и углубления разделительных линий».
Об этом же в своем выступлении говорили и генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен: «Надо перестать использовать термины прошлого и двигаться вперед». Тем не менее, интересно было бы подсчитать, сколько из участников Мюнхенской конференции в действительности до сих пор продолжают считать, что Россия «не с ними».
Но вернемся к разговору на Мюнхенской конференции про «или-или». «Только что с этой трибуны обратился председатель Евросовета Х.Ван Ромпей, заявивший, что народ Украины должен сделать свой выбор, но тут же добавил, что сам он уверен, что будущее Украины - в Евросоюзе, - заметил Лавров, - выступал здесь генеральный секретарь НАТО. Мой друг А. Фог Расмуссен также говорил о необходимости предоставить Украине свободу выбора. Однако все мы помним, как в 2007 году на саммите НАТО этот выбор за Украину был предопределен политически. В дальнейшем, однако, здравый смысл, судя по всему, восторжествовал. Приведу также слова, произнесенные официальным представителем госдепартамента США и врезавшиеся мне в память: «США рассчитывают, что на Украине будет сформировано правительство, которое обеспечивает политическое единство и экономическое процветание, поддержано МВФ и отвечающее надеждам украинского народа на европейское будущее». Если это подтверждение свободы выбора, то свобода украинского народа трактуется достаточно странно, потому что, по сути дела, ему навязывают выбор, чем Россия заниматься не хочет и не будет».
О том, кто еще и каким образом пытается оказать давление на официальный Киев, разговор продолжился на встрече все там же в Мюнхене Сергея Лаврова с главой МИД Украины Леонидом Кожарой. «Наш друг госсекретарь США Джон Керри заявил, что Украина должна выбрать, с кем она: со всем миром или с одной страной. От него, с его опытом и рассудительностью подобной «агитки» я не ожидал. У нас еще предстоит контакт с ним, и я спрошу, что у него было по арифметике, - сказал как отрезал Лавров. - говоря красивые слова, подписываясь под высокими принципами, контрпродуктивно действовать иначе на практике. Россия и Украина, и ЕС - стратегические партнеры. Мы также не хотим каких-то закулисных маневров, которые разыгрывают старую карту «либо с нами, либо против нас». Это мышление прошлой эпохи, которая должна уйти навсегда в историю, а лучше - в небытие».
Кожара в ответ кивал, но его призывы к ЕС и США были куда скромнее и куда более робкими, чем заявления Лаврова. «Мы не хотим быть разменной монетой в геополитических играх, это нас унижает, это обижает украинский народ, - заметил глава украинского МИДа, - мы хотим, чтобы никто не мешал нашему стратегическому партнерству с Россией, но и Европейский союз нас притягивает».
По материалам http://www.rg.ru/2014/02/02/munhen-site.html