Грузия, 7 мая, ГРУЗИНФОРМ. 6 мая 2014 года министр иностранных дел России С.В.Лавров выступил на пресс-конференции по итогам министерской сессии Комитета министров Совета Европы в Вене, а потом ответил на вопросы СМИ. Предпоследний вопрос в ходе пресс-конференции главе российского внешнеполитического ведомства задал корреспондент телекомпании «ИМЕДИ» (Грузия):
Вопрос: Генеральный секретарь Совета Европы представил доклад о ситуации в Грузии, в том числе в Цхинвальском регионе и Абхазии, в котором речь идет о деструктивных действиях России – задержаниях на так называемых административных границах, их укреплении и т.д. Как Вы оцениваете этот доклад? В контексте событий на Украине стоит ли ожидать дальнейшего осложнения отношений между Москвой и Тбилиси после подписания Грузией в июне нынешнего года соглашения об ассоциации с ЕС?
С.В.Лавров: Что касается доклада, о котором Вы упомянули, Россия не поддерживает слепо все, что делает Совет Европы и его Секретариат. У каждой страны есть нюансы в своих подходах. Нам небезразлична ситуация в Грузии. Мы хотим, чтобы Грузия была стабильным государством, народ жил хорошо. Но это не означает, что мы рассматриваем Абхазию и Южную Осетию в контексте ситуации в Грузии. Эти страны – наши соседи, самостоятельные государства, мы признали их независимость. Это реальность, и мы рассчитываем, что контакты, которые ведутся между нами и грузинскими коллегами, позволят более спокойно и здраво на нее смотреть.Если Вы спрашиваете, не ждет ли Грузию такой же кризис, который разразился на Украине после того, как легитимный Президент, действуя в полной мере в рамках своих конституционных полномочий, решил не отменить, а отложить подписание соглашения об ассоциации с ЕС, то, честно говоря, я не вижу причин, по которым этот вопрос нужно адресовать России. Вы, наверное, следили за развитием событий.
Повторю, реакция ЕС на абсолютно легитимное решение Президента Украины отложить подписание соглашения была близкой к истерике. Тут же была организована поддержка народных протестов, которые быстро «оседлали» радикалы, полилась кровь, началось насилие против полиции и мирных граждан. Я до сих пор не понял, чем была вызвана такая несоразмерная реакция ЕС и поддержавших их США, если только не исходить из одного простого предположения, что Евросоюз решил раз и навсегда оторвать Украину от России, заставить ее сделать искусственный выбор, который не раз публично формулировался, – между Западом или Россией.
Подобного рода поведение в современной Европе просто неприемлемо. Вы наблюдаете, что из этого получилось. У нас не было никаких намерений или замыслов затевать что-либо на Украине. Наоборот, мы призывали всех прекратить вмешиваться во внутренние дела этой страны. Советую поинтересоваться у ЕС и США, нет ли у них каких-то планов на случай, если грузинское руководство не сделает то, что от него ожидают. Не хочу звучать невежливо, но адресовать вопрос нужно именно им. Мы не занимаемся сменой режимов, организацией «цветных революций», тем более с «коричневым оттенком», как на Украине.