Грузия, 20 мая, ГРУЗИНФОРМ. Недавно министры иностранных дел Франции и Германии Лоран Фабиус и Франк-Вальтер Штайнмайер посетили Тбилиси с однодневным визитом. В грузинской столице они провели переговоры с президентом Георгием Маргвелашвили, премьер-министром Ираклием Гарибашвили и председателем парламента Давидом Усупашвили.
«Мы расцениваем совместный визит двух министров как четкую демонстрацию поддержки европейских устремлений нашей страны. Грузия, в свою очередь, полностью готова подписать соглашение о евроассоциации не позднее июня, причем не только политическую его часть (как это сделала Украина), но и экономическую», заявила на совместной пресс-конференции министр иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе.
Представители Евросоюза подтвердили поддержку суверенитета и территориальной целостности Грузии, в то же время, отметив, что, если подписание Соглашения об ассоциации вопрос фактически решенный, то о членстве Грузии в НАТО говорить пока преждевременно.Европейские министры заверили грузинскую сторону, что на предстоящем в сентябре саммите альянса будет достойным образом оценен прогресс, достигнутый Грузией как страны—аспиранта НАТО. Глава французской дипломатии подчеркнул: «Мы говорим не о членстве Грузии в НАТО, а о постепенном двустороннем сближении и сотрудничестве». Это означает, что в Уэльсе Грузии стоит рассчитывать не на MAP («Дорожную карту» по вступлению в альянс), а только если на очередной «Ежегодный план действий», который никак не прописан в институциональных документах и не подразумевает никаких обязательств для альянса. Фабиус и Штайнмайер порекомендовали Грузии «исключительно мирно решать проблемы Абхазии и Южной Осетии» и «активизировать переговоры с Москвой, что особенно важнона фоне сложнейшей обстановки, сложившейся на Украине».
В Тбилиси весьма болезненно воспринимают фактический отказ НАТО принимать в свои ряды Грузию, считая, что он вызван нежеланием Запада втягиваться в конфликт вокруг т.н. «оккупированных территорий». «Грузия полностью выполнила все свои обязательства, накладываемые на страну аспиранта-НАТО», напомнила Майя Панджикидзе, имея в виду, в том числе, участие грузинских войск в операции в Афганистане. В то же время, некоторые грузинские политики считают, что компромисс может быть найден. Он может заключаться в том, что Грузия получит MAP со следующей оговоркой: «Обязательства Североатлантического альянса, предусмотренные пунктом пятым основополагающего договора о коллективной безопасности (согласно которому государства-члены НАТО рассматривают вооруженное нападение на одного как нападение на всех) распространяются только на территории, где реально осуществляется юрисдикция центральных властей». То есть, согласно этому плану, принимая в свой состав Грузию, НАТО продолжает признавать Абхазию и Южную Осетию грузинской территорией, однако отказывается принимать участие в решении проблемы.
Отметим также, что получение «Дорожной карты» также ничего не означает для страны-аспиранта и не накладывает на альянс никаких обязательств.
Глава аналитического центра «Alte et Certe» политолог Андрей Епифанцев не верит в возможность подобного компромисса именно с грузинской стороны:
- Задача Грузии - не НАТО, а Абхазия и Южная Осетия. НАТО - лишь средство достижения этой задачи. Плуг и серп сами по себе не нужны. Нужен хлеб, который посредством их добывают. НАТО могло бы понадобиться Грузии, если бы Россия ставила задачу ее поглощения по типу февраля 1921 года, и в принципе, положа руку на сердце, такая задача может быть поставлена, если бы Грузия позиционировала себя настолько агрессивно антироссийски, насколько это делала ГДР. А это было гораздо более агрессивно, чем это делала Грузия Саакашвили. Вспомним письма Кирова и Орджоникидзе Ленину: «Установление твердой советской власти на Кавказе возможно только при нейтрализации Грузии» (не цитата, но близко к тексту и точно по смыслу), но раз этого не сейчас не наблюдается, то и цели аннексии Грузии не существует тоже.
«СП»: - А если представить себе, что Грузия все-таки вступит в НАТО, как могут развиваться события вокруг т.н. «оккупированных территорий»?
- Вступление же в НАТО с огромнейшей степенью вероятности вызовет присоединение к России ЮО и увеличение степени интеграции с Абхазией, а это диаметрально противоположно целям Грузии.
Эксперт по русско-грузинским отношениям и безопасности кавказского региона Института Евразии Шота Апхаидзе также не рассматривает всерьез такой вариант - политическая сила, которая согласится на вступление в НАТО без Абхазии и Южной Осетии, это для нее будет политическим самоубийством, потому что грузинский народ никогда не смирится с этим. Тем не менее, я не могу утверждать, что такой вариант не рассматривается. Он рассматривается в среде либеральной политической элиты, которая вся сплошь западники, и они очень хотят втянуть Грузию насильственным путем в состав НАТО. Но это будет очень сложным, потому что будет большое сопротивление грузинского общества, и они не смогут продвинуть этот проект. На сегодняшний день, думая, ни одна партия на это не осмелится.
«СП»: - А НАТО это самоцель для Грузии или нет?
- Нет, это не самоцель, конечно, для грузинского народа. У нас очень низка информированность насчет НАТО. Так же, как насчет Европейского союза. Люди фактически только формально знают название этих организаций. Многие думают, что НАТО это экономические блоки, и вступление в них улучшит социальное положение грузинского народа. Многие просто не понимают, что собой представляет НАТО на самом деле.
Активно идею интеграции в эти структуры продвигает прозападная элита, и у них свои меркантильные цели по отношению к НАТО и к ЕС. Они работают на грантах, которые дают эти организации. Для них это не идеология, они просто на этом зарабатывают очень хорошие деньги. А народ уже начинает делать выводы и понимать, что ничего он от этого не получит.
Вообще идея вступления в НАТО – это очень большая тупость, потому что НАТО не сможет обеспечить безопасность в регионе. Они, как мы видим, только все берут из Грузии: грузинские военнослужащие принимают участие в различных операциях НАТО по всему миру, а взамен Грузия ничего не получает. Грузию пока не берут в НАТО и долгое время еще не будут брать, потому что Запад очень хорошо понимают, что, если они ускорят принятие Грузии в альянс, они получат ответные меры со стороны России и со стороны Ирана. Обе эти страны являются крупными игроками в регионе, и они никогда не смирятся с тем, что на территории Грузии появятся натовские базы, которые могут быть использованы как раз против них. Так что Запад весьма осторожно относится к этому и не спешит с принятием Грузии – они ждут ослабления геополитических позиций России и Ирана.
«СП»: - А ассоциация с ЕС к чему может привести?
Что касается ассоциации в ЕС, то это тоже совершенно не значит, что Грузия станет через год или через два членом Евросоюза. Дело еще в том, что в Грузии очень много проблем, которые не дадут в ближайшее время соответствовать стандартам ЕС. У нас среди правящей либеральной элиты по- прежнему царит русофобия, непростая криминальная обстановка, развалена экономика. Если Грузия таки вступит в Европейский Союз, здесь очень быстро никого не останется по причине плохой социальной обстановки – все убегут на Запад искать работу. И Запад это прекрасно понимает. Что касается грузинской экономики, то у нас еле-еле еще дышит сельское хозяйство, а после вступления в ЕС оно вообще умрет, потому что Европе наши продукты не нужны, так что Грузия станет просто потребительским рынком, и грузинские фермеры начинают это осмысливать.
В том, что ни о каком либо варианте отказа от Абхазии и Южной Осетии не может быть и речи уверен и главный редактор Информационно-аналитического агентства «ГРУЗИНФОРМ» политолог Арно Хидирбегишвили:
- Еще в 2007-м я спросил Эдуарда Шеварнадзе, почему он не согласился на предложение Грачева о вводе дивизий ВДВ, которые встали бы между грузинами и абхазами так, чтобы Гагра и Псоу были бы абхазскими, а Сухуми и Ингури – грузинскими. Тогда он сказал: «грузинский народ меня не поймет». Грузинский народ может терпеть бесконечно долго то, что Абхазия целиком не в его юрисдикции, но официальное признание всей Абхазии или даже просто ее части – это просто в голове никак не укладывается, это противоречит самому грузинскому менталитету. Напомню, что буквально год назад, есть такой эксперт - Арешидзе и нынешний министр по вопросам реинтеграции Закарешвили, они зондировали общественное мнение и закинули эту мысль: а может быть, мы признаем. Только последовал такой шквал негодования со всех сторон, что эта тема быстро была закрыта.
Эксперт также без оптимизма смотрит на саму перспективу вступления в НАТО.
- Понятие «Грузия» нельзя однозначно воспринимать, потому что существует грузинская власть и грузинский народ, и интересы власти не всегда совпадают, точнее сказать, чаще всего е совпадают с интересами народа. Тоже самое по вопросу НАТО. Что касается того, что 70 процентов грузинского народа проголосовало за вхождение в НАТО, то напомню, что это не так. В 2007-м году был произведен плебисцит – фактически опрос избирателей, которые пришли на, как потом выяснилось, сфальсифицированные выборы Саакашвили. Тогда просто спрашивали у выходивших с участков, то есть был проведен не референдум, а плебисцит, который я могу сравнить только с экзит-поллом. Тем более, что даже такой плебисцит не проводился в Абхазии и Южной Осетии, а если мы считаем их территорией Грузии, то даже этот плебисцит не имеет никакой силы.
Относительно НАТО и Евросоюза, то у нас время от времени то одно становится приоритетным, то второе. На сегодня у нас в повестке дня более приоритетно вступление в Евросоюз, хотя все понимают: и власти, и оппозиция, и народ, который не хочет этого, что у нас нет перспективы вступления ни туда, ни сюда. Как Штайнмайер подтвердил недавно: лет через 15 – 20 посмотрим, пока просто подпишите соглашение. Более того, нам даже MAPне дают, тянут это все.
«СП»: - То есть вопрос вступления в НАТО для грузинского общества на самом деле не так важен?
Все эти вопросы грузинской политики давно превратились в вопрос торга, вопрос пиара, которые очень профессионально использовали Саакашвили и экс-правящая партия Нацдвижение, которые готовятся к реваншу. Как только, не дай бог, кто-то заявит об изменении внешнеполитического курса, о чем нынешняя власть даже и не думает, или просто о несогласии со вступлением, или просто скажет о том, что с Россией нужно контактировать, как делает сегодняшняя власть, даже эти люди объявляются чуть ли не ставленниками Кремля, агентами ФСБ, ГРУ и так далее. Это как проверка на вшивость: ты за отношения с Россией, ты против вступления в НАТО – ты российский агент, друг агрессора и оккупанта Путина и т.д. И те и другие понимают, что это отдаленная перспектива, но хороший ход во внутриполитической борьбе, которая разворачивается в Грузии с невиданной силой в последнее время.
«СП»: - А странам НАТО для нужна Грузия? И можно ли представить, что Грузию когда-нибудь все-таки примут в эту организацию?
- Помните, во время прямой линии 17 апреля, какие ужасные вещи рассказал Путин? ЧтоРасмуссен тайно записал его на диктофон, а потом опубликовал. Если такие вещи позволяет себе Генеральный секретарь – я бы за это журналистов просто выставил бы, если бы они не предупредили, что записывают – такие вещи он проделал с президентом крупнейшей державы на встрече, о которой сам просил. Поэтому, если вдруг они изменят этот пятый пункт, пойдут на это решение и что-то сделают, да, от них можно ожидать всего. Но вопрос: зачем?
Грузия всегда имела для НАТО и Соединенных штатов два значения. Первое: плацдарм для точечных уколов в южном подбрюшье России. Например, Чечня, всяческий дискомфорт, который здесь создавали, особенно прошлая власть, когда были созданы целые департаменты МВД по Северному Кавказу. Это уже традиция: помните, как Шеварнадзе хотел расправиться с Абхазией руками Гелаева, и как это плачевно окончилось для гелаевского отряда?
Вторая ценность в том, что Грузия – это выход на Азербайджан и на Каспий, куда рвется Америка. Но с приходом новой власти готовить здесь боевиков, совершать идеологические диверсии, какие совершались, например, с помощью телекомпании ПИК или блогеров неправительственной организации «Свободная зона», становится все труднее, а то и вовсе невозможным. После того, как несколько дней назад был достигнут консенсус по Каспию, все пять стран на уровне министров иностранных дел подготовили Конвенцию, что ни одна из стран, за исключением России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркмении не имеет права размещать там свои военные объекты, то есть Каспий оказался фактически потерян для Америки. Поэтому Грузия резко теряет свою значимость, но, тем не менее, Грузия остается последним плацдармом на Кавказе, так как Кавказ беспокоит США и НАТО не меньше Украины, это последняя опорная точка. Обратите внимание: возглавляет всю эту кампанию Саакашвили. Сегодня он полетел в Баку на международную конференцию фонда Низами, но это все предлог. Следующим после Украины будет обязательно Азербайджан!
Вы помните, в 2008-м году на стороне Грузии воевали украинские наемники и техника, все небольшие победы Грузии, такие, как сбитые самолеты– заслуга именно украинских военных. Теперь, значит, Ярош выразил благодарность Азербайджану за поддержку резолюции Генассамблеи ООН и пообещал помощь. Существуют уже, «Известия» их опубликовали, данные, что и в Азербайджане, и в Грузии готовятся наемники для посылки на Украину, тем более, что они уже участвовали в Майдане. И, понятно, что Саакашвили не удастся совершить в Азербайджане госпереворот, как в Киеве, но испортить отношения Азербайджана с Россией для того, чтобы отдалить время подписания Конвенции по Каспию, пообещать помощь украинских боевиков «Правого сектора», которые благодарны за поддержу признания целостности Украины, он может. Я вам обещаю, что через некоторое время будет очередная эскалация на линии разъединения в Карабахе. Цель одна - чтобы, не дай бог, кавказский регион не попал под российское влияние. Чтобы Азербайджан вслед за Арменией не вступил в Евразийский союз, а там того и гладишь, Грузия захочет того же самого. Вот чтобы не допустить воссоединения Кавказа в одной таможенной зоне, а может быть, и в военно-оборонной –вот для этого и нужна Грузия НАТО.
Материал подготовлен Издательским домом «Свободная пресса»
Фото: ИТАР-ТАСС