Грузия, 2 июня, ГРУЗИНФОРМ. На днях в Стамбуле состоялась международная конференция, посвященная 150-летию окончания первой русско-кавказской войны и депортации кавказских народов. Мероприятие было организованно представителями Кавказа и правозащитниками Турции. Кроме представителей северокавказских народов, в международной конференции принимали участие и гости из Грузии, в том числе и эксперт по кавказским вопросам Гела Хмаладзе.
Гела Хмаладзе: «Народам Кавказа была предоставлена возможность на международной трибуне рассказать о политической ситуации, проблемах, моральном состоянии, и донести до мировой общественности то, что в регионах Кавказа Россия осуществляет террор в отношении мирного населения. Выступавшие на форуме делегаты привели статистику похищений, убийств, ежедневно совершаемых российскими силовыми структурами в разных регионах Кавказа.Со своей стороны, в моем выступлении я говорил об агрессивной политике России, которая угрожает Грузии и всему региону.
Для меня имело большое значение услышать позицию представителей «Имарата Кавказ» о том, что у них нет претензий к Грузии, особенно после той злополучной спецоперации в Лапанкури.
Хочу вам сообщить, что представители «Имарата Кавказ» и других группировок, действующих на Северном Кавказе заявили, что не имеют никакой агрессии к грузинскому народу и отметили, что в лице Грузии им нужен друг и союзник.
Что касается новой организации «Конгресс кавказских народов», то она была основана проживающими в Турции северокавказскими моджахедами и обладающими статусом политического беженца жителями Северного Кавказа, в основном чеченцами. Председателем съезда был избран Ахмед Умаров.
Следует отметить, что так как «Имарат Кавказ» не пользуется таким уж большим авторитетом, новая организация может дополнить ее деятельность. «Конгресс кавказских народов» ставит целью осуществление информационной политики и озвучивание идей за которые они борятся. Кроме этого, необходимо отметить, что они пользуются серьезной поддержкой власти Турции».
-Вы говорите об «Имарате Кавказ» или проживающих в Турции чеченцах?
-Конечно, о проживающих в Турции чеченцах. Очень сложно доказать то, что они что-нибудь отправляют на Северный Кавказ, но многие бойцы, покинувшие Северный Кавказ нашли убежище в Турции.
-Кто присутствовал на мероприятии? Как мне известно, в Турцию были приглашены и черкесы.
-Нет, черкесов там не было. Были приглашены довольно авторитетные люди, которые на данном этапе находятся в эмиграции. В том числе Ахмед Умаров, бывший председатель Верховного шариатского суда Ичкерии Шамсуддин Батукаев, в основном те, кто владеет ситуацией. Кроме этого, были представители из Катара и Иордании.
-Вы упомянули события в Лапанкури. Наверно, в Турции вы более детально говорили об этом?
-Да, это вопрос обсуждался. Брат бывшего лидера «Имарата Кавказ» Ахмед Умаров зафиксировал такую позицию: «да, нам не понравился этот инцидент, наши бойцы погибли от рук грузинских силовиков, но мы хорошо понимаем политическое значение этих взаимоотношений с Грузией и именно поэтому не пошли на обострение ситуации. Мы закрыли на это глаза и те, кто хотел отомстить грузинам были нами остановлены». Они не хотят бороться против Грузии, наоборот, в лице Грузии им нужен союзник и друг. Как заявил Умаров, он лично остановил бойцов решивших отомстить грузинским силовикам.
-Вы сказали, что хотели зафиксировать на конференции в Стамбуле позицию Грузии. А были ли у вас консультации на официальном уровне?
-Нет, я - не публичное лицо, меня пригласили туда как эксперта. Просто, я посчитал нужным зафиксировать свою позицию на этом форуме и рассказать об агрессивной политике России в отношении Грузии. А также хотел узнать позицию северокавказцев по отношению к нашей стране.
– Проживающие в Грузии чеченцы недовольны отношением к ним власти. Обсуждались ли эти вопросы на встрече с вами?
- Публично об этом никто не говорил, хотя в личных беседах эта позиция была зафиксирована. Они недовольны тем, что в Грузии не дают права населению строить новые мечети. Кроме этого, сообщили и о фактах нарушения прав чеченцев. Было высказано недовольство и в отношении существующей вокруг Сайхана Музаева сложной ситуации.
Интервью подготовила Диана Муселиани