В передаче, вышедшей в эфир 16-го декабря, речь шла о двух письме, которое было распространено неизвестным автором через интернет и в котором говорилось о запланированном собрании Священного Синода, на котором, предположительно, должны были обсудить вопрос раздела епархий ГПЦ и благословения новых церковных служителей. Согласно письму, такое решение пытается пронести племянник Илии Второго, Батумский митрополит Дмитрий, чтобы путем ввода в Синод желательных для него священников укрепить свои позиции, что в будущем предоставит ему возможность самому стать Патриархом Грузии.
В гостях на передаче у журналиста Давида Паичадзе находился теолог бека Миндиашвили, который кроме этого вопроса говорил также о своем отношении к существующей в Церкви, как он выразился, "обскурантской среде", а также о существующих в церковной среде "антизападных, антилиберальных и пророссийских настроениях".
Другим гостем в той же передаче был профессор Ильинского государственного университета Гига Зедания, который в общих чертах говорил об отношениях между Церковью и государством, а также говорил и о Российской Православной Церкви, которая, по его словам, является проводником российской государственной политики – это суждение также стало предметом критики со стороны Патриарха Грузии.
- "Это (передача на Первом канале ОВГ) было – я бы сказал плохой – не плохой, а хуже плохой передачей", - заявил Илия второй в своей проповеди 17-го декабря, большую часть которой он посвятил именно этой теме.
- "Я не хочу входить в полемику и спор. Хочу сказать всем и тем, то, что они говорят, это великий грех перед Господом. Это критика Церкви, это критика Синода, это критика Патриарха. Так они поздравили нас с Днем святой Варвары", - сказал Илия второй.
По его словам, он озадачен тем, что передача вышла по эфиру Первого канала Общественного Вещателя Грузии, который он назвал "каналом государственной власти".
- "Если это происходит по поручению власти – это еще хуже, и хочу сказать, что это великий грех, и что этот грех не останется безнаказанным", - заявил он.
Но Илия второй также сказал, что эта передача в большей степени была направлены против властей, нежели против Церкви.
- "Меня беспокоит одно. Вам известно, что большинство населения нашей страны являются православными христианами, и эти лица пытаются внедрить нашему населению какой-то плохой настрой в отношении к власти", - заявил он.
- "Фактически эта передача была направлена против властей, а не против Церкви", - сказал патриарх.
- "Хочу еще раз сказать, что это очень опасно для властей. Тем самым они делают подлость, чтобы этот верующий народ восстал против властей. Этого не произойдет, потому что Господь хранит Грузию", - заявил Илия Второй.
- "Очень печально, что грузинские люди, некоторые, срезают ту ветвь, на которой находится грузинский народ. Это антинациональные передачи", - сказал патриарх.
- "Хочу также сказать, что в этой передаче один из них (гостей передачи) затронул Российскую Церковь, что якобы Церковь России постоянно была проводником политики властей, и что сегодня это тоже так. Выходит, что хотим сломать тот мост, который существуют между церквями, между нашей и российской церквями. Кто нас спрашивает является ли Российская Церковь проводником государственной политики. Мы должны за собой присмотреть и решить собственные проблемы", - заявил Илия Второй.
Он также затронул приведенные Гигой Зедания в передаче слова Карла Маркса "Религия опиум для народа" и сказал: "какое время для Маркса, какое время для его цитирования?".
По словам Илии Второго, сколько священников будет в Синоде и сколько епархий будут сформированы "это решать синоду и Патриарху, а не им".
- "Синод и Церковь сегодня сильны и никакой враг его не разделит, не разрушит. У нас царит единодушие, но это не означает, что должно быть только одно мнение. Естественно, на заседании Синода высказываются и другие мнения", - заявил он.
Илия Второй говорил и лично о Беке Миндиашвили: "Я очень сожалею, что Бека Миндиашвили является племянником священника, племянником отца Арчила (епископ Руис-Урбнисской епархии). Отец Арчил и его брат великие люди, а племянник вышел – я не знаю, атеист он или хуже атеиста".
- "Бека Миндиашвили вроде учился в Семинарии. Но хочу сказать, что когда я был студентом, в мое время тоже были студенты, которых специально направляли в Семинарию, чтобы потом объявить, что они атеисты", - сказал патриарх.
В той же проповеди Илия второй также заявил: "Я не вхожу в спор и не войду в спор с ними. Но хочу предупредить, хочу предупредить по-отцовски, что Господь не оставит безнаказанным, и потом пусть не говорят, почему нас Господь наказывает".