- Незадолго до президентских выборов прокуратура признала незаконность получения паспортов около 20 тыс. жителей Гальского района. Что будет дальше с этими людьми, каков их правовой статус в Абхазии, могут ли они вновь получить паспорта в будущем?
- Нашу позицию долгое время пытались представить как самую неудобную и худшую для жителей восточных районов Абхазии. Однако после встреч, которые прошли в ходе предвыборной кампании, вся эта масса людей проголосовала за нас. Это свидетельствует о поддержке наших намерений навести там порядок. Люди элементарно хотят жить в нормальных условиях.
Прежнее политическое руководство лишь ограничивалось пустыми обещаниями, пытаясь при этом за счет выдачи паспортов расширить так называемое электоральное поле. Больше ничего не делалось. Поэтому когда мы сегодня говорим о необходимости наведения правового порядка и создания условий для реализации людьми их законных прав, население относится к этому с пониманием и выражает готовность к сотрудничеству с нами.
Мы будем выдавать абхазские паспорта тем, кто в законном порядке будет обращаться за получением гражданства, как это предусмотрено нашим законом. Никаких запретов и ограничений по этой процедуре нет, но те, кто считает себя гражданами Грузии, согласно грузинскому законодательству, не имеют права быть гражданами другого государства. И мы этому не препятствуем. Наоборот, пусть живут со своим гражданством, но мы должны знать, сколько граждан Грузии проживает на нашей территории.
Это связано в первую очередь с вопросами безопасности, а также вопросами экономического и социального характера. Мы хотим навести в регионе правовой порядок и создать условия для реализации прав местных жителей, но для этого надо знать, в каком статусе люди проживают на территории Абхазии.
- В каком режиме функционирует сейчас абхазско-грузинская граница? Планируете ли вы расширять или сокращать число действующих там пропускных пунктов?
- На границе Абхазии с Россией действует всего один пропускной пункт, и при всех сложностях он в полной мере отвечает нашим потребностям и потребностям россиян, которые едут к нам. На территорию Грузии сегодня выводят пять пропускных пунктов, и это расхолаживает ситуацию. Люди то и дело нарушают пограничный режим, поэтому необходимо наладить реальный контроль за перемещением людей.
Запретов на пересечение границы быть не может, потому что люди связаны родственными узами. Мы не запрещаем этого делать, но контроль за передвижением людей через границу должен быть таким, как в нормальном цивилизованном государстве. Никаких других требований нет. В перспективе количество пограничных переходов сократится, и будет создан единый пропускной центр, который позволит более четко контролировать ситуацию.
- Как Абхазия намерена строить отношения с Грузией? Есть ли возможности добиться признания или хотя бы гарантий безопасности от Тбилиси?
- На сегодняшний день есть только женевская площадка, на которой проговариваются важные для обеих сторон вопросы. Нам нужны гарантии безопасности, которых, к сожалению, пока нет, кроме пустых фраз о готовности говорить с нами. Хотелось бы, чтобы Грузия наконец осознала, что есть реальный факт существования Абхазии как независимого государства. Грузия должна пойти на признание этого факта, подписать соглашение о неприменении силы, и тогда дальнейшее развитие наших отношений пойдет в более позитивном русле. Мы понимаем, что нам никуда не деться от Грузии как от соседа, что мы вынуждены жить рядом и что нужно выстраивать некие отношения, которые позволят минимизировать вероятные опасности и угрозы. Важную роль в этом процессе играет российская сторона, которая долгие годы обеспечивала мир и безопасность в регионе благодаря присутствию своих миротворцев.