– В последний раз мы беседовали более года назад. С тех пор много событий произошло как в Грузии, так и в мире. Наиболее актуальны сегодня, конечно же, события в Украине. Что, на Ваш взгляд, произошло в этой стране и как будут развиваться события?
– Нам, грузинам, должна быть лучше всех понятна суть украинской трагедии, потому что нам пришлось это пережить в начале 90-х годов. К сожалению, печальный грузинский опыт не стал уроком для наших украинских друзей. С формальной точки зрения, группа киевских политиков при поддержке радикальных западноукраинских группировок совершила государственный переворот, изгнала законно избранного президента и захватила власть в столице. Часть населения поддержала этот переворот и лояльно отнеслась к путчистам, но значительная часть, проживающая на востоке страны, отказалась признавать новую власть. Тогда Киев решил установить свою юрисдикцию силой, направив в эти регионы карательные отряды. Началась гражданская война.
Аналогичная история была в Грузии 20 с лишним лет назад, когда группа тбилисских политиков при поддержке вооруженных группировок свергла законного президента Гамсахурдиа и захватила власть. Часть грузинского населения отказалась признавать эту власть, тогда на ее усмирение были направлены карательные отряды. Разразилась гражданская война. Параллельно абхазское население заявило: вы там в Тбилиси, не спрашивая нашего мнения, устраиваете переворот, затем убиваете своих несогласных братьев; мы не можем чувствовать себя безопасно в таком государстве и отказываемся жить с вами вместе. Война перекинулась на Абхазию и закончилась потерей этого региона. Так же – потерей территорий – закончится война и в Украине.
– Не менее характерны и аналогии с «революцией роз» 2003 года…
– Свержение Шеварднадзе не вызвало протеста в грузинском обществе. Но политическая сила, пришедшая к власти в Грузии в 2003 году, полностью идентична силе, которую привел к власти киевский «майдан». Лозунги для внешнего пользования («Украина – это Европа!», «За вступление в Евросоюз!», «Мы – часть Запада!» и т.д.) сочетались с ультранационалистическими призывами для внутреннего пользования («Украина – для украинцев!», «Долой русский язык!», «Русских и евреев – на виселицу!» и т.п.) и героизацией Бандеры, Шухевича и их боевиков, воевавших против Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Западные СМИ, естественно, транслировали проевропейские лозунги, не обращая никакого внимания на фашистские. Удивительно, но мировая пресса, крайне чувствительная к малейшим проявлениям антисемитизма, оказалась глуха к призывам изгонять и убивать евреев. Это к вопросу о свободе прессы на Западе.
Таким образом, лидеры украинского переворота призывали к построению «национального государства», изгнанию инородцев, развитию украинской идентичности, традиционных ценностей украинского народа и при этом под камеру неистово крестились в православных храмах, принимая благословение у священников. Но что оказалось в итоге? Президент, премьер-министр, вице-премьеры, губернаторы крупнейших областей – этнические евреи, ряд высших государственных чиновников, в т.ч. министр внутренних дел – армяне, председатель парламента – баптист, ненавидящий православие. Даже основной лидер оппозиции – Тимошенко – и та без капли украинской крови. И это не казус, не случайность. Это закономерность для всех переворотов, которые проходят под руководством американских спецслужб. Вспомните власть Саакашвили: этнические грузины составляли незначительное меньшинство. Почти все главные фигуры не имели грузинских корней. Но они так же внутри страны использовали национальные чувства людей, националистическую риторику, так же неумело ставили свечки в храмах, как и их украинские коллеги; даже партию свою назвали «Национальным движением», будучи при этом самыми отъявленными космополитами, глобалистами, категорическими противниками любых форм национального самосознания. Придя к власти, они целенаправленно травили любые проявления грузинской национальной идентичности, унижали и оскорбляли традиционные духовные ценности нашего народа, всячески дискредитировали православие, открыли широкую дорогу разного рода религиозным сектам, разлагающим духовное единство нации. Все это мы пережили и продолжаем переживать. Все это вместе с распадом страны ждет и Украину.
– Почему американцы приводят к власти представителей некоренного населения?
– Потому что таким марионеткам не жалко местного населения. Они готовы проводить над ним любые, самые жестокие эксперименты, использовать страну для организации любых международных авантюр в интересах своих хозяев. Всем нормальным людям ясно, что вступление в Евросоюз, в НАТО – блеф, обман населения, но это кровавый блеф, за которым следует раскол общества, кровопролитие и распад страны. Так было в Грузии, в Молдавии, сейчас - в Украине. Разве истинный патриот, сын своего народа пойдет на это? Поэтому подбираются люди, этнически и духовно чуждые основному населению, желательно с определенными психическими и физическими отклонениями, в том числе с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Они наиболее преданны хозяевам, ибо знают, что всецело зависят от их воли; без опеки со стороны своих кураторов у этих лиц нет никаких шансов стать политическими или государственными деятелями. Посмотрите на Яценюка или Турчинова: могут люди с такой внешностью и таким интеллектом стать лидерами нации? Оказалось, могут, если на это есть воля США. А посмотрите на состав властной команды Саакашвили: кого из них грузины, будь их независимая воля, выбрали бы руководителем чего бы то ни было?
– Но народы принимают таких марионеток. В чем причина? Массовое помутнение сознания? Отсутствие национального достоинства? Подчинение силе?
– Не знаю, это и для меня загадка. В Украине на президентских выборах около 9 процентов голосов получил известный гомосексуалист Ляшко, которому отведена роль радикального украинского националиста. То есть почти каждый десятый избиратель хотел видеть своим президентом официального педераста! Это не США, не Франция и не Голландия, это Украина – традиционное, в основном православное государство. Органы внутренних дел, внутренние войска терпят своим министром Авакова – гомосексуалиста и педофила. Как это можно объяснить? Не знаю. Как можно объяснить, что аналогичных людей и мы терпели во власти и продолжаем терпеть?
– Президент Маргвелашвили поставил грузинам такой диагноз: «умственная слабость в форме легкой дебильности… Тело взрослого человека, а мышление подростка – вот нынешнее состояние грузинской нации!».
– По-моему, президент описал самого себя… Очень похоже на него. Вообще-то, считается, что президент олицетворяет нацию. Наверное, он тоже так считает и поэтому списал образ нации с себя.
– Если серьезно, то народ же его выбрал, а до него выбрал Саакашвили…
– Каждая власть в Грузии доводит население до такого состояния, когда оно готово проголосовать за любого, кто избавит от этой власти. Так было с Саакашвили, так и с Иванишвили. Что касается Маргвелашвили, то его кандидатуру поддержали, если не ошибаюсь, лишь 15 процентов от общего числа избирателей. Люди на выборы не пошли. Легитимность у этого президента очень низкая, а моральной легитимности вообще никакой нет. Люди голосовали за пустой футляр, просто потому, что Иванишвили потребовал этого. Избрание Маргвелашвили – это, конечно, личная авантюра Иванишвили. Как и приведение к власти республиканской партии, которая реально руководит парламентом. Видимо, он рассчитывал, что президент и парламент, не имеющие никакого авторитета в народе, будут полностью от него зависимы и легко управляемы. В этом он ошибся и еще не раз убедится, что ошибся.
Вообще, с легитимностью власти дело обстоит очень плохо. Народ искал спасителя, нашел его в лице Иванишвили и голосовал исключительно за него. Иванишвили же привел с собой людей с нулевым рейтингом, а затем ушел из власти, оставив народ с этим бутафорским президентом и «национал-республиканским» парламентом.
В утешение себе и Вам должен сказать, что слабые, даже позорные типы во власти – это беда не только грузинского народа. Посмотрите на европейских лидеров. Во Франции один клоун сменяет другого, британцы Кэмэрон, Блэр, Мэйджор, Браун – жалкие марионетки с интеллектом мелкого клерка. Где Вы видите в Европе сильного национального лидера? Германия – оккупированная страна, даже свой золотой запас хранящая в США, и кого бы там ни выбрали немцы, он не сможет вырваться из-под американского контроля. Я уж не говорю о марионеточных режимах в Восточной Европе, их лидеры просто смешны. Поэтому можно понять президента Путина, который на всех этих европейских лидеров смотрит как на жалких щенков. Он, конечно, на три головы выше всех них, вместе взятых.
Миром правит международный финансовый капитал, а ему не нужны сильные национальные лидеры. Даже в Америке капитал проводит в президенты клоунов. Весь мир, включая самих американцев, смеялся над глупым Бушем (и над нами, назвавшими улицу его именем), сегодня смеются над несчастным Обамой. Деградация лидеров, в свою очередь, ведет к деградации политических элит. Сами американцы самыми большими дураками в стране называли президента Буша, министра обороны Рамсфелда и вице-президента Чейни. Сегодня их место занял Байден. Посмотрите на этих страшных, отвратительных женщин, которые являются лицом нынешней американской внешней политики: Уолландер, Нуланд, Псаки, Гарф. А оппозиция? Маккейн да Сара Пейлин. Какое интеллектуальное убожество! Но это не столько смешно, сколько опасно. Нынешнее руководство США – это как обезьяна с гранатой.
– В народе растет недовольство нынешней властью. Во внешней политике фактически продолжается курс Саакашвили, экономическая ситуация ухудшается, темпы эмиграции не снижаются…
– Не надо ожидать от власти того, что она не в состоянии сделать. Внешняя политика Грузии не входит в компетенцию грузинских властей. В Госдепартаменте США будут долго смеяться, если услышат о каких-либо внешнеполитических инициативах руководства Грузии. Национальной экономики в Грузии нет, она была уничтожена еще при Шеварднадзе, остатки добил Саакашвили. Все возмущались, что Саакашвили назначил министром экономики какую-то девицу, у которой был опыт управления отцовской пекарней. Но когда нет экономики и нет перспектив ее возрождения, то министром может быть и дрессированная обезьяна. Экономика – это промышленность и сельское хозяйство с развитым внутренним рынком и конкурентоспособной экспортной продукцией. Для создания такой экономики нужны крупные и долгосрочные инвестиции с ориентацией на конкретный рынок сбыта. Западные страны дают кредиты для поддержки власти, которые лишь увеличивают национальный долг, а западный бизнес инвестиции не вкладывает, так как знает, что политическому Западу Грузия нужна как инструмент в противоборстве с Россией и когда будет принято решение задействовать этот инструмент, все инвестиции пропадут в огне войны. В свете последних событий так же считает и российский бизнес. Поэтому ждать от Иванишвили и его команды глобальных позитивных сдвигов в экономике не следует. Не будет же он вкладывать собственные миллиарды в безнадежное дело. Хотя, конечно, немного улучшить экономическую ситуацию в стране, даже опираясь на внутренние ресурсы, они могли, если бы были профессионалами.
– Многие эксперты считают, что подписание вместе с Украиной и Молдавией договора об ассоциации с Евросоюзом ухудшит экономическую ситуацию в Грузии. Каково Ваше мнение?
– Я так не думаю. Договор об ассоциации разрушит экономику Украины, страна лишится своей промышленности, особенно ее высокотехнологичных отраслей, придут в упадок крупные сельскохозяйственные производства, за этим, как правило, следует распад крупных научных коллективов, угасание научно-образовательных центров и т.д. Для Украины это на самом деле катастрофа. А для Грузии и Молдавии мало что изменится. То, что предстоит Украине, мы уже пережили. Цветущую когда-то Молдавию покинули свыше миллиона граждан, из которых 700 тысяч работают в России; они присылают домой около 2 миллиардов долларов ежегодно, что составляет 30 процентов ВВП. Нищая страна. И в Грузии, и в Молдавии экономики как таковой нет, поэтому и разваливаться нечему. Это соглашение об ассоциации просто ставит крест на перспективе возрождения национальной экономики. Если представить себе, что случилось чудо и в Грузии появилось правительство, ориентированное на воссоздание национальной экономики, то сделать это в условиях действия этого соглашения будет чрезвычайно сложно, просто невозможно. Сильная национальная экономика ориентирована на экспорт и удовлетворение внутренних потребностей. Создания конкурентоспособной продукции, которую можно экспортировать, Европа не допустит: конкуренты никому не нужны. А внутренний рынок заполнит дешевая европейская продукция. Это тупик.
– Потом наши власти скажут, что это временные трудности на пути в Европу. Но когда нас примут в Евросоюз, мы заживем как в сказке…
– Да, этот бред про вступление в Евросоюз мы будем долго слушать… Кстати, неплохо было бы освещать хотя бы в газетах (на телевидении это невозможно) реальную жизнь в восточноевропейских странах, которые уже давно вступили в Евросоюз и в НАТО. В Румынии, например, закрыты все крупные промышленные производства, безработица превышает 40 процентов, а внешний долг страны – 50 миллиардов долларов. В Грузии уже несколько лет один небритый лопоухий болгарин учит нас, как жить и вести себя, чтобы попасть в Евросоюз. Но никто его не спросит, почему его родная Болгария находится в настолько бедственном положении, что правительства там меняются чуть ли не дважды в год. Недавно слышал, как латвийский президент расписывал грузинам прелести Евросоюза. Но почему из Латвии уехали 500 тысяч латышей (четверть населения!), которые присылают в страну ежегодно 2 миллиарда долларов. Разве из благополучной страны местное население уезжает на заработки?
– Вы сказали, что Украина по результатам войны потеряет территории. Крым уже потерян, Вы имеете ввиду Донецкую и Луганскую области?
– И не только. Украину ждет распад. Тут вновь прослеживается параллель с нашей новейшей историей. Восток Украины потребовал федерализации страны, но получил жесткий отказ. Сегодня о федерализации уже и речи нет: восток требует отделения. То же было и у нас: абхазская сторона предлагала федерализацию до войны, во время войны и даже некоторое время после войны, но получала отказ; сегодня об этом даже смешно говорить.
Что касается Крыма, то все ведь знают его историю: мерзавец Хрущев в 1954 году подарил Крым Украине в обмен на поддержку украинского партактива в будущей антисталинской кампании. Причем, сделал это незаконно, в нарушение Конституции СССР. Крымчане, в массе своей, никогда не чувствовали себя украинцами. Результаты референдума говорят сами за себя.
– Вы всегда с оптимизмом смотрели на проблему Абхазии, систематически выступали в прессе с предложениями по этому вопросу. Сегодня оптимизма уже нет?
– Разве кто-то воспользовался этими предложениями? Государственная власть их даже не обсуждала. Это ведь вопросы внешней политики, взаимоотношений с Россией. А это уже сфера компетенции американских кураторов, грузинские власти об этом никто не спрашивает.
У нас много раз была возможность решить проблему территориальной целостности. И во время президентства Багапша, и в период президентства Анкваба. И Шеварднадзе, и Саакашвили все делали для того, чтобы эти возможности обнулить, потому что прогресс в этом вопросе предполагал сближение с Россией и нейтральный статус Грузии. Американцам это было ненужно. Очень хороший и, думаю, последний шанс появился с приходом к власти Иванишвили. Я почему-то думал, что в его устах обещание восстановить территориальную целостность – не просто предвыборная болтовня, от которой все мы устали, систематически выслушивая эти обещания от двух предыдущих президентов. Но он и его правительство неуклонно продолжили прежнюю политику, Грузия упустила последний шанс, и даже я, бывший в этом вопросе оптимистом, утратил всякую надежду.
– Наша власть продолжает убеждать население, что вернет Абхазию…
– Когда они пришли к власти, то обещали, что через 2 года достигнут существенного прогресса. Два года прошли. Где прогресс? Видимо, 2 года – сакральный срок как для Шеварднадзе и Саакашвили, так и для этого правительства. Все систематически обещали и обещают решение вопроса через 2 года. Видимо, в американской пиар-инструкции написано: «обещать, что через 2 года Абхазию вернем». Надо менять инструкцию. Нельзя двадцать лет говорить одно и то же. Правда, в период Саакашвили было внесено дополнение: «мы построим такую процветающую страну, что наши абхазские и осетинские братья сами захотят вернуться в состав Грузии». Этот бред повторяет и нынешнее правительство. Кстати, ту же инструкцию американцы вручили и украинским властям. Сегодня руководители Украины в один голос твердят: «Мы построим такую процветающую страну, что крамчане сами захотят вернуться в состав Украины».
Беседовал Ираклий Тодуа
Газета «Грузия и мир»
(Продолжение последует)