В учениях, которые стали итоговым «экзаменом» за летний период обучения, приняли участие около 3 тысяч военнослужащих. Также было задействовано более 500 единиц военной и специальной техники с привлечением истребителей МиГ-29 российского авиационного соединения, дислоцированного на военном аэродроме Эребуни под Ереваном. В учениях принимали участвовали беспилотники «Наводчик-2», «Застава», «Леер» и «Гранат».
Основной целью учений являются проверка боевой готовности соединения при приведении в высшую степень боеготовности, совершенствование полевой выучки военнослужащих, привитие практических навыков командирам всех степеней и штабам в планировании и организации управления подразделениями военной базы в ходе подготовки и ведения различных видов боя, а также ведение боя в условиях высокогорья (от 2 до 2,5 тыс метров над уровнем моря) с наступающим и прорвавшим государственную границу условным противником.
Согласно официальным российским военным источникам (в частности, пресс-службе ЮВО) за время учений военнослужащими было совершено около 1000 км маршей различными видами бронетанковой и автомобильной техники. При совершении маршей командиры мотострелковых, танковых, артиллерийских и зенитных подразделений использовали современные системы навигации ГЛОНАСС и средства спутниковой связи.
Во время учений было отстреляно более 30 тыс. артиллерийских снарядов, 300 тысяч выстрелов из автоматических пушек и крупнокалиберных пулеметов и около 900 тысяч патронов из стрелкового оружия.
Полевой сбор совершили также подразделения ПВО 102-й базы, которые отработали задачи по ведению оборонительного боя в горной местности в условиях применения противником высокоточного оружия и радиоэлектронного подавления. Были проведены стрельбы (ЗСУ «Шилка», ЗРК «Стрела-10, ПЗРК «Игла») по наземным, воздушным и движущимся целям в условиях максимально приближенных к боевым (с оборудованных позиций, с короткой остановки, при движении в составе колонны).
Учениями руководил заместитель командующего войсками Южного военного округа РФ генерал-лейтенант Александр Романчук, который положительно оценил действия участников учений. Однако окончательную оценку по всем показателям боевой подготовки подразделений российской военной базы, выставит комплексная комиссия, которая впервые наблюдала за ходом проходивших в Армении учений.
В целом, бросается в глаза не только масштаб учений, но и повышенный, по сравнению с предыдущими учебными периодами, уровень их интенсивности (в 4,5 раза по итогам года).
При этом отметим, что в период учений, главкомом инженерных войск ВС РФ генерал-лейтенантом Ю.Ставицким была проведена инспекция инженерных подразделений российских войск находящихся в подчинении командования 102-й базы инженерных подразделений. Накануне основной фазы учений были проведены тактические учения подразделений войск радиационной, химической и биологической (РХБ) защиты по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Отметим, что учения в Армении были лишь частью учений, походов и контрольных занятий, прошедших в войсках ЮВО, которые начались 6 октября. Основная часть итоговых учений прошла на территории Северо-Кавказского и Южного федеральных округов России, а также частично признанных Абхазии и Южной Осетии.
21 октября в рамках начавшихся учений сил и средств Объединенной системы противовоздушной обороны стран СНГ в Армении были задействованы около 25 самолетов и вертолетов, а также более 100 единиц военной и специальной техники зенитных подразделений.
В начале месяца в Ереване с рабочим визитом находился генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Николай Бордюжа. В рамках визита он в сопровождении министра обороны Армении Сейрана Оганяна впервые посетил боевые опорные пункты расположенные на юго-западном участке армяно-азербайджанской (нахичеванский участок) государственной границы. В ходе своего брифинга Бордюжа отметил, что ситуация в целом удовлетворительная, и целью визита является составление соответствующего доклада об оперативной ситуации на границе. Приветствуя данный шаг генсека ОДКБ, министр обороны Армении отметил, что подобные визиты подтверждают, что руководство ОДКБ интересуется ситуацией в странах-членах организации, и именно в результате подобных визитов формируются общие взгляды для определения исходящих из ситуации возможных шагов и определения их порядка.
С начала октября из Махачкалы вышел в открытое море для выполнения задач боевой службы отряд кораблей Каспийской флотилии в составе ракетного корабля «Дагестан» и малого ракетного корабля «Град Свияжск». В течение трех недель отряд посетил порты Казахстана (Актау), Ирана (Бендер-Энзели) и Азербайджана (Баку). Во время похода были проведены совместные учения с артиллерийскими стрельбами с военно-морскими силами Казахстана.
С 14 по 20 октября комиссией управления ЮВО также была проведена итоговая проверка Каспийской флотилии. В рамках проверки и командно-штабной тренировки были проведены ряд учений тактического масштаба, в каждом из которых приняли участие около 1,5 тысячи военнослужащих, было задействовано до 20 кораблей и катеров и более 50 единиц бронетанковой и автомобильной техники.
Одновременно, с середины сентября, военная активность НАТО на Южно-кавказском театре военных действий (ТВД) была проявлена дважды:
- с 13 сентября в рамках плана боевой подготовки ВС Азербайджана и 19 сентября продолжились уже с участием ВВС Турции. В учениях были задействованы 30 тысяч военнослужащих, более 250 БТР, 150 артиллерийских орудий, 20 боевых самолетов и 15 вертолетов. В программе учений «ТурАз Гарталы» принимали участие 6 самолетов F-16, военно-транспортный самолет C-130 Herkules, по 2 боевых вертолета AH-1W Super Cobra и Sikorski ВВС Турции. В ходе учений отрабатывались координация совместных боевых действий, поражение целей самолетами и вертолетами,
- 14 по 18 октября октября в грузинском порту Батуми с визитом побывал флагманский штабной корабль 6-ого флота США Mount Whitney. Во время нахождения в Батуми Mount Whitney совместно с сотрудниками Береговой охраны Грузии провел совместные рутинные учения. В учения наряду с представителями береговой охраны принмиали участие сотрудники батумских спасательных и противопожарных служб.
Таким образом, можно констатировать, что учения, проведенные военнослужащими 102-й базы ВС РФ в Армении, стали лишь одним из элементов общей военной активности на Южно-Кавказском ТВД. Была проведена своеобразная демонстрация не только присутствия, но и силы в регионе, где в тесном контакте со своими партнерами (Грузией и Азербайджаном) демонстрируют определенный уровень активности страны НАТО.
В целом, регион Южного Кавказа является в американском геополитическом видении своеобразным тылом Большого Среднего Востока, где сейчас, как минимум, неспокойно. Южно-Кавказский ТВД достаточно близок к ряду других ТВД, где сейчас развернулись боевые действия с использованием тяжелого вооружения и авиации. Рассматривается также идея об обранизации на турецко-сирийской границе «буферной» бесполётной зоны, в которой могли бы располагаться лагеря боевиков вооружённой сирийской оппозиции (для которых, конечно, «магнитом» станет усиливающееся «Исламское Государство»). Следовательно, учения ЮВО и, прежде всего, 102-й базы в Армении и Каспийской флотилии имеют целью не только демонстрацию сил и возможностей Москвы на Южнокавказском ТВД в противовес активности НАТО и контртеррористическую составляющую, но также напоминают участникам боевых действий на Большом Среднем Востоке о российских возможностях.
Речь, прежде всего, идет о боевых действиях развернувшихся на территории Ирака и Сирии против подразделений «Исламского Государства». В Армении с тревогой следят за ходом этих событий, т.к. в обеих странах, несмотря на отток последних трех лет, сохраняются армянские общины, остающиеся лояльными правящим светским режимам в Дамаске и Багдаде. Кроме того, руководство Армении прилагает усилия для политической и ограниченной гуманитарной поддержки дружественных армянам этнорелигиозных меньшинств: езидов, которые исповедуют яздаизм, а также ассирийцев и других христиан Востока, которые оказались в зоне боевых действий и с особой жестокостью преследуются боевиками «Исламского государства».
Достаточно острой остается ситуация в Ливане, где в районах, прилегающих к сирийской границе, не прекращаются боестолкновения боевиков из числа сирийских исламских радикалов с подразделениями ливанской армии и «Хизбаллы». В Ливане также присутствует значительная армянская община. Кроме того, 1 октября парламент Армении одобрил техническое соглашение «О сотрудничестве и содействии между министерством обороны Республики Армения и министерством обороны Республики Италия в рамках Временных сил ООН в Ливане» (было подписано министрами обороны Армении и Италии 3 июня 2014 года в Брюсселе). В рамках соглашения из Армении в Ливан будет направлен один взвод в составе 30 военнослужащих и два офицера. Армянские миротворцы будут осуществлять миссию в составе итальянского контингента ООН и нести службу в районе населенных пунктов Шалма, Италбат и Аль-Мансури (Южный Ливан), т.е. вдали от зоны боестолкновений.
На первый взгляд, кажется, что все происходящее на Большом Среднем Востоке достаточно далеко как от самой Армении так и от южных границ России и ее союзников. Но это не совсем так, чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на карту. Так:
- от Еревана до турецко-сирийской границы, где обстановка накалена до предела по прямой порядка 500 км. От некоторых участков армяно-турецкой границы до турецко-сирийской границы по прямой – меньше 400 км;
- от Еревана до турецко-иракской границы, по прямой, чуть более 320 км, а от армяно-иранской границы (Мегри) до турецко-иракской по прямой и того меньше – 250 км.
Для сравнения: от Еревана до Тбилиси по шоссе не более 280 км.
Таким образом, близость ТВД в Ираке и Сирии к Южно-Кавказскому ТВД – налицо. Необходимо учитывать, что там в боевых действиях используется авиация и существует вероятность использования оперативно-тактических ракет средней дальности класса «земля-земля», которые вполне могут перекочевать из армейских арсеналов в руки исламских радикалов, как известно, не признающих границ. Среди военных кадров «Исламского Государства», как известно, немало высших офицеров армии Саддама Хуссейна, многие из который прошли обучение в военных ВУЗах СССР / России.
Политика Анкары в вышеупомянутых процессах, насколько это возможно, внимательно отслеживается в Ереване.
У Анкары, которая тесно сотрудничает только с иракскими курдами, есть серьезные проблемы с Багдадом и никуда не исчезли проблемы с Тегераном, который поддерживает Б.Асада и шиитов в Ираке.
Очевидно, что Турция крайне обеспокоена активностью в регионе курдских военных формирований. У Анкары есть определенные расхождения в вопросе ранжировки приоритетов с Вашингтоном в этой запутанной ситуации. Самым большим желанием турецких властей является свержение администрации сирийского президента Башара Асада. Кроме того, Анкара является категорическим противником поставок вооружения американцами сирийским курдам.
В сложившейся ситуации, Турция, которая рассматривается в Ереване как один из потенциальных противников, по всей видимости, готовит новые политические проекты, связанные как с курдами, так и с «Исламским Государством» (которое, впрочем, в любой момент может обернуть оружие против недавних покровителей). Фрагмент одного из проектов переустройства региона был недавно озвучен в турецкой прессе мэром Диарбекира (де-факто центр Турецкого Курдистана) Османом Байдемиром. Согласно его тезисам турецкие курды должны получить автономию, аналогичную иракским и сирийским. Данный процесс должен сопровождаться ликвидацией турецких пограничных пунктов с Ираном, Ираком, Сирией, Арменией и Иорданией. Напомним, что в декабре 2013 года в прессе прошла информация о разминировании с турецкой стороны участков границы с Арменией.
Таким образом, в принципе не исключены сценарии «выталкивания» части турецких курдов (и не только их) на периферию или в соседние страны, в том числе в Армению и в Азербайджан (в эксклав Нахичеван). Таким образом, боестолкновения вблизи армяно-турецкой границы турецких подразделений или же исламистов с курдами, представляются вполне вероятными. Кроме того, следует учесть то обстоятельство, что среди полевых командиров боевых подразделений «Исламского Государства» есть как уроженцы Грузии, так и Азербайджана. Они также знакомы с Южно-Кавказским ТВД, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В сложившейся непростой геополитической игре в регионе Большого Среднего Востока у Москвы в районе Южно-Кавказского ТВД, который близок к зоне боевых действий, есть достаточно весомые козыри. Среди которых: военно-политический союз с Арменией и 102-я база на ее территории, а также Каспийская флотилия. Эти козыри могут быть задействованы для защиты безопасности как союзников и партнёров, так и южных границ России на ее дальних рубежах.
По материалам: Фонд стратегической культуры
http://www.kavkazoved.info/news/2014/10/25/ugrozy-dlya-rossii-s-uga-i-demonstracia-vozmozhnostey-ih-otrazhenia.html