Согласно шариатскому законодательству, гомосексуализм не только признается тяжким грехом, но и карается смертью по мнению трех из четырех основателей имеющихся ныне суннитских мазхабов (религиозно-правовых направлений) – Малика, аш-Шафии и ибн-Ханбала. Только Абу Ханифа, основатель ханафитского мазхаба, считал, что гомосексуалисты заслуживают общественного порицания и административного наказания. Несмотря на то, что для приведения наказания в исполнение необходимы четыре свидетеля соответствующего полового акта, даже простое подозрение в однополой любви в среде большинства мусульман воспринимается резко негативно и способно привести к печальным последствиям.
Прежде всего, осуждающие гомосексуализм богословы их последователи опираются на коранические аяты, описывающие грехи Содома и Гоморры: «Heyжeли вы бyдeтe твopить мepзocть, в кoтopoй никтo из миpoв вac нe oпepeдил? Beдь вы пpиxoдитe пo cтpacти к мyжчинaм вмecтo жeнщин. Дa, вы - люди, вышeдшиe зa пpeдeл!» (Коран 7:80,81) и «Heyжeли вы пpиxoдитe к мyжчинaм из вcex миpoв и ocтaвляeтe тo, чтo coздaл вaм вaш Гocпoдь в вaшиx жeнax? Дa, вы нapoд пpecтyпный!» (Коран 26:165,166). Кроме того, важными источниками мусульманского права являются хадисы – изречения, поступки и примеры из жизни пророка Мухаммада. В шиитском исламе они также описывают жизнь наследников пророка - пречистых Имамов. В хадисах содержатся более конкретные предписания о том, что делать с членами мусульманской общины (уммы), уличенных в однополых связях. К примеру, сразу в нескольких сборниках есть следующее предписание: «Если вы увидите тех, кто совершает грех народа Лута, то убейте и активного и пассивного!» (Абу Дауд 4462, ат-Тирмизи 1/275. См. «Ируауль-гъалиль»2350).
Учитывая приведенные источники, неудивительно, что гомосексуализм в большинстве мусульманских стран является уголовным преступлением. В Иране, Саудовской Аравии, Египте, Афганистане и даже, казалось бы, «современной» и «прогрессивной» Малайзии геи и лесбиянки караются смертной казнью, либо длительными тюремными сроками. В список «гомофобских» государств входит и постсоветский Узбекистан, где за гомосексуализм можно получить до 3 лет лишения свободы. Примечательно, правда, что наказаны в бывшей республике СССР могут быть лишь мужчины – женщин подобная норма не касается.
Однако есть и альтернативные взгляды на указанное явление, которые и представлял основатель «толерантной» кейптаунской мечети Тадж Харги. Несмотря на закрытие молельного помещения по причине отсутствия нужного числа парковочных мест, он намерен подать заявление на перерегистрацию и рассчитывает на успех своего проекта. Надо сказать, что господин Харги – не первый инициатор создания мусульманского сообщества «для всех» - независимо от взглядов, идеологических направлений и сексуальной ориентации. Первые попытки консолидировать мусульман-гомосексуалистов были предприняты еще в конце 80-х гг. прошлого столетия, когда было организовано международное арабское гомосексуальное сообщество GLAS. Оно проводило работу по созданию положительного образа представителей нетрадиционной сексуальной ориентации в арабском мире. А в 1997 году в Соединенных Штатах появилась более сплоченная и активная организация «Аль-Фатиха». Ее основатель, на тот момент, 22-летний Фейсал Алам утверждал, что Аллах не занимается дискриминацией по какому-либо признаку, и мусульманин вполне может быть геем. В 1998 году на базе «Аль-Фатихи» было организовано первое собрание мусульман-гомосексуалистов, что явилось вехой в истории этого сообщества и, одновременно, резонансным событием для его противников среди адептов традиционных взглядов. Подготовку к мероприятию пришлось вести тайно, а место, время и другие организационные подробности приглашенные узнали лишь за неделю.
В настоящее время «Аль-Фатиха» - крупное сообщество, объединяющее более 900 геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров, а также людей, не определившихся со своей сексуальной ориентацией. Она курирует три крупных интернет-форума – для мужчин, женщин и общий. Филиалы «Аль-Фатихи» в настоящее время действуют в Лондоне (организация «Иман») и Канаде («Салам») и уже упомянутой Южно-Африканской Республике («Аль-Фитра»). В 2001 году члены «Аль-Фатихи» впервые приняли участие в «Параде гордости», состоявшимся в Сан-Франциско. Несмотря на то, что Фейсал Алам снял с себя полномочия руководителя организации в 2004-м году, он продолжает играть важную роль в жизни мирового гей-сообщества мусульман. Алам стал одним из основателей «Мусульманского союза за сексуальное и гендерное разнообразие» - MASGD, возникшего в 2013 году. Основными задачами новой структуры стали поддержка и защита прав мусульман с нетрадиционной сексуальной ориентации, борьба против ксенофобии, женоненавистничества - за равенство и справедливость внутри уммы.
Упомянутые организации – не единственные в своем роде. Пальму первенства по количеству комьюнити такого рода на данный момент прочно держат Соединенные Штаты. К примеру, именно там действует сообщество «Мусульмане за прогрессивные ценности», адепты которого собираются в мечети «Нур» в Вашингтоне (со 150 прихожанами), имеет филиалы в Атланте, Лос-Анджелесе, штатах Мичиган, Огайо и Техас и насчитывает около 1000 членов. Ответвления данного объединения есть и в Канаде – в Монреале, Оттаве и Торонто, а недавно его представительство открылось в Париже.
Франция, к слову, является, пожалуй, вторым, после США ньюсмейкером мусульманского гей-сообщества. Огромный резонанс, в частности, имело бракосочетание лидера французских мусульман-гомосексуалистов Людовика Захеда Мохаммеда и его партнера Кияма ад-Дина Кияма в 2012 году. Церемонию никяха для них провел уроженец острова Маврикий, некий имам Джамал. На бракосочетании, из уважения к христианским и иудейским друзьям этой пары, прозвучали и молитвы данных религий. Людовик Мохаммед Захед является также автором примечательного исследования гомосексуализма в контексте ислама «Коран и плоть». По его мнению, если бы пророк Мохаммед был жив в настоящее время, он бы благословлял свадьбы геев. Имела место и попытка открытия во Франции мечети для рассматриваемой нами категории населения. Ее намеревался возвести уже упомянутый нами Людовик Захид Мохаммед на собственный средства.
Если говорить о географии молельных домов для мусульман-гомосексуалов, то таковые, помимо уже упомянутых, существуют в Сан-Франциско (Масджид Даруссалам) и Торонто (Масджид Нур аль-Ислях).
Какие же аргументы предоставляют те, кто считают возможным людям придерживаться нетрадиционной сексуальной ориентации и при этом оставаться мусульманами? Для примера можно взять несколько тезисов лидера упомянутого выше объединения «Мусульмане за прогрессивные ценности» Даайи Абдуллаха (настоящее имя - Сид Томпсон), который считает, что в Коране гомосексуалы названы несколько раз – в 31 аяте суры ан-Нур они упомянуты как «мужчины, не имеющие вожделения к женщинам», а в 32 аяте, где говорится о соединении браком незамужних женщин и праведных мужчин, содержится указание на возможность гомосексуальных союзов. Кроме того, в 60 аяте суры ан-Ниса, по мнению Даайи Абдуллаха, называются не только престарелые женщины, но и лесбиянки. Что касается упомянутого выше наказания за гомосексуализм жителей Содома и Гоморры, то, по его словам, там речь идет исключительно о насильственных актах. Порицание союзов, заключенных по согласию, в свою очередь, в данной истории отсутствует.
Упомянутые организации, помимо активного отстаивания прав гомосексуалов, борются против дискриминации женщин – догматической и фактической. К примеру, в уже упомянутой кейптаунской мечети представительницы прекрасного пола имеют возможность стать имамами и руководить коллективными молитвами.
Резюме: Как видно из приведенных данных, ислам, несмотря на кажущуюся однородность и однозначно жесткое отношение к социальным группам, так или иначе выбивающимся из рамок понятия «традиционные ценности», включает в себя и альтернативные точки зрения. Несомненно, количество членов всех упомянутых организаций не превышает нескольких тысяч человек, однако они проявляют серьезную активность в СМИ, интернете и различных общественных мероприятиях. Количество приверженцев альтернативных организаций для мусульман-гомосексуалов стремительно растет – этот рост происходит прямо пропорционально увеличению толерантности по отношению к ЛГБТ-сообществу в мире. В настоящее время основное количество упомянутых в данной статье групп и сообществ находится на Западе, однако и в традиционно мусульманских странах они постепенно начинают поднимать голову. Так буквально на днях стало известно о помолвке в Баку президента местной ЛГБТ-организации Атилле бей Джавида со своим молодым человеком. Вне сомнения, азербайджанские геи не столь лояльны исламу, как их западные единоверцы и стремятся, наоборот, к секулярным ценностям. Однако, сам факт такой помолвки в изначально мусульманской республике Закавказья выглядит весьма знаковым. Учитывая, что в исламской умме до 50 миллионов гомосексуалов (т. к. их в любом сообществе их 3-5% населения), контингент у мусульманских ЛГБТ-организаций в перспективе может быть весьма обширным. Можно приводить различные религиозные и философские трактовки и взгляды на гомосексуализм и его представителей, однако на данный момент очевидны два тезиса. Во-первых, эти люди постепенно поднимают голову, не желая держать само свое существование на свете в тайне. Во-вторых, современное общество достаточно зрело для того, чтобы признать равенство представителей любых религий, конфессий и воззрений, независимо от особенностей их личной жизни.