ПУБЛИКАЦИИ
Главный редактор журнала «Сами Саундже» Григол Рухадзе: «Об украинском лжепатриархе и грузинских шутах…»

Grigol-analit-3-GEO-RUSГрузия, 24 февраля, ГРУЗИНФОРМ. Несколько дней назад в грузинских средствах массовой информации распространилась информация, будто Патриарх Украины Филарет наградил воюющих на Украине грузинских бойцов. На мероприятии присутствовали М. Саакашвили и другие представители «Национального движения», нашедшие убежище на территории Украины. Естественно, читатель, неосведомленный в религиозных вопросах, некритично принимает подобные сведения и считает Филарета главой украинской православной Церкви, так как СМИ называют его патриархом. Он думает, что патриарх Украины чествует и награждает находящегося в бегах экс-президента и его банду.

На самом деле бывший иерарх Церкви Филарет Денисенко является самозваным патриархом, который лишен сана Московской патриархией и предан анафеме. Самопровозглашенная Киевская патриархия Филарета не существует канонически, то есть, ни одна православная Церковь ее не признает (кроме грузинских СМИ, Саакашвили и его сторонников). Исходя из этого, те, кто стал соучастником дел Филарета, сами по себе находятся в расколе с православной Церковью.

Мы привыкли к тому, что националы – это схизматики, однако знают ли грузины, обрадованные наградами Филарета, от кого они принимают почести? Мне, например, после этого факта стало ясно, что нахождение рядом с преступником Саакашвили и ненависть к единоверной России больше определяет стремления этих бойцов, чем интересы родины, которые, как по их трафаретному объяснению, они защищают на Украине. Какой же мы несчастный народ! Люди в театре абсурда и вправду жертвуют своими жизнями! Если бы у меня была хоть малейшая надежда, что дельное обсуждение вопроса возбудит у этих бойцов желание думать, не постеснялся бы и резких оценок, но лучше вернуться к нашей главной теме и передать мнения русских и украинских иерархов, которые каждый православный христианин, как член единой церкви, должен учитывать.

Украинцы помнят, что бывший экзарх, митрополит Киевский Филарет, раньше всегда пространно и красиво говорил о том, что любой раскол недопустим и требование автокефалии придумано схизматиками. Но после того, как патриархом России избрали другого человека, он затаил обиду; использовал слабые стороны своей паствы и создал т.н. Киевскую патриархию. Несмотря на это, украинская Церковь сохраняет каноническое единство с русской православной Церковью, не из-за политических целей и влияния «агентов Москвы», а потому, что в единстве легче преодолеваются трудности и не следует обострять и так напряженную политическую обстановку.

У русских и украинцев общая история, они крещены в одной купели, молятся одним и тем же святым. Несмотря на то, что Украинская православная Церковь является частью Русской православной Церкви, она обладает настолько широкой автономией, что пользуется правом независимого управления. У нее свой предводитель, свой синод и все необходимые условия для принятия тех решений, которые ей нужны в пределах существующих границ государства. Поэтому претензия получить что-то еще больше и необоснованное желание отделиться, у украинской Церкви никогда не возникало.

Вызванный Филаретом раскол с самого начала представлял собой политический проект и был направлен на разделение русского и украинского народов. По плану, запущенному двадцать лет назад, людей сначала разделили по вероисповеданию, потом попытались использовать языковые и политические факторы, а сейчас уже этот раскол привел Украину к гражданскому противостоянию, жертвой которого становится мирное население. УПЦ Московского патриархата в этом конфликте не занимает ту или иную сторону, в отличие от грузинских бойцов и католических священников, которые с крестами в руках призывали собравшихся на площади граждан к штурму «Беркута». Украинцы не удивлялись их действиям, поскольку в течение последних лет  они видели, что отнятые у Московского патриархата церкви впоследствии передавались схизматикам или католикам.

По справедливому замечанию митрополита Иллариона (Алфеева), парадоксально, что средства СМИ Украины представляют Украинскую греко-католическую Церковь, чей предводитель находится в Риме, национальной украинской Церковью, а УПЦ МП, который объединяет большинство украинских верующих, называют управляемой из Москвы. Значит, из Рима можно управлять Церковью, а из Москвы – нет. Тем более, как отмечалось выше, Украинская православная Церковь фактически полностью независима, как в финансовом, так и в административном отношении. Сохраняется лишь молитвенная связь. Единственное правило, которое подтверждает духовное единство местной Церкви, заключается в том, что выбранного украинским епископатом Блаженнейшего митрополита Киевского утверждает Московский патриарх.

Это единство весьма дорого для обоих родственных народов. Тысячу лет назад они были сыновьями единой России и тогда же приобщились к свету Христа. За это время политические границы менялись много раз, но это не значит, что Церкви тоже должны меняться вместе с границами. Если бы православная Церковь погналась за таким принципом, тогда патриархия Александрии разделилась бы на 54 карликовых Церквей, а патриархия Антиохии, которая объединяет верующих Сирии и Ливана, разделилась бы на две части.

К сожалению, схизматики всегда пользуются сложной политической ситуацией. По словам патриарха Руси, святейшего Кирилла, только в нынешнем году последователи Филарета захватили 18 храмов в Винницкой, Тернопольской, Львовской и других областях. Несмотря ни на что, патриархия России избегает политических оценок действии сторон  вооруженного конфликта и призывает их к миру.

Таким образом, исходя из важности рассмотренного вопроса, все медиа-субъекты, распространившие вышеуказанную информацию, обязаны принести извинения из-за передачи недостоверной информации и в будущем, с целью недопущения дилетантизма, не должны распространять информацию механически.