- Г-н Георгий, как стало известно, в Грузии открывается учебный центр НАТО. Реакция российской стороны была ожидаема. Они заявили, что будет острая реакция на открытие данного «центра». Как вы думаете, этот шаг был инициативой грузинской стороны (с целью понравиться Западу) или заданием со стороны НАТО?
- Открытие центра НАТО является продолжением той политики, которая осуществляется в Грузии еще с 1995 года. Все политические силы, которые приходят к власти в Грузии, вынуждены вести эту политику, хотят они этого или нет. Риторика нынешней власти иногда содержит даже некие «антинатовские» мессиджы, однако трудно сказать, это их серьезный настрой или некая политическая игра, предназначенная «для слуха» России.
Конечно, руководство североатлантического блока выступает за открытие Центра и его наделение определенными функциями. Например, заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу, побывавший недавно в Грузии, заявил, что было бы хорошо, если этот центр будет не просто местом проведения командно-штабных учений, а тренировочной базой для подразделений разных стран. Когда мы упоминаем слово «базу», вокруг этого идут споры, можно ли этот объект рассматривать как базу. Представители России говорят, что уже существуют примеры, когда под эгидой НАТО и США открывались различные объекты на территории стран постсоветского пространства, и впоследствии статус этих объектов приближался к статусу базы. Например, транспортный центр в Киргизии, который сейчас не действует. Поэтому этот фактор волнует русских.
- Если мы хотим показать излишнее старание, почему не осознаем, что окончательно отрезаем путь к России? Более того, подставляем голову под российскую агрессию, в то время как во время войны в Цхинвали нам не помогли ни НАТО, ни США?
- Дело в том, что у власти нет большого поля для маневрирования. Если оно откажется от размещения данного центра, тем самым даст хороший повод «националам», Свободным демократам, Республиканской партии и другим прозападным силам говорить о том, что власть «предала исторический выбор народа Грузии» и исполняет заказы Москвы. До сих пор эти партии не могли доказать обоснованность своих обвинений, потому что представители нынешней власти клялись и божились, что не свернут с прозападного пути и будут верны ему. Если же сейчас власть сорвет открытие учебного центра НАТО, ей уже трудно будет доказать, почему она это сделала, когда вопрос был практически уже согласован ею же и почти решен.
Что касается осложнения отношений с Россией в результате открытия центра, возможно, определенные проблемы будут, но трудно прогнозировать, насколько серьезными будут эти осложнения. Сама Россия, из-за украинского кризиса и осложнения отношений с Западом, находится в довольно сложной ситуации. На сегодняшний день маловероятно, что власти России пойдут из-за этого на какие-то радикальные шаги. Большинство российских политологов, которые высказали свое мнение по этому поводу, склоняются к этому. По их словам, Россия на данном этапе удовлетворится оформлением договоров с Абхазией и т.н. Южной Осетией.
- Если со стороны западных кругов есть давление с целью принудить власти к открытию этого центра, что они задумали, может быть, разжигание нового пожара войны в Грузии?
- Не думаю, что Запад сейчас хотел бы рассматривать Грузию, как страну, находящуюся в положении военного конфликта с Россией. Грузия не имеет военного потенциала, чтобы вести боевые действия с Россией. Украина, которая больше нас в 10 раз, тоже с трудом делает это, как мы видим на примере войны в Донбассе. Наоборот, нынешняя администрация США и лидеры стран Европы советовали властям Грузии, урегулировать отношения с Россией. Для Запада даже легче приблизить Грузию к НАТО, когда у нее сравнительно нормальные отношения с Россией.
- Какая может быть реакция соседнего Ирана в связи с открытием в Грузии центра НАТО, несмотря на то, что власти Грузии говорят о том, что это не военный, а тренировочный центр. Учебный центр не подразумевает обучение с оружием, только теоретические занятия?
- Власти Ирана заняты переговорами с Западом вокруг собственной ядерной программы. Вряд ли открытие учебного центра привлечет особое внимание Ирана, хотя Исламская республика не воспримет с восторгом возможное вступление Грузии в НАТО. С одной стороны, открытие центра можно рассматривать, как еще один шаг к членству в НАТО, но неизвестно, насколько этот шаг будет важным в данном процессе.
Что касается отношений между Ираном и Россией, власти Ирана, хотя и в дипломатический форме, но выражают свое удивление довольно странным решением нынешней власти, которая в одностороннем порядке отменила безвизовый режим с Ираном. Причем, не просто отменило, а фактически полностью прекратило выдавать визы гражданам этой страны. А ведь еще год назад из Ирана наблюдался довольно крупный поток туристов, визитеров и коммерсантов, которые приносили с собой десятки и сотни миллионов долларов. В условиях обесценивающегося лари это довольно существенно.
- Допустим, наши ожидания высосаны из пальца, во-первых, какую пользу можно будет ожидать от этого центра и во-вторых, является ли его открытие шагом в процессе вступления в НАТО?
- Как утверждают представители власти, функцией центра будет сближение вооруженных сил Грузии к стандартам НАТО. С этой точки зрения, это будет полезно, однако вопрос вступления Грузии в НАТО является политическим вопросом, а не военным. Поэтому, открытие центра нельзя считать гарантией членства Грузии в альянсе. Если бы мы получили т.н. ПДЧ, то это уже было бы 90%-ной гарантией того, что Грузия когда-то станет членом НАТО. Нынешние инструменты, которые получила Грузия, в том числе размещение данного центра, не дают такую гарантию. Этот объект предназначен для Грузии скорее в виде исключения, поэтому, может представлять собой некую «моральную компенсацию» или «символ надежды» для населения о том, что процесс приближения к НАТО продолжается и он не остановлен.
- Зураб Абашидзе ответил на заявление Лаврова о возможной реакции России на открытие центра и сказал, что в повестке дня не стоит вопрос о членстве Грузии в НАТО. Что это значит, власть свернула с европейского пути или реально посмотрела на события и в отличие от предыдущей власти, не хочет питать население иллюзиями?
- И без слов Зураба Абашидзе известно, что в ближайшем будущем этот вопрос не стоит в повестке дня. Хотя ситуация в мире меняется настолько быстро, что исключать ничего нельзя. В то же время, мы видим, что определенные круги Европы пытаются не допустить изоляцию России от Запада и Европы. У них такое представление, что Россия является ментально частью Европы и поэтому нельзя ее изолировать до конца. Из-за этого избегают пересекать «красные линии». Москва воспринимает вступление Грузии в НАТО в качестве именно такой красной линии. Сейчас, когда идет напряженный и динамичный процесс между Западом и Россией, маловероятно, что вопрос Грузии встанет в повестке дня в такой острой форме (имею в виду вступление Грузии в НАТО).
- Г-н Георгий, власти Грузии могут воспрепятствовать открытию этого центра, если народ будет против? И если не сможет отказаться будет ли это знаком того, что Грузия не является суверенной страной?
- На этот я уже частично ответил выше, что касается того, является ли Грузия суверенной страной, в условиях глобализации нереально, чтобы такая маленькая страна, как Грузия, у которой нет значительных природных ресурсов, могла бы быть более или менее суверенной. На сегодняшний день Грузия является наименее суверенной страной на Южном Кавказе, даже по сравнению с нашими соседними государствами. Причиной этого, с одной стороны, является наша низкая политическая и стратегическая культура, с другой стороны, существуют определенные объективные причины, которые заслуживают отдельного разговора.
- На ваш взгляд, за событиями наУкраине стоит Запад, Россия или Запад и Россия вместе?
- События на Украине, по моему мнению, вытекают из той ситуации, которая создалась в этой стране за последние 20 лет, то есть, после получения независимости. Украина как бы застряла между Россией и Западом. Пока эти две стороны (Россия и Запад) так или иначе сохраняли положение стратегического партнерства (так было во время правления Ельцина, несмотря на отдельные конфликты, и во время президентства Путина и Медведева до 2012 года), Украина тоже как-то умудрялась выполнять функцию моста между Западом и Россией. Но процессы развиваются и оказалось, что дистанция между частью Запада и Россией значительно выросла. И это несмотря на то, что, как я уже сказал, некоторые европейские лидеры пытаются как-то спасти идею России, как европейской страны. Соответственно, перед Украиной тоже встал вопрос – куда идти, в сторону России или Запада? Она выбрала путь Запада, после чего случилось то, что случилось.
Развитие событий зависит от того, сможет ли Украина провести реформы. Вокруг этого вопроса сейчас идут основные споры и явное или скрытое противостояние.
- Какие перспективы вы видите в ближайшей перспективе во внутренней политике Грузии, исходя из внешних факторов?
- Интересный вопрос, так как это зависит от многих факторов. По отношению к нынешней власти заметно разочарование определенной части населения, особенно, из-за экономической стагнации. Среди населения распространилось мнение о том, что нынешняя власть является инертной и слабой. С другой стороны, у власти есть и позитивные моменты, например то, что репрессивная политика прежних властей смягчена.
Что касается националов, мне непонятно, почему они не могут избавиться от Саакашвили, который является бесперспективной фигурой. Если сравнить с Украиной, там в 2004 году случилась т.н. оранжевая революция, во время которой ведущими фигурами были Ющенко и Тимошенко. На сегодняшний день оба этих деятеля находятся в политическом «офсайде» и почти не обладают влиянием в своей стране. Фигура Саакашвили аналогична Ющенко или Тимошенко и он является вчерашним днем. Этому не поможет и его назначение президентом Украины Порошенко на некую непонятную должность в виде советника. Позиции самого Порошенко ослабли в Украине, например, совсем недавно, часть населения, собравшаяся на Майдане в годовщину революции, встретила его выступление криками и свистом. Можно сказать, что пока Саакашвили является лидером т.н. националов, у них нет даже теоретических шансов на возвращение к власти. После этого – уже какие-то шансы возникают, что зависит от того, будут ли во главе этой партии «проходные фигуры», одним из них, на мой взгляд, является Бакрадзе, а также Вашадзе, если он не потерпит крах в Украине, вероятность чего велика, так как тамошние олигархи оказывают яростное сопротивление реформам.