ПУБЛИКАЦИИ
Визит Саакашвили в Баку провоцирует развитие кризиса в Грузии

baku-analit-RUSГрузия, 4 мая, ГРУЗИНФОРМ. Михаил Саакашвили прибыл в Азербайджан для участия в III Глобальном форуме открытых обществ, который проходит в Баку. В рамках своего визита экс-президент Грузии встретился с Ильхамом Алиевым. СМИ сообщают достаточно скудную информацию о том, какие темы обсуждались в ходе переговоров. Между тем Главная прокуратура Грузии потребовала от Баку выдачи Михаила Саакашвили, против которого на родине заведены уголовные дела. Однако очевидно, что Баку данную просьбу проигнорировал.

Театр спокойствия

По всей видимости, недовольство Тбилиси визитом Саакашвили носит сугубо рамочный характер. О готовящейся поездке Саккашвили в Баку было известно еще в начале апреля, но грузинская сторона на официальном уровне эту тему игнорировала. Ряд азербайджанских политиков в этой связи уверенно заявляли, что Тбилиси не посмеет потребовать от Азербайджана экстрадиции гостя. И медийное затишье со стороны Грузии это подтверждало.

Но 28 апреля, в день, когда Саакашвили прибыл в Баку, Главная прокуратура все же выдвинула свое требование. Азербайджанская сторона спокойно отреагировала, отметив, что Баку не вмешивается во внутренние дела Грузии, к коим конфликт нынешних властей с Михаилом Саакашвили имеет прямое отношение.

Сам же Саакашвили пристыдил Главную прокуратуру за направленный запрос и отрапортовал, что прибыл в Баку в качестве помощника президента Украины Петра Порошенко.

Складывается впечатление, что и Баку, и Тбилиси, и сам Саакашвили достаточно спокойно относятся к происходящему. Разворачивается эдакий «театр спокойствия», где каждая из сторон играет положенную роль.

Экс-президент Грузии и азербайджанская сторона уверены, что Тбилиси не пойдет на обострение, даже несмотря на факт переговоров Алиева и Саакашвили за закрытыми дверьми. И, судя по всему, так и будет. Но возникает вопрос – почему?

Затишье перед кадровыми пертурбациями?

Все-таки ожидалось, что какой-никакой протест на уровне грузинских политиков будет озвучен, но они старательно обходят стороной этот вопрос. Правда, сохраняется вероятность того, что не сегодня завтра информационное поле все же заполнится комментариями общего плана. Но все это можно заранее обобщить в примерно такую формулу: в очередной раз грузинское правосудие страдает из-за международного контекста.

Причина такой вялой реакции может быть одна: в Тбилиси знают, что визит Саакашвили не связан с Грузией, и даже если какие-то элементы будут затронуты, серьезных изменений это не принесет.

Иванишвили понимает, что, несмотря на грозную риторику Саакашвили и его связь с некоторыми политическими фигурами в Грузии, в обозримом будущем перспективы его возвращения на родину в качестве президента близки к нулю. К этому не готово общественное сознание в стране, да и западные партнеры Саакашвили больше заинтересованы в его присутствии на Украине.

В этом смысле Иванишвили не стоит опасаться и того, что Саакашвили за закрытыми дверьми будет уговаривать Ильхама Алиева посодействовать государственному перевороту в Грузии, что очевидно нанесет вред не только российско-азербайджанским отношения, но и тем проектам, которые Баку реализует в регионе.

Исходя из этого, позиция Грузии становится понятной. Затевать серьезный информационный бой с Баку не имеет смысла. Нет серьезного повода, да и проигрыш предопределен. Но даже если Саакашвили поднимал вопрос своего возвращения домой, то едва ли это обсуждалось серьезно, поскольку украинское послание визитера явно не подразумевает «экспорт Майдана» в Грузию.

Однако определенные выводы из сложившейся ситуации Иванишвили сделает. Визит Саакашвили в Баку провоцирует развитие кризиса в Грузии. Скорей всего, Иванишвили проанализирует полученную по своим каналам информацию о переговорах Алиева и Саакашвили, которые, вероятно, были связаны с украинской повесткой, особенно по части газопроводов. Тем не менее кадровое реформирование в правительстве Грузии Иванишвили проведет.

Украинский контекст визита

Между тем визит Саакашвили в Баку интересен не только через призму Грузии. Стоит вынести за скобки связь бывшего президента с родиной и проанализировать его нынешний статус.

В Баку он прибыл в качестве помощника президента Украины, что дает основания полагать, что помощник Порошенко привез для Ильхама Алиева предложения, связанные с украинским театром действий.

Киев явно неравнодушен к Азербайджану как региональному игроку, тем более в свете инициатив Баку по прокладке газопровода до европейских границ.

Украина еще в 2013 году устами Николая Азарова обозначала свой интерес к проекту TANAP. Но тогда международные реалии не соответствовали заявленным желаниям. Сегодня формируется иная ситуация, что связано с обреченностью «Турецкого потока» (провал проекта был предопределен целым рядом факторов, но официальным поводом, очевидно, станет недавний конфликт Москвы и Анкары).

Так или иначе, но эта ситуация означает, что Украине рано прощаться со своим статусом «транзитной зоны», за который Киев будет бороться до последнего. И, по всей видимости, Михаил Саакашвили привез Ильхаму Алиеву конкретное предложение Киева по газовой повестке.

В этой связи возможны два варианта: Саакашвили может предлагать азербайджанской стороне реализовать трехсторонний газовый проект Азербайджан – Турция – Украина, подразумевающий прокладку газопровода через территорию Болгарии и Румынии. Но этот вариант предполагает последующий визит Саакашвили в Турцию или же просьбу с его стороны, чтобы Баку провел с Анкарой переговоры по этому вопросу. И надо признать, что Анкара может быть заинтересована данным проектом.

Есть второй вариант: Саакашвили может поднять вопрос реализации газопровода AGRI (Азербайджан – Грузия – Румыния), который также перспективен, но уступает первому варианту. Так или иначе, но Саакашвили приехал к президенту Азербайджана с предложением вместе перекраивать карту газовых маршрутов.

Криминала в этом нет, поскольку, даже если Баку согласится, едва ли стоит ждать обострения в российско-азербайджанских отношениях: Москва еще ни разу не оказывала давление на Азербайджан из-за его газовой политики. Однако сближение позиций Баку и Киева в этом вопросе может создать серию геополитических прецедентов.

Надана Фридрихсон, политический аналитик института ЕврАзЭС
Источник: http://georgia-news.org/?p=4784