ОТ РЕДАКТОРА
ГРУЗИНФОРМ: Саакашвили, через Маргвелашвили и Санакоева, с июля 2015 года платит наличными в долларах осетинским чиновникам за транзит нефти по южноосетинскому участку нефтепровода «Баку - Супса»

1-redaqЛетом 2015 года в Грузии разгорелся большой скандал: в результате совместных мероприятий Пограничной Службы КГБ т.н. Республики Южной Осетии (РЮО) и Пограничного Управления ФСБ Российской Федерации границы т.н. РЮО были приведены в соответствие с советским административно-территориальным делением, в результате чего 2 небольших участка стратегического нефтепровода «Баку - Супса», общей протяжённостью 1600 метров, принадлежащего британской компании «British Petroleum» («BP»), оказалось на территории Ахалгорского (т.н. Ленингорского) района, подконтрольного де-факто властям РЮО. А граница РЮО оказалась лишь в 500 метрах от стратегической автотрассы Баку - Тбилиси - Поти, связывающей Каспийское и Черное море (Военно-грузинская дорога, связывающая Восточную Грузию с Западной, а также с Аджарией и Абхазией).

ГРУЗИНФОРМ напоминает, что всё это происходит за день до встречи в Праге между заместителем министра иностранных дел России Григорием Карасиным и спецпредставителем премьер-министра Грузии по взаимоотношениям с РФ Зурабом Абашидзе.

Согласно заявлению МВД Грузии, «10 июля 2015 года, на территории села Цителубани Горийского района и территории, прилегающей к селу Орчосани оккупированного Ахалгорского района, вблизи центральной автомагистрали Тбилиси-Гори, незаконно возведены баннеры, обозначающие т.н. границу. Важно, что поблизости с обеими территориями расположены определенные сегменты трубопровода «Баку - Супса» и в силу этих незаконных действий определенная часть нефтепровода на территории, прилегающей к селу Орчосани, оказалась на оккупированной территории. Министерство внутренних дел Грузии выражает глубокую обеспокоенность  по поводу целенаправленных провокационных действий российских оккупационных сил, которые направлены на дестабилизацию ситуации и создают угрозу обеспечению мира и стабильности на месте».
На 3-й день - 13 июля 2015 года - идентичное протестное заявление сделал и МИД Грузии, добавив, что жители грузинских сел Орчосани и Хурвалети не довольны тем, что после установки знаков с надписью «Государственная граница Южной Осетии», земельные угодья их сел, где они традиционно работают, оказались по ту сторону границы, а российские пограничники предупредили жителей: они больше не смогут возделывать и пожинать урожай на этих полях. МИД Грузии назвал действия российских пограничников, охраняющих границы Южной Осетии, незаконными, и потребовал от Москвы прекратить беззаконие.

Официальный Тбилиси также выразил опасения, что осетинская сторона потребует плату за ежегодный транзит около 5 млн тонн нефти по этому нефтепроводу и, в случае отказа грузинской стороны, перекроет нефтепровод «Баку - Супса». Вице-премьер, министр энергетики Грузии Кахи Каладзе тогда заявил, что если это произойдет, правительство Грузии, совместно с британской «BP», построит новую ветку нефтепровода в обход Южной Осетии.

Кахи Каладзе как в воду глядел - через 3 дня, 16 июля 2015 года, вице-спикер парламента самопровозглашенной РЮО, глава Комитета по обороне и безопасности Дмитрий Тасоев заявил, что Южная Осетия готова обеспечивать безопасность проходящего по ее территории участка нефтепровода «Баку - Супса» при условии, что управляющая компания «British Petroleum» заплатит за транзит и обслуживание. «Обслуживание нефтепровода Баку-Супса может взять на себя югоосетинская сторона при условии, что британская компания заключит соответствующее соглашение с компанией «Газпром - Южная Осетия». Трубопровод не сейчас появился на нашей территории и до сих пор никаких инцидентов не происходило. Однако в таких случаях принято, чтобы управляющие компании оплачивали охрану и обслуживание своих объектов», - утонил Тасоев.

Дмитрий Тасоев лукавит по двум причинам.

Первая: как отмечал ещё в сентябре 2013 года  заместитель министра энергетики Грузии Илья Элошвили, угрозы работе магистрали отсутствуют, поскольку она проходит под землей (по этой же причине комиссары «ВР» не могут осуществлять здесь мониторинг прохождения углеводородов).

Вторая: ещё 3 месяца назад до описываемых событий - в апреле 2015 года - официальный Тбилиси уже отказал де-факто властям РЮО в предоставлении контроля над эксплуатацией южноосетинского участка нефтепровода «Баку - Супса» и, соответственно, получении дохода от транзита углеводородов. Государственный министр Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закереишвили, в письме главе делегации Евросоюза в Грузии Яношу Херману, в довольно резкой форме дал чётко понять, что Тбилиси не рассматривает возможность предоставления властям Южной Осетии контроля над эксплуатацией южноосетинского участка нефтепровода «Баку -Супса» и, соответственно, получения дохода от транзита углеводородов. Вот что пишет Закареишвили Херману:

«Уважаемый г-н Херман,
Мы глубоко признательны Вам за личный вклад в развитие инициативы по экономической реинтеграции оккупированных территорий Южной Осетии и Абхазии в состав Грузии. Мы тщательно изучили Ваши рекомендации и смеем заверить Вас, что большая их часть ляжет в основу данного процесса.

Тем не менее, мы считаем неприемлемым Ваше предложение предоставить так называемому руководству Южной Осетии, действующему вне рамок грузинского законодательства, возможность контролировать эксплуатацию части трубопровода Баку – Супса, проходящей по территории Южной Осетии, и получать средства за транзит азербайджанских углеводородов. Мы уверены, что доходы, полученные нелегитимным правительством Южной Осетии, не будут потрачены на нужды населения региона, а осядут на счетах небольшой группы людей, незаконным образом осуществляющих контроль над частью территории грузинского государства. Такой шаг не будет способствовать восстановлению территориальной целостности Грузии, но, напротив, усугубит сложившуюся ситуацию. Мы надеемся, отсутствие вышеуказанного пункта в программе реинтеграции не станет поводом для ухудшения взаимоотношений между Грузией и Европейским Союзом».

Как видим, летом 2015 года страсти по трубопроводу накалились до предела и вдруг …  стихли как по команде! Чем было обусловлено прекращение обсуждения темы о прохождении нефтепровода «Баку - Супса» по т.н. югоосетинской территории? Что произошло? Кахи Каладзе построил обходную ветку? Нет. Грузины помирились с осетинами? К сожалению, тоже нет. А может, грузины с осетинами … договорились?!

ГРУЗИНФОРМ начал проверять эту версию и выяснил следующее: по информации заслуживающих доверия источников стало известно, что отдельные югоосетинские чиновники достигли неофициальных договоренностей о получении от грузинской стороны денежных средств за беспрепятственное прохождение углеводородов по территории т.н. Ленингорского района РЮО. Есть обоснованные подозрения, что прибыль от транзита нефти, через подставных лиц и «чёрные» схемы, от властей Грузии получают люди из окружения Бориса Чочиева, в данный момент работающего советником т.н. президента РЮО, а также люди из ближайшего окружения т.н. премьер-министра РЮО Доментия Кулумбегова. В нелегальной схеме замешан также Валерий Бикоев - зять т.н. президента РЮО Леонида Тибилова. По сведениям источников, Валерий Бикоев - наркоман со стажем, который уже давно и безуспешно пытается вылечится от наркомании.

Вот что о вышеперечисленных рассказал ГРУЗИНФОРМ осетинский источник, пожелавший остаться инкогнито: «Они все могут «качать права» только перед Москвой, требуя очередные миллионы помощи, которую разворовывают! Поэтому в  России нас давно называют «чёрной дырой»! Не стыдно?! А вот вынести вопрос на международные площадки у них нет ни смелости, ни желания - по сей день наше руководство не поставило официально вопрос перед «British Petroleum», Азербайджаном и Грузией об оплате транспортировки нефти через нашу территорию! Хотя, зачем, когда они на этом богатеют?! Получение прибыли от указанной магистрали могло бы снизить дефицит нашего бюджета, на эти деньги можно было бы поострить в Цхинвали современную больницу, или отремонтировать старую. Школу, детский сад, спортплощадку, новую дорогу - всё что угодно! Жилой фонд нуждается, фермеры тоже, за нефтедоллары можно было купить семена, саженцы, теплицы - не знаю...»

Таким образом, госминистр Паата Закареишвили, как это ни странно, оказался прав - деньги действительно оседают в карманах коррумпированных чиновников, а не идут на нужды осетин. Но кто же эта грузинская сторона, которая нелегально платит вышеперечисленным южноосетинским чиновникам?

Прежде чем ответить на этот вопрос, ГРУЗИНФОРМ в двух словах напомнит читателям - что такое трубопровод «Баку - Супса»: «Баку - Супса» построен для транспортировки т. н. «ранней легкой нефти», добытой на азербайджанских месторождениях «Азери», «Чираг» и «Гюнешли» в страны Евросоюза. В Каспийском море установлена нефтеналивная платформа, на которой производится загрузка танкеров. Супса – это село в Грузии, неподалеку от которого находится Супсинский нефтяной терминал, принимающий нефть из Азербайджана по нефтепроводу «Баку - Супса» с последующей загрузкой на нефтеналивные суда при помощи беспричальной загрузки. Часть прокаченного сырья доставляется в Украину - для транспортировки в Польшу по трубопроводу «Одесса - Броды» (запомните этот факт), оставшаяся нефть уходит дальше в Европу.

Пропускная способность трубопровода составляет примерно 7 млн. тонн нефти в год (140 тыс. баррелей в день). Магистраль была пущена в эксплуатацию 17 апреля 1999 года компанией «British Petroleum». Грузия в первый год эксплуатации трубопровода получила прибыль более 7 млн. долларов. Таким образом была создана альтернатива единственному крупному нефтепроводу на Кавказе «Баку - Новороссийск». Для компаний, добывающих азербайджанскую нефть, маршрут «Баку - Супса» весьма выгоден: тарифы на транзит через Грузию дешевле в разы, чем через Россию.

Соглашение о строительстве и эксплуатации нефтепровода «Баку - Супса» было подписано сроком на 30 лет. После истечения срока договора нефтепровод должен перейти под контроль Грузии. До этого Грузия получает транспортный тариф в размере 0,17 долларов за баррель прокаченной нефти, или 1,24 долларов за 1 тонну.

В регионе существует и альтернативный трубопроводу «Баку - Супса» маршрут - «Баку -Тбилиси  -Джейхан», который не в полном объеме отвечает интересам США и Европы. Он не отвечает стандартам безопасности, т.к. его часть проходит по территории, контролируемой курдами (дважды был выведен из строя - подорван). Для Турции нефтепровод также является одним из рычагов давления на страны ЕС. Кроме того, на совещании в Госдепартаменте в октябре 1998 года 15 американских компаний-участников каспийских проектов, несмотря на уговоры помощника президента по национальной безопасности С. Бергера и других ответственных чиновников правительства США, признали маршрут «Баку-Тбилиси-Джейхан» неэффективным с коммерческой точки зрения. А трубопровод «Набукко» умер, так и не родившись…

В связи с вышеперечисленным, преимущества и выгоды для Грузии от нефтепровода «Баку - Супса» эксклюзивны, учитывая, что Грузия является конечным экспортером нефти Азербайджана.

И наконец - самое главное: КТО ВО ВЛАСТИ ГРУЗИИ НАХОДИТСЯ В КОРУПЦИОННОМ СГОВОРЕ С ДЕ-ФАКТО ВЛАСТЬЮ Т.Н. ЮЖНОЙ ОСЕТИИ И ПОЧЕМУ ПЛАТИТ ИМ ЗА «ТРАНЗИТ» АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ НЕФТИ ПО ТРУБЕ ДЛИНОЙ ВСЕГО ЛИШЬ 1600 МЕТРОВ?

Сейчас ГРУЗИНФОРМ просто перечислит факты и читатели сами ответят на этот вопрос. Итак:

1. Кто превратил сферу энергетики и операции по реализации энергоносителей в семейный и клановый бизнес - источник финансирования свой партии «Национальное движение»?

Правильно, Михеил Саакашвили! Достаточно напомнить зарубежным читателям скандальные факты с официальным рэкетиром Давидом Кезерашвили - экс-министром обороны Грузии и «правой рукой» Саакашвили в этом бизнесе, владельцем Потийского нефтетерминала, сети заправок «Gulf» и других, менее крупных сетей; а также родного брата Саакашвили - Давида Саакашвили, фактического владельца сети бензоколонок «Wissol».

2. Кто после Войны 08.08.08. специально не обращал внимания, что трубопроводы из Азербайджана проходят по территории Грузии, практически, около забора российской военной базы в РЮО, откуда танк даже с выключенным мотором скатится на Военно-грузинскую дорогу за десять минут?

Правильно, Михеил Саакашвили! В 40 км от Тбилиси находятся военные базы РФ в Цхинвали, и чуть дальше – в Абхазии. А Саакашвили м «Свободная зона» пусть устраивают провокации с плакатами «Нет – аннексии, оккупации и бордеризации!» сколько влезет.

3. Кто ввёл термин термин «Южная Осетия» вместо термина «Самачабло», узаконенным в Конституции Грузии первым президентом Звиадом Гамсахурдия?

Правильно, Михеил Саакашвили! «Пока я не пришел к власти, в грузинской политике считалось, что использовать термин «Южная Осетия» - это полное самоубийство… Я использовал первым этот термин, я впервые предложил осетинам открыто автономию, хотя об этом даже заикаться было опасно или считалось, что это опасно!» - хвастается Саакашвили в интервью «Эхо Москвы» - Софико Шеварднадзе и Виталию Дымарскому в январе 2007 года. Саакашвили, которому не давали спать «лавры» Шеварднадзе, объединившего Германию, специально назвал Цхинвальский регион «Южная Осетия», чтобы присоединить его к Северной Осетии - также, как назвал Кодорское ущелье «Верхней Абхазией», чтобы присоединить его к Абхазии.

4. Кто контролирует все порты Одессы, куда доставляется нефть из Супсы для дальнейшей транспортировки в Польшу по трубопроводу «Одесса - Броды» (см. выше)?

Правильно, Михеил Саакашвили! Только он может осуществлять там любые махинации с сырьём - изменять количество, подменять нефть более низкокачественной, подмешивать в азербайджанскую раннюю лёгкую нефть нелегальную нефть ИГИЛ, поставляемую в Одессу танкерами через Турцию, а то и просто продавать подороже на клиента. Вот почему Михеил Саакашвили больше всех заинтересован в бесперебойном функционировании трубопровода «Баку - Супса»!

5. Исходя из вышесказанного, кто мог пойти на нелегальный сговор с вышеуказанными югоосетинскими чиновниками и сразу урегулировать возникшую было проблему к их удовольствию?

Правильно, Михеил Саакашвили! Никакой официальный грузинский чиновник не посмел бы пойти на сговор с нелегитимными чиновниками и платить взятку из собственного кармана! А платить официально - значит признать независимость Южной Осетии. Поэтому только для Михеил Саакашвили это имеет смысл, так как только он делает на этом бизнес и получает большую прибыль!

6. Кто передаёт вышеназванным югоосетинским чиновникам в Цхинвали наличность в долларах от Саакашвили?

Правильно, назначенный Саакашвили именно для связей с цхинвальским руководством и по сей день сохраняющий свой непонятный пост руководителя Временной администрации Южной Осетии Дмитрий Санакоев! Бывший премьер-министр и министр обороны непризнанной республики, воевавший против Грузии в Самачабло в 1991-92 и в Абхазии в 1992-93 гг., который по сей день летает на Женевские переговоры в составе грузинской делегации.

7. Кто контролирует и прикрывает Дмитрия Санакоева, передаёт ему указания Саакашвили и, одновременно, придаёт веса грузинской стороне в глазах осетинских «коллег»?

Правильно, Георгий Маргвелашвили - президент Грузии, опора Саакашвили и его надежда на возвращение в Грузию, которому он оставил не только Авлабарский президентский дворец (откуда Маргвелашвили никак не могут выкурить!), а также советников и все связи на осетинской стороне.

(Продолжение последует)
Редакция ГРУЗИНФОРМ
11 ноября 2015 года
Грузия, Тбилиси