В ряде стран продолжаются массовые беспорядки, что уже отразилось на мировой экономике. В результате торгов на Нью-Йоркской товарной бирже, нефть WTI подорожала на 3,7 доллара, и ее цена составила 89,34 доллара за баррель. А стоимость нефти Brent возросла на 2,03 доллара и достигла 99,42 доллара. Столь резкий рост цен связан со страхом перед тем, что, вслед за Египтом, Тунисом и Иорданией, беспорядки могут перекинуться и на богатые нефтью восточные страны, что вызовет сокращение ее добычи.
По поводу растущей в регионе дестабилизации уже выразили свою озабоченность во властных эшелонах США. А власти Грузии со свойственным спокойствием продолжают обстраивать страну и открывать туристические объекты, возможно, потому, что революция нам - не в диковинку. А может, это спокойствие - лишь показное состояние и за ним кроется большая озабоченность, плохое предчувствие, поскольку людей в Африке и на Востоке вывело на улицы именно тяжелое социальное положение, которое и у населения Грузии, увы, далеко не благополучное.
При освещении африкано-восточных событий в СМИ подчеркивается, что население протестует против многолетнего правления той или иной власти, однако определяющей причиной массовых беспорядков является не это, что подтверждается примером Сингапура. В частности, этой страной 31 год правил Ли Куан Ю, который и превратил Сингапур в экономически мощное государство, переведя его из «третьего мира - в первый»Когда потерявший власть президент Туниса стал искать убежища в соседних странах, президент Грузии в телеэфире уверял народ, что страна идет по пути Сингапура. И в различных международных рейтингах занимает ведущие позиции (правда, почему-то наши власти никогда не упоминают те рейтинги, в которых Грузия отстает даже от африканских стран, в том числе – и от Туниса!). Часть экспертов считает, что нам не следует доверять этим рейтингам, поскольку на самом деле они являются лишь ответом на тот вопрос, который задается респондентам. Нам следует объективно оценить ситуацию, именно то, каково в стране экономическое положение.
Реальная же картина безрадостна: если перед «Революцией роз» в Грузии Внутренний Валовой Продукт на душу населения был больше, чем в Армении, то сегодня он в соседней стране уже на 25 процентов выше, нежели у нас. Раньше этот показатель был немного выше, чем у нас, в Азербайджане, а сегодня он вдвое превосходит наш. Даже наша сфальсифицированная статистика отмечает, что сейчас в Грузии экономическое положение хуже, чем в обеих странах Южного Кавказа. Не говоря уже о других соседних государствах и не ссылаясь по поводу тяжелого социально-экономического положения на глобальные проблемы (чем постоянно занимаются наши власти), даже по сравнению с Тунисом, как это ни удивительно, наше экономическое положение гораздо хуже. Видимо, многие думают, что сложности с экономикой у Туниса оттого, что общественность прибегла к крайним мерам и свергла власть. Однако, на самом деле, в этой африканской стране - довольно нормальные экономические показатели. Если сравнить показатели экономического развития двух стран, то станет очевидным, что у населения Грузин гораздо больше причин для недовольства, нежели у населения Туниса.
По итогам первых трех кварталов 2010 года, внутренний валовой продукт Туниса составлял 43.869 миллиарда долларов, что на душу населения составляет 4160 долларов. В Грузии за аналогичный период, внутренний валовой продукт был 8.237 миллиарда долларов, что, соответственно, на душу населения составляло примерно 1856 долларов. По этому показателю африканская страна в мировом рейтинге опережает Грузию почти на 40 мест (в 2009 году по ВВП Тунис был на 77 месте, а Грузия – на 116). Валютный резерв Туниса – 9.561 миллиарда долларов, а в Грузии этот показатель составляет 2.265 миллиарда долларов. В 2010 году в африканском государстве годовой показатель инфляции был равен 4.5 %, а в нашей стране зафиксирован рост уровня цен на 11.2%. Видимо, «международная инфляция», которой в Грузии оправдывают рост индекса потребительских цен двузначной цифрой, на Тунис влияния не оказала. Или, может, для Туниса «пшеница не подорожала»?!
С точки зрения уровня безработицы, ситуация не слишком отличается, однако и по этому компоненту Тунис нас опережает. Уровень безработицы там составляет 13.2%, а в Грузии - 16,9%. В прошлом году согласно главному финансовому документу страны, бюджетный дефицит был определен на уровне 7,4%, а в Тунисе дефицит бюджета составил 2,7 процента.
В связи с объемом внешнего долга положение почти что идентичное, как в Тунисе, так и в Грузии внешний долг по отношению к ВВП по состояния 2010 года находится на уровне 43%.
Что касается кредитных рейтингов в соответствии со standart&poors, рейтинг Тунис определяется стабильным прогнозом ВВВ. То же агентство присудило Грузии рейтинг В+, что на две ступени ниже рейтинга Туниса. Mooy же присудило Тунису рейтинг ВАА2. Африканцы на одну ступень опережают нас, наш кредитный рейтинг согласно указанному агентству – ВА3.
Уровень дефицита текущего расчета по отношению к внутреннему валовому продукту в 2010 году был 11,2% и в текущем году предполагают его очередной рост. В Тунисе этот показатель 4,4% ВВП. В отличие от Грузии, где в общем торговом обороте часть экспорта приблизительно составляет 25%, в Тунисе этот показатель экспорта равен 46% и составляет 52% ВВП.
В рейтинге глобальной конкурентоспособности Тунис находится на 32 месте, Грузия же занимает 93 место.
По сравнению с грузинским лари, тунисский динар достаточно устойчивая валюта: 1 американский доллар равен 1,42 тунисского динара, а 1 евро – 1,93 динара. В отношении грузинской валюты соотношение следующее: 1 доллар равен 1,80 лари, а 1 евро – 2,44 лари.
В Тунисе средняя зарплата составляет 350 евро (854 лари). А в нашей стране эта цифра доходит до 560 лари.
Как видно, экономическое положение в африканском государстве, с первого взгляда, явно лучше, чем у нас. Это указывает на то, что в Грузии реальное положение тщательно скрывается, происходит манипулирование цифрами экономических показателей, что на определенный срок подавляет и замедляет уровень напряжение в обществе и оттягивает социальный взрыв.
Однако, в конце концов, все выходит «на поверхность». В Тунисе это уже случилось, и сейчас очередь подошла к Египту. Между прочим, и в Египте виртуальная реальность очень похожа на нашу, грузинскую, пропагандируемую Саакашвили. Тамошняя медиа в течение 24 часов возвеличивала президента Хосни Мубарака, который, оказывается, поднял Египет на новую высоту. Наверное, удивитесь, но Мубарак постоянно гордился туристическим потенциалом Египта! В этой стране множество пятизвездочных отелей, множество благоустроенных курортов и соответствующая инфраструктура. В Египет ежегодно приезжают миллионы туристов. В общей сложности, туристы заполоняют бюджет страны на 11 миллиардов долларов. Мубарак всегда говорил, что каждый египтянин должен знать английский язык. Затем к английскому добавился и русский язык, поскольку страну в массовом порядке заполнили русскоязычные туристы
Мубарак отличался и страстью к дорогам, строил, кроме того, красивые правительственные строения и гордился тем, что Египет в Африке - самая развитая страна. Зато у него не было никакой социальной политики, и на полицию он тратил гораздо больше денег, чем на программы здравоохранения.
А в один прекрасный день эта показательная страна стала рассыпаться, как карточный домик: добрая половина египтян вышла на улицы и обратилась к «оружию – пролетариата»- уличным булыжникам. Трудно сейчас гадать - отдаст или нет Хосни Мубарак власть. Однако, как мы уже отметили, в Тунисе это уже случилось.
Исходя из сказанного, не лишено основания сказать о том, что нашей власти до Сингапура остается еще очень далеко, Зато до стран, о которых говорилось выше, нам осталось сделать всего несколько шагов…