Организации, занимающиеся вопросами охраны природы, выступили с заявлением против наечаемой структурной реорганизации в правительстве, в результате которой Министерство по охране окружающей среды и природных ресурсов лишится целого ряда функций.
«Такие действия не соответствуют стране, которая стремится к интеграции с европейскими государствами. Этим шагом страна возвращается в советскому сознанию, в пространстве которого охране окружающей среды не придавалось никакого значения», - говорится в заявлении Движения зеленых Грузии.Кавказская сеть природоохранных неправительственных организаций (CENN) выразила «серьезную обеспокоенность» в связи с этим планом и отметила, что «это решение может вызвать снижение дееспособности и эффективности природоохранных структур, поставить под угрозу дело охраны природы Грузии и затруднить процесс евроинтеграции».
В результате запланированной реорганизации, функции Министерства по охране окружающей среды и природных ресурсов, связанные с природными ресурсами, будут переданы Министерству энергетики, наименование которого будет изменено и оно станет Министерством энергетики и природных ресурсов.
Премьер-министр Грузии Ника Гилаури заявил на заседании правительства, что Министерство по охране окружающей среды, которое может переформировано в Аппарат государственного министра, может оставить за собой лишь вопросы охраны природы и экологии за исключением того, что Агентство по защищенным территориям перейдет в подчинение Министерства экономики и устойчивого развития.
В то же время, функции, связанные с лицензированием природных ресурсов и проведением аукциона, которые в настоящее время входят в компетенцию Министерства экономики, будут переданы Министерству энергетики.
По словам Гилаури, соответствующие законодательные изменения будут внесены на обсуждение в Парламент в ближайшие дни.
Представить план реорганизации Министерства по охране окружающей среды и природных ресурсов поручил правительству президент Саакашвили в декабре прошлого года после того, как подверг острой критике выявленные в министерстве коррупционные факты. Однако он там же заявил, что «благодарен» министру Георгию Хачидзе, который «делает много хороших дел».
Кавказская сеть природоохранных неправительственных организаций (CENN) отмечает в своем заявлении, что причиной запланированной реорганизации власти называют «высокий уровень коррупции».
«Но, как мы видели на примере властей и в других случаях, решение этой проблемы не нуждается в структурной реорганизации министерства и преодолеть ее можно путем изменения управляющей команды и внедрения улучшенной системы мониторинга», - говорится в заявлении.
CENN призвала правительство Грузии представить мотивы и ту цель реорганизации, какие конкретно результаты желает получить правительство после осуществления этих изменений, а также соответствие этого плана в процессом евроинтеграции.
«Мы также считаем, что правительство Грузии должно провести по данному вопросу консультации с заинтересованными сторонами и принять окончательное решение после получения рекомендаций», - говорится в заявлении.
Кавказский офис Всемирного фонда по охране природы (WWF) в распространенном 10 февраля заявлении отмечает, что «упразднение или ослабление Министерства по охране окружающей среды в Грузии противоречит» существующие в этой сфере международной практике, которая требует от стран усиления этого сектора на фоне глобальных вызовов.
В то же время, «особую обеспокоенность» организации вызывает тот пункт структурной реорганизации, согласно которому, лесной сектор, который является частью природных ресурсов, должно перейти в подчинение Министерства энергетики, а Агентство по защищенным территориям – в подчинение Министерства экономики.
«Целевая необходимость отделения лесного сектора от сектора защиты природы чрезмерно сомнительна, и такое решение может вызвать непредсказуемые, резко негативные последствия в долгосрочной перспективе, которые отразятся не только на здоровье среды, но и на экономике страны», - заявляет Кавказский офис WWF и подчеркивает, что лес, в первую очередь, имеет экологическое значение.
Организация считает «алогичным» также присуждение экономических функций Агентству по защищенным территориям за счет его базисной функции, которая состоит в сохранении «природного наследства Грузии, его уникальных участков, в защите биомногообразия и непорочной среды».