Грузия, 14 апреля, ГРУЗИНФОРМ. «Исламское государство» * начинает инвестировать в Турцию. Как сообщает ресурс Al-Masdar News со ссылкой на рассекреченный разведывательный отчёт, группировка направила одного из своих высокопоставленных командиров Халафа Гайдана аль-Джбури в Стамбул с поручением приобрести в собственность жилые и административные здания, а также пригодные для сельского хозяйства земли.
Согласно перехваченному документу, ИГ ищет способы обеспечить безопасное будущее для своих высших руководителей на случай возможного краха в Сирии и Ираке. В отчёте также говорится об огромных суммах наличных денег, ввозимых в Турцию через сеть местных исламистов.
Издание, ссылаясь на арабских аналитиков, делает предположение, что подобные масштабные действия невозможно осуществить или хотя бы спланировать без ведома Национальной разведывательной организации Турции (Milli İstihbarat Teşkilatı, MIT). Спецслужба, в свою очередь, в дальнейшем будет контролировать группировку и, в конечном счёте, конфискует это имущество, как только ИГ прекратит своё существование.
Напомним, что 24 марта арабские СМИ сообщили, что турецкие власти освободили семерых человек, которые ранее были арестованы по подозрению в связях с турецким отделением «Исламского государства». С учётом этих семерых, к настоящему моменту властями Турции отпущены на свободу все из 94 задержанных по обвинению в членстве в ИГ, и это при том, что многие из них регулярно публиковали в соцсетях видеообращения о поддержке группировки.
Директор исследовательского Центра «Ближний Восток — Кавказ», тюрколог Станислав Тарасов обращает внимание, что утечки о связях Анкары с группировками ИГ и «ан-Нусра» * встречаются не только в арабских, но и в других зарубежных СМИ.
— Скажем, сейчас, когда готовится операция по штурму Алеппо, зарубежные издания публикуют сведения о том, что из Турции в эту провинцию, а также в Идлиб, перебрасываются сотни наемников. Понятно, что такие действия невозможно осуществить без поддержки турецких властей и спецслужб. Но Анкара все-таки эту партию проигрывает — подконтрольные «халифату» территории медленно, но верно сужаются. Обратим внимание, что одновременно армия Ирака при поддержке США ведет бои за Мосул. Таким образом, кольцо вокруг ИГ сжимается, что, на мой взгляд, говорит о согласованных действиях Москвы и Вашингтона, чего Анкара вообще не ожидала.
В общем, информация, опубликованная Al-Masdar News, похожа на правду: турки действительно будут спасать своих агентов ИГ — засвеченных или нет, обеспечивать их жильем и прикрытием, чтобы потом использовать для разжигания конфликтов на Ближнем Востоке. Тем более что процесс урегулирования ситуации в Сирии и Ираке будет идти очень долго.
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семён Багдасаров не сомневается в том, что на деньги «Исламского государства» в Турции действительно приобретается недвижимость.
— За годы войны в Сирии отношения боевиков с турецкими властями и спецслужбами настолько сплелись в клубок, что зачастую сложно понять мотивы происходящего — то ли замешены личные интересы, то ли политика… Но у меня нет сомнений в том, что деньги ИГ действительно инвестируются с учетом интересов MIT и других структур. Доллары нужно «отмывать», поэтому они и вкладываются в покупку инфраструктуры, которая в дальнейшем будет приносить доход. Не исключаю, что речь идет о будущих отелях, туристических объектах в Стамбуле, Анкаре, Анталии, ведь турецкие власти надеются на то, что, в конце концов, и Россия восстановит турпоток в их страну.
То есть идет банальная скупка недвижимости, но вряд ли она приобретается под жилье для командиров ИГ — думаю, об этом стороны уже давно договорились.
Доцент кафедры всеобщей истории РГГУ, эксперт Института Ближнего Востока Сергей Серегичев также считает, что «халифат» при поддержке турецкой MIT за счет покупки земли и недвижимости легализует денежные средства.
— В принципе, схема не новая: наверняка в финансовых операциях фигурируют подставные компании — некие неправительственные мусульманские организации, где, простите, здоровые бородатые мужики вроде как занимаются благотворительностью в зоне сирийского и иракского конфликтов. О связях MIT с ИГ известно давно: по линии этой спецслужбы боевики проходят, так сказать, курсы повышения квалификации в тренировочных лагерях на территории Турции, лечатся там в госпиталях, само собой — получают боеприпасы и оружие.
Публикацию Al-Masdar News можно трактовать по-разному. Во-первых, подобные статьи преследуют цель уязвить турок, выставить их в негативном свете перед мировым сообществом. Во-вторых, такие вбросы вроде как транслируют настроения верхушки «Исламского государства» — якобы они близки к паническим. Что, в свою очередь, может быть рассчитано на рядовых боевиков, которые читают СМИ и делают выводы. Мол, если ваши командиры накануне операции правительственных войск в Алеппо готовят себе пути отхода, значит, и вам пора подсуетиться. Не секрет, что боевики уже давно не воюют на голом энтузиазме — они работают только за деньги.
Другой вопрос — как турки собираются использовать исламистов дальше, если помогают им приобретать недвижимость? Если операция по штурму Алеппо окажется успешной (по сути, это — операционный район боевиков, который прикрывает уже тыловые районы), то следующий шаг правительственных войск — договориться с курдами, чтобы закрыть сирийско-турецкую границу. Если это будет сделано, то Турции уже бессмысленно будет поддерживать ИГ и «ан-Нусру», поскольку засылать диверсионные отряды через границу в таких условиях, значит, отправлять их на засады, устроенные сирийцами и курдами.
Поэтому можно ожидать, что Анкара сейчас начнет активно говорить о том, что якобы сирийские и российские военные используют химическое оружие, запрещённые боеприпасы, бомбят госпитали, школы, мечети. Сами турки продолжат провокационные обстрелы сирийской территории из артиллерии. Но при приближении к границе сирийских войск — будут делать это аккуратнее. Почему? Есть информация (широко распространена в китайской экспертной среде), что в боях под Алеппо участвуют российские танкисты. Вывод основывается на том, что в последнее время резко изменился стиль проведения танковых операций: сейчас бронетанковые подразделения совершают решительные и рисковые атаки, что приводит к успеху. Сирийские военные такой решительности и смекалки ранее не демонстрировали. Надо полагать, что турки об участии наших советников, спецназовцев и т. д. в боях на земле прекрасно осведомлены и не будут их особо обстреливать, поскольку в таком случае и на позиции их спецназа в САР могут «случайно» прилететь боеприпасы.
Таким образом, опасаться надо не того, что турки перебазируют к себе лидеров ИГ, а что они могут устроить провокации против операции в Алеппо. Также я не исключаю, что при содействии MIT часть радикалов может быть переправлена на Северный Кавказ или даже в район Нагорного Карабаха, тем более что такой опыт, судя по всему есть (эксперты не раз подчеркивали, что существуют свидетельства того, что через Панкисское ущелье Грузии турецкая разведка вывозила раненых боевиков и их семьи во время войны в Чечне — «СП»). А во время войны в Карабахе на стороне Азербайджана кто только не воевал…
* «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** - «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.