Грузия, 8 июля, ГРУЗИНФОРМ. «В последнее время представители НАТО много жалуются на наши внезапные проверки. Но они осуществляются в полном соответствии с обязательствами, которые мы взяли на себя в рамках международных документов. Более того, мы действуем очень прозрачно - в добровольном порядке информируем, в том числе по системе связи ОБСЕ, о проведении таких внеплановых учений. Организуются брифинги в нашем Министерстве обороны для военных атташе», - приводит его слова «Коммерсант».
«Но я бы выделил другое. У каждого государства есть свои формы организации военной деятельности. Для нас проверки, сопряженные с переброской большого количества личного состава и техники, - это наиболее эффективный способ обеспечения обороноспособности. Скажем, есть такой показатель, как число военнослужащих на километр границы. По этому показателю Россия находится на 42-м месте в мире», - сказал Грушко.
«Мы не можем себе позволить в нынешних условиях иметь трехмиллионную армию, которая должна прикрывать все стратегические направления. Поэтому для нас мобильность, оперативность развертывания войск является оптимальной формой организации военного дела, в том числе и учебного процесса. Я убежден, что натовские военные прекрасно это понимают. Да и любой политик, глядя на географическую карту, осознает, что иного нам не дано, если мы хотим быть состоятельной в военном отношении страной. Поэтому такие учения мы будем продолжать», - заявил он.
«Главное в том, что все эти маневры осуществляются на территории России. А вот когда мы говорим об учениях НАТО, речь идет о переброске в ту или иную страну большого количества иностранных военных. Сам факт того, что сегодня многие страны добиваются присутствия иностранных сил на своей территории, является свидетельством кризиса европейской безопасности. Ведь в течение многих лет лучшим способом ее обеспечения в зоне Центральной Европы считался вывод чужих, иностранных сил со своей территории», - сказал постпред.
Он подчеркнул, что «шаги, которые альянс предпринимает на восточном направлении, однозначно ухудшают ситуацию». По его словам, «речь идет о том, чтобы, используя военные средства (например, ротацию военнослужащих и масштабные учения), постараться создать на континенте новые разделительные линии, помешать осуществлению проекта большой Европы и усилить зависимость европейских стран от США».
«Что же касается России, то нам предлагают конфронтационную повестку дня, в которой мы совершенно не заинтересованы. В НАТО должны понимать, что с военной точки зрения все эти меры будут иметь только обратный эффект. Потому что всем здравомыслящим людям (тем более военным) очевидно, что с нашей стороны обязательно будет военно-технический ответ. Мы предпримем все необходимое, чтобы надежно обеспечить нашу обороноспособность», - сказал он.
«Поэтому те страны, которые объявили себя «прифронтовыми», видимо, скоро поймут: усилия, которые якобы были направлены на повышение их безопасности, на самом деле эту безопасность подрывают. НАТО вынуждает нас рассматривать эти страны как территории, где могут быть сосредоточены существенные военные потенциалы, создающие для России риски и опасности», - заявил Грушко.
«Фундаментальная проблема в том, что никакие косметические улучшения мер доверия не смогут кардинально изменить негативные тенденции в сфере военной безопасности. Лишь отказ НАТО от нынешней политики и военного строительства в духе сдерживания времен холодной войны может кардинально оздоровить ситуацию и создать предпосылки для того, чтобы начать разговор о мерах доверия», - считает он.
«А сейчас получается так, что НАТО придвигает инфраструктуру к нашим границам, наращивает военную активность вблизи наших рубежей, осуществляет дестабилизирующую военную деятельность и при этом говорит о необходимости каких-то мер доверия. Получается, что этими мерами доверия натовцы просто хотят узаконить свою повышенную активность», - сказал постпред.
«Из истории контроля над вооружениями мы знаем, что продвинуться вперед удавалось лишь тогда, когда у нас было общее видение того, на каких принципах должна строиться европейская безопасность», - сказал Грушко.
«До недавних пор в течение многих лет положения Основополагающего акта Россия-НАТО 1997 года - о неразмещении дополнительно «существенных боевых сил» на постоянной основе на территории новых членов альянса - служили одной из опор для того, чтобы безопасность в Центральной Европе обеспечивалась не путем наращивания военных потенциалов, а наоборот, через сдержанность в военной сфере и минимизацию военного фактора в отношениях между странами региона», - заявил он.
«На сегодняшний день НАТО следует противоположным курсом, наращивая военные потенциалы. Это тупиковый путь, и никакие косметические меры вроде усовершенствования венского документа картину не изменят», - сказал Грушко.
Он отметил, что положение, о «существенных боевых силах» «имеет довольно размытый характер. В свое время Россия внесла конкретные - выраженные в количественных показателях вооружений в основных категориях - предложения относительно того, что мы подразумеваем под «существенными боевыми силами».
«Реакции со стороны НАТО не последовало», - сказал он.
Напомним, Грушко также заявил, что в ответ на усиление морской группировки НАТО в Черном море Россия сделает все, чтобы баланс сил в регионе не был нарушен, это касается не только морского, но и воздушного, и иных компонентов. Кроме того, Москва обеспокоена тем, что подразделения вооруженных сил Украины, подготовленные инструкторами НАТО, перебрасываются к линии соприкосновения в Донбассе.
vz.ru