ПУБЛИКАЦИИ
Лаборатория Лугара в Грузии: риски и возможности

  Грузия, 29 июля, ГРУЗИНФОРМ. Центр глобальных исследований провел конференцию «Лаборатория Лугара – экспертное видение». В конференции принимали участие Руководитель Национального центра контроля заболеваний Амиран Гамкрелидзе, директор института бактериофага, микробиологии и вирусологии Мзия Кутателадзе, председатель Движения зеленых Грузии Нино Чхобадзе, эксперты Петре Мамрадзе, Валерьян Горгиладзе, Рамаз Сакварелидзе, Ирина Путкарадзе, Тамар Кикнадзе, Вахтанг Маисая, Мамука Чхеидзе, Темур Микеладзе, представители политических партий Дмитрий Лордкипанидзе, Георгий Ахвледиани, сопредседатель Клуба молодых политологов Георгий Мдивани и журналисты.

На конференции были рассмотрены вопросы о характере деятельности лаборатории до и после парламентских выборов 2012 года; политических аспектах сотрудничества с США в сфере биологической безопасности; прозрачности деятельности лаборатории; мотивах американской стороны. Данный доклад суммирует выводы конференции и результаты собственного анализа ситуации вокруг Лаборатории Лугара.

Страсти вокруг Лаборатории Лугара периодически накаляются. Недавно СМИ опубликовали заявление секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, в котором он указал, что на территории СНГ функционируют лаборатории биологического оружия, управляемые Вашингтоном. «В 20 раз выросло количество лабораторий, которые подведомственны США и которыми они управляют» - заявил Патрушев. Ранее МИД России уже высказывал озабоченность по поводу размещения Пентагоном в непосредственной близости от российской границы медико-биологической лаборатории в пригороде Тбилиси. Как сообщалось в заявлении МИД, под крышей лаборатории «прописалось» медицинское исследовательское подразделение сухопутных войск США. И американские и грузинские власти пытаются скрыть «истинное содержание и направленность деятельности этого подразделения, занимающихся изучением особо опасных инфекционных болезней». «Пентагон старается внедрить такие же закамуфлированные военные медико-биологические объекты и в другие государства на пространстве СНГ» - заявляло тогда МИД РФ.

Учитывая напряженность как в российско-американских, так и в российско-грузинских отношениях, такие заявления могут служить источником опасений. Общественное мнение по поводу лаборатории в самой Грузии расколото: население фактически не информировано о работе этого учреждения, и бытует немало подозрений относительно проводимых в нем опытов. Данный доклад оценивает как эти подозрения, так и политические риски, которые могут быть связаны с грузино-американским сотрудничеством в области биологических исследований.

Строительство лаборатории, которая официально предназначена для выявления опасных для человека и животных вирусов, научных исследований и мониторинга эпидемиологической ситуации, завершилось в декабре 2009 года, стоимость проекта составила 100 млн. долларов. В официальной церемонии открытия 18 марта 2011 года принял участие заместитель министра обороны США по программам ядерной, химической и биологической обороны Эндрю Вебер.

Михаил Саакашвили, находившийся тогда у власти в Грузии, своей публичной активностью вокруг этого проекта стремился продемонстрировать прочность грузино-американских связей и серьезность сотрудничества двух стран в военной сфере. Директором лаборатории была назначена Анна Жвания, которая занимала различные высокие должности в правительстве Грузии, а до февраля 2008 года руководила Службой разведки. Когда 12 августа 2012 года Грузию посетил сенатор Ричард Лугар, Саакашвили в свойственной ему манере преподнес открытие лаборатории как явление «стратегического значения». После осмотра Центра он заявил: «Такого уровня инвестиции в советское время Россия в Грузию не вкладывала». Всячески поощряя обстановку секретности вокруг лаборатории, Саакашвили преподносил этот проект как военную помощь со стороны США и всячески содействовал созданию атмосферы секретности вокруг него. «Саакашвили делал все для создания иллюзии, что при непосредственной помощи и инвестиции США в Грузии был создан мощный стратегический секретный объект военного назначения, который, разумеется, служил нейтрализации агрессивных действий правительства России. Именно поэтому он назвал эту стандартную лабораторию именем сенатора Лугара и назначил руководителем бывшего шефа разведки Анну Жвания», - говорит директор Института стратегии управления, в прошлом глава аппарата президента и правительства Грузии Петре Мамрадзе. Отметим, что факт размещения основной лаборатории и хранилища штаммов в районе армейского аэродрома также вызывал у наблюдателей подозрения в исключительно военном характере этого проекта.

Правительство «Грузинской мечты», придя к власти, пересмотрело статус и подчинение лаборатории. Она была лишена статуса самостоятельного юридического лица и перешла в подчинение Центра контроля заболеваний и общественного здоровья, который входит в структуру Министерства здравоохранения Грузии.

В последнее время присутствие американского научного и военного, контингента на территории Грузии продолжает увеличиваться. Это вызывает обеспокоенность, так как создается впечатление, что Грузия выбрана в качестве полигона для проведения каких-то экспериментов. Наибольшую озабоченность вызывают проводимые исследования с возбудителями различных инфекционных заболеваний, человека, животных и растений. Фактически США за пределами своей территории получают возможность проводить опасные опыты  без риска заражения своих граждан. Насколько такие исследования контролируются с точки зрения безопасности для грузинского населения – вопрос открытый.

Наследие первых лет работы Лаборатории Лугара, как и обстоятельства ее создания, продолжают влиять на то, как этот проект воспринимается и в самой Грузии, и за ее пределами. В ходе обсуждения на конференции прозвучал аргумент, что могут открыться самые неожиданные и неприятные факты, касающиеся прошлого лаборатории как американского военного объекта, в течение длительного времени находившегося вне контроля грузинских властей.

Судя по всему никто не собирается отвечать на вопрос о том, какие конкретно бактерии и вирусы изучались и изучаются в этих центрах.  Возможно, что в них ведется работа по созданию гибридных микроорганизмов, против которых человечество еще не разработало мер профилактики и лечения. В случае их распространения Грузия станет первым полигоном для изучения их действия на человека. Причем США получит уникальные данные по возможным переносчикам микробов, скорости распространения инфекции, проценту заражения и смертности и т. д. Это безусловно позволит американцам изучить и разработать меры защиты против возбудителей неизвестных бактерий. Граждане США при этих событиях будут выведены из- под удара, а мы?

Мы видим как в Западной прессе периодически поднимают вопросы о научной этике и личной ответственности исследователя за проведения тех или иных бактериологических экспериментов. Однако представители грузинской общественности как-то не очень спешат поднимать такие «скользкие» вопросы перед американским руководством бактериологических центров. В то же время научная общественность Грузии обеспокоена тем, что многие исследования в этих центрах ведутся в закрытом режиме. Это не позволяет оценивать режим безопасности проводимых работ и степень угрозы распространения возбудителей инфекционных заболеваний.

Следует упомянуть еще об одном аспекте деятельности американского центра. Как, известно, в 2011 – 2012 гг. Госдепартамент США назвал Грузию «страной транзита наркотиков». Именно на грузинской территории были изъяты три тонны жидкого героина, так называемых «слез Аллаха», принадлежащие Талибану. Конечный пункт доставки наркотиков находился в Албании, на территории, которую контролировала местная криминальная группировка «Четака» Хашима Тачи. Таким образом Грузия оказалась связующим звеном между афганскими и албанскими криминальными группировками и логично ожидать, что их «кооперация» состоялась не без участия наших отечественных криминальных лидеров. Поэтому существуют небезосновательные подозрения, что в 2011 – 2013 гг., когда Центр подчинялся тогдашнему руководству МВД Грузии, он использовался как звено в цепи выработки жидкого героина.

Надо отдать должное правящей коалиции «Грузинская мечта»: за последние годы ее правительства приложили много усилий к тому, чтобы снять озабоченности по поводу лаборатории Лугара, существующие в Грузии и за ее пределами. Однако были ли эти усилия исчерпывающими?

Чего же больше – угроз или позитива от лаборатории Лугара, еще предстоит выяснить. Центр глобальных исследований считает тему открытой, но не исчерпанной. Участники выдвинули несколько соображений и рекомендаций, в частности:

Эта тема должна быть развита, должны подключиться журналисты, умеющие профессионально освещать подобные вопросы, а также неправительственные организации. Каждый вопрос должен быть задан и получен ответ. Сегодняшняя встреча должна стать началом обсуждения. Даже в неправительственном секторе слишком много вопросов по отношению к этой лаборатории и на повестке дня должен встать воопрос встречи и обсуждения, насколько это опасно для нашей страны и населения, или же эта лаборатория несет какой-то позитив.

Информации самих западных СМИ не дают повода для спокойствия. Различные «потерянные», «забытые»  или внезапно активировавшиеся вирусы, эксперименты на Окинаве или в Гватемале, которые уже стали публичны, внушают серьезную обеспокоенность. Президент США Билл Клинтон даже был вынужден принести извинения за подобные эксперименты, но людям, преднамеренно зараженным ради испытания пенициллина или других лекарств это ничем не поможет. Подобные признания следуют через десятки лет и вряд ли кому понравится рассчитывать на них взамен на сегодняшние инвестиции. Достаточно защищена сегодня лаборатория Лугара? Насколько велико участие в ее работе военнослужащих США, и каков характер их участия? Что и как исследуют в лаборатории американские ученые и военные?  Общественность об этом не информирована, а примеры аналогичных лабораторий, в том числе самих США внушают тревогу.

Осознавая сложный контекст геополитической напряженности, возможность усиления роли различных акторов на Кавказе, а также чрезмерные увлечения субъектов гибридными (в том числе информационными) войнами и предвосхищая дальнейшие возможные и невозможные озабоченности самим фактом существования подобной лаборатории в Грузии, следует рассмотреть возможность о придании Исследовательскому центру общественного здоровья им. Ричарда Лугара статуса международной лаборатории, где наряду с грузинскими специалистами бок о бок работали бы ученые из России, США, ЕС и других стран региона.

Компетентные органы должны заинтересоваться, что происходило в лаборатории Лугара в 2011-2013 г.г. В 2011 году Госдеп США сделал заявление о том что через Грузию происходит транзит наркотиков, а в 2013 году спецслужбы обнаружили до трех тонн жидкого героина. Не исключено, что лаборатория использовалась именно в этих целях. Сегодня лаборатория находится в подчинении гражданских служб, но мы до сих пор не знаем, что там происходило до ее передачи под контроль министерства здравоохранения.

Исследовательский центр общественного здоровья им. Ричарда Лугара должен регулярно публиковать отчеты обо всех исследованиях, которые проводятся там, что поможет объективно оценить пользу или вред, причиненные подобной деятельностью.

Грузия могла бы выступить на международной арене с инициативой о расширении сотрудничества по предотвращению угроз эпидемий и эпизоотий. Такое сотрудничество должно осуществляться на многосторонней основе, возможно, в рамках одной из действующих под эгидой ООН международных организаций, и в условиях полной транспарентности.