ПУБЛИКАЦИИ
Гия Хухашвили: «Власти лишь говорят об исправлении положения, но не проводят действенные меры, рост цен может вызвать в стране социальный бунт!»

gia_xuxashНесмотря на обещания министра сельского хозяйства Бакура Квезерели, несколько дней назад хлеб снова подорожал. Как говорят, причиной, оказывается, явился рост цен на пшеницу на международных биржах. Часть производителей хлеба решила увеличить его стоимость на 10 тетри, а другая – прибегла к традиционному приему и уменьшила вес хлеба. Две недели назад министр сельского хозяйства заявил, что в Грузии имеется трехмесячный запас пшеницы, и хлеб не станет дороже, однако факты - вещь упрямая: хлеб вздорожал.

В Грузии для того, чтобы предотвратить рост цен, продуктовых резервов не существует. Поэтому Грузия является фактически единственной страной в мире, в которой происходящие на мировых биржах процессы моментально отражаются на местном рынке. Этому способствует и монополизированный рынок. Соответственно, если в других странах продукция становится дороже на 2-3 процента, в Грузии этот показатель зачастую выше в 10 и даже 20 раз.

О тенденции роста цен и инфляции с корреспондентом ИА ГРУЗИНФОРМ беседует известный эксперт по экономике Гия ХУХАШВИЛИ.

-Несмотря на обещание Бакура Квезерели о том, что цена хлеба в ближайшем будущем не увеличится, несколько дней назад она выросла на 10 тетри. По вашему мнению, это действительно неизбежный процесс?

- Известно, что   в связи с продовольствием во всем мире наблюдается глобальное напряжение, хотя в то же время таким положением пользуются компании- монополисты и греют на этом руки. Из-за нестабильности рынка они подстраховываются и работают над сверхприбылями. Кроме того, исходя из и монополистического статуса, они делают все, чтобы увеличить прибыль. Если все будет хорошо, эти сверхприбыли останутся за ними безо всяких проблем.

- По последним данным, Грузия   в связи с тенденцией роста цен в постсоветском пространстве находится на втором месте, если другим странам удается регулирование цен, почему же в Грузии это не делается?

-В различных странах   для этого различные причины. Одно – то что они стараются избегать социальные риски и попытаться   сдерживать цены. В некоторых странах хорошо развита рыночная конкуренция, и цены регулирует сам рынок. Что касается Грузии, эти оба фактора у нас настолько слабы, что контролировать цены не удается, да и никто не утруждает себя этим. Если учесть и то, что власти непосредственно участвуют в дележе прибыли, получаемой компаниями, то в их непосредственных интересах - установление высоких цен. Хоть власти и боятся социальных рисков, однако, видимо, не настолько, чтобы регулировать цены. Кроме того, налицо третья фундаментальная причина. Это - отсутствие внутреннего производства. Как известно, в соседних странах сельское хозяйство развито гораздо лучше, чем в Грузии. Основной продовольственный запас производится на месте, что является лучшей возможностью регулирования цен. А у нас, исходя из того, что стали страной-потребителем (что, само по себе, является следствием неправильной экономической политики), положение с точки зрения экономической безопасности более критическое. Именно поэтому в плане роста цен мы находимся то на первом, то на втором месте.

-Говорят, что тенденция роста цен, возможно, сохранится до лета, что это может вызвать?

-Трудно говорить о том, как велик запас терпения у населения, или же - где проходит тот критический рубеж, в результате которого в стране может начаться социальный бунт. Сегодня уровень жизни людей среднего достатка печален, если не чрезвычайно плох. Это положение, в случае сохранения тенденции роста цен до лета, станет еще хуже и достигнет своего пика. Между тем, мы привязаны к международному рынку, и у нас нет никаких запасов собственной продукции. А на международном рынке сегодня неконтролируемая ситуация с точки зрения цен, Лето и осень – вообще, наименее инфляционные периоды, однако , если мы системно не начнем регулирование этой проблемы и не попытаемся улучшить баланс за счет увеличения местного производства, ситуация в будущем будет незавидной. То, что летом и осенью могут сократиться инфляционные процессы, в конечном итоге, ничего не значит, поскольку вслед   за осенью вновь придет зима.

-Что касается инфляции - какие рычаги существуют, чтобы ее приостановить, и используют ли их власти Грузии?

-Наши власти только говорят об этом, но ничего не делают. А выправлению положения одними разговорами не поможешь. Какие-то рычаги для его исправления Национальный банк использовал, однако этого недостаточно. Сдерживающей подушкой инфляции может быть также здоровая конкуренция, хотя говорить об этом   в Грузии излишне. Власти говорят об урегулировании инфляционных процессов, однако действенные меры не принимают.

- Что необходимо сделать для того, чтобы   отрегулировались цены на продукты и   остановить инфляцию?

-Это необходимо проделать поэтапно. В первую очередь, для быстрого развития местного сельского хозяйства ему должны быть предоставлены реальные, а не словесные стимулы. Продуктовая безопасность должна быть обеспечена, это в долгосрочной перспективе создаст гарантию стабильных цен. Второе - это создание конкурентной среды. Когда цены будут устанавливать не монополисты, а рыночная экономика, и за счет конкуренции произойдет регулирование цен. И третье - политические риски должны   быть удалены из экономики Грузии. Для того, чтобы выполнить эти три пункта необходимо всего ничего - только политическая воля нашей власти, которой, к сожалению, пока не видно. Хотя говорить о такой политической воле, полагаю, уже поздно, поскольку власти создали такую систему,   заложником которой оказались сами.