О подготовке к зимней Олимпиаде Сочи и строительстве там олимпийских объектов в Грузии знают примерно столько же, сколько министр Бакур Квезерели - о сельском хозяйстве. То есть, почти ничего!
Вообще, мероприятие мирового масштаба всегда привлекают к себе особое внимание, однако у нас, в первую очередь, заостряют внимание на политических аспектах происходящего. Тема для спекуляции - выигрышная…
На этот раз моей целью не является рассматривать политсторону Сочинской Олимпиады, поскольку на эту тему другие уже порасуждали да и в будущем, наверное, не поленятся высказать свою точку зрения.
Идея приглашения в Сочи прибалтийских, закавказских и украинских журналистов с целью медийного обеспечения самой Олимпиады и предолимпийских процессов принадлежала специально созданной некоммерческой организации « Единый Информационный Центр» и крупнейшему мультимедийному информационному агентству РИА НОВОСТИ. Ну, а поскольку вы читаете этот материал, стало быть, и нашу журналистскую миссию можно считать выполненной .
10-11 февраля мы знакомились со строящимися объектами Олимпиады, и, без преувеличения можно сказать, что вернулись домой, полные впечатлений.
Олимпийские объекты Сочи уже сейчас, в процессе строительства, вызывают восхищение своей масштабностью и уникальностью. И это не удивительно: расходы на Олимпиаду Сочи-2014 в десять раз превышают бюджеты белых олимпиад в Турине, Солт –Лейк Сити и в Ванкувере!
Первейшее, что следует отметить: все объекты, начиная с лыжных трасс (они уже готовы и проходят первые испытания) и заканчивая олимпийской деревней, создаются, как говорится, на ровном месте.
Однако в Сочи строится не только инфраструктура, предназначенная исключительно для Олимпиады, но и весь курортный комплекс обретает новую жизнь, и через какие-то три года это будет одним из лучших мест в мире, где отдыхающим предоставляется возможность одновременно для зимнего и летнего отдыха. (Это вам ничего не напоминает?! Однако, как известно, «уговор – дороже денег», а мы с вами договорились: о политике - ни слова).
Хотя об этом – чуть позднее. А пока прямиком - в « Розу - Хутор», посмотрим, насколько готов этот комплекс принимать олимпийцев.
В гостях у богов
На спортивных объектах, расположенных в горном кластере Олимпийских игр, лучшие спортсмены мира будут соревноваться по лыжным гонкам, биатлону, бобслею, в прыжках с трамплина, сноуборде и по фристайлу. К слову, здесь хорошо помнят трагическую гибель в Ванкувере грузинского олимпийца Нодара Кумариташвили, и при обустройстве трассы этот факт учли: сделали так, что максимальная скорость спуска не будет превышать 135 км/час.
Горнолыжный комплекс «Роза - Хутор» расположен на высоте 600 метров над уровнем моря и, в отличие от приморского Сочи, полностью окутан белым покрывалом. Горный кластер уже в 2011 году должен принять Международный Олимпийский Комитет. Часть спортивных объектов полностью готовы, и здесь даже проведены тестовые соревнования. Кстати, практически на наших глазах проходили соревнования на Кубок России по скоростному спуску и слалому. Скоро войдут в эксплуатацию и некоторые другие объекты. После Олимпиады «Роза - Хутор» станет одной из составных горнолыжного курорта.
Наверное, подзаголовок о богах несколько удивляет. Но когда нас, журналистов, пригласили в комфортабельные кабины канатной дороги, и мы стали подниматься «все выше, и выше, и выше», три раза сменив транспорт, и за какие-то полчаса оказались на высоте 2200 метров над уровнем моря, меня охватило чувство, будто мы попали в гости к богам!
Длина всей канатной дороги - более 6 километров, и она разделена на три части. В течение 30 минут с высоты 150 метров мы наслаждались красивейшей природой, и даже мороз нам был нипочем. Однако, когда нам предложили продолжить путь в открытом вагончике, согласиться рискнули лишь самые «морозоустойчивые», я же вежливо отказался. (Радушные хозяева - ответственный редактор Редакции стран СНГ и Балтии РИА НОВОСТИ Валерия Панина, генеральный директор АНО « Единый Информационный Центр» Марина Мастепан и руководитель проектов этого центра Сергей Виноградов ни на минуту не оставляли нас без внимания - ни в горах, ни на следующий день, когда мы отправились осматривать строящиеся объекты на сочинском побережье).
После гор нас ожидала встреча с «Мастером делового администрирования», генеральным директором Компании по девелопменту горнолыжного курорта «Роза Хутор» Сергеем Бачиным, который, Бог знает, уже раз объяснял специфику курорта и говорил о его перспективах. Я упомянул о множественности этих разъяснений потому, что аккредитованные, подобно нам, журналисты часто обращаются в Федерацию горнолыжного спорта и сноубординга России за комментариями, и Сергей всякий раз с удовольствием рассказывает о сочинских объектах - завершенных или находящихся в стадии строительства. Самое же главное заключается в том, что курорт строится почти с нуля, и мы, журналисты, являемся одними из первых, кто наблюдает эти процессы.
Прежде, чем вернуться к комментариям Сергея Бачина, скажу о том, что лыжную трассу комплекса регулярно посыпают искусственным снегом, поскольку соревноваться на естественном снегу просто нельзя - во время спуска первый и последний спортсмены окажутся в разных условиях. Потому-то, учитывая требования МОК, искусственный снег разбрасывается специальными орудиями, размещенными вдоль лыжни с обеих сторон на высоте 2200 метров. Это - самое высокое место, куда лыжники могут подняться на канатной дороге. Так что, если вам улыбнется судьба, и посчастливится присутствовать на Сочинской Олимпиаде, не пугайтесь орудийных выстрелов в ущелье реки Мзимта, в «Розе Хуторе». Здесь стреляют не для того, чтобы замолкли музы. Напротив, заботятся о том, чтобы создать наилучшие условия для состязаний.
Для Сергея Бачина строительство – дело не новое. Прежде он руководил девелоперскими проектами ОАО «ОПИН», что на ул. Новослободская: строительство офисного центра и театра «Мейерхольд», и гостиницы Novotel Moscow Centre. Видимо, поэтому деловой генеральный разговор с нами начал прямо о делах, хотя не преминул упомянуть и о достопримечательностях курорта:
"Курорт замечательный. И трассы уже все готовы. Спортсмены проводят тренировки. Снега много, слава Богу, причем, и естественного, и искусственного. Искусственный, в основном, готовим ночью, затем его разравниваем. Почему ночью? Потому что температура ночью бывает ниже, что позволяет снегу быть жестким. Однако у нас на сегодня его в избытке, и уже встала другая проблема - куда его складировать? На нашем курорте всего будут разыграны 22 комплекта медалей. В ближайшее время планируем построить горную олимпийскую деревню на 2600 спортсменов. Строим шесть гостиниц, аппарт-отели, магазины, рестораны. То есть, получается такой городок в ущелье. Во время Олимпиады курорт "Роза Хутор" будет готовиться принять от 5 до 10 тысяч человек в день. Полностью стройка завершится к 2013 году. Хотя для туристов в тестовом режиме мы уже открыты".
Полный бюджет проекта курорта «Роза Хутор» - 1 миллиард 700 миллионов долларов. Не трудно представить, что можно сделать, и что делается на эти деньги. Все это происходило на наших глазах – мы видели, как, несмотря на непрекращающийся снегопад, строительство не останавливалось ( об этом свидетельствуют и фотографии строящихся гостиниц).
Хотя Сергей Бачин особо подчеркнул и то, что строительство горнолыжного курорта началось на три года раньше, нежели было обретено право на проведение зимней Олимпиады в Сочи. "Да, Олимпиада - очень важное событие, но одно из тех, что будут проводиться в рамках курорта", - пояснил генеральный директор и вернулся к теме открытия курорта: "Когда открыли, сделали это тихо, никому ничего не сказали. Однако к нам сразу же прибыли полторы тысячи человек туристов. Видимо, узнали. Когда несколько дней назад я поднялся наверх в горы, то там повстречал опытных лыжников-любителей. Они пожали мне руку и сказали, что больше не будут ездить кататься на лыжах в горах Австрии. Дело в том, что Кавказ - это молодые горы, а потому более крутые, чем многие европейские. Они более интересны тем, кто умеет кататься. Однозначно могу сказать, что для профессионалов и знатоков этого дела, так сказать, среднего уровня, наши трассы лучше, чем большинство таких же в Европе. У нас и цены доступные, и сервис будет очень высоким. Мы не склонны повышать цены, а намерены привлекать туристов всяческим образом".
Однако это – уже дело будущего. Главное, что тестирование прошло успешно, и сейчас на курорте объявлен технологический перерыв. Еще немного, и новый курорт ежедневно сможет принимать до 10 тысяч спортсменов.
Пока же (надеюсь временно) попрощаемся с деловитыми хозяевами и осмотрим следующий объект, который своими масштабами сопоставим разве что со строительством БАМ-а – Байкало-Амурской магистрали.
Щит без меча
Прибрежный и горный кластеры свяжут между собой железнодорожный и автомобильный тоннель. По словам заместителя начальника службы заказчика ДКРС филиала ОАО РЖД Андрея Дудника, эта 48-километровая дорога - в мире одна из самых больших и сложнейших и может сравниться лишь с БАМ-ом.
Это один из главных транспортных проектов, заключающийся в комбинировании автомобильной дороги и железнодорожной магистрали – Адлер-Красная Поляна, которая пройдет вглубь горного массива 12 тоннелями, общей протяженностью в 27 километров, и свяжет между собой расположенный в Имеретинской долине Олимпийский парк с горнолыжными склонами за какие-то 30 минут.. Также будут построены 75 эстакад. ( Именно это я имел в виду, когда в начале рассказа говорил о совмещенном зимнем и летнем курорте). Трасса, преимущественным образом, будет проходить вдоль левого берега реки Мзимта, а в некоторых местах - даже «нырнет» под реку.
С целью сохранения темпа строительства, тоннель пробивается с обеих сторон. По словам Андрея Дудника, в горных условиях впервые используются тоннелепроходческие щиты. Работают шесть тоннелепроходческих комплексов канадского и немецкого производства.
Я сам видел эту технику, однако, чтобы и у вас сложилось представление, о чем идет речь, скажу, что тоннелепроходческий комплекс представляет собой 80-метровый механизмом, при использовании которого отпадает необходимость в подготовительных работах. Комплекс не только роет, но и обрабатывает трассу, за ним остается уже готовый тоннель, что позволяет за месяц проходить 300-400 метров горного пути. По сравнению с обычным проходческим комбайном, это убыстряет процесс работы в 10 раз.
«Вся дорога включает в себя шесть тоннельных комплексов, три из которых – железнодорожный и автомобильный комплекс. На сегодняшний день у нас построено шесть километров автодороги. Также на конец 2010 года мы проехали на поезде первые 14 км. до первого тоннельного комплекса», _ после этого разъяснения Андрея Дудника мы заинтересовались сроками строительства. Завершение работ планируется к 2013 году. По словам руководителя строительства , в эти сроки они вполне уложатся, и во время Олимпиады дорога за час сможет пропускать 7,5 тысячи людей.
В общем же, в Сочи большое внимание уделяют развитию транспортной инфраструктуры. К 2014 году будет построено более 260 километров дорог и 100 километров железнодорожных путей.
Мы уже знаем, насколько большое значение имеют дороги для развития туризма. Поэтому не будем говорить на эту тему, и к данному вопросу вернемся в последующих публикациях, когда расскажем о встрече с мэром Сочи Анатолием Пахомовым. Также вы узнаете еще о том, что ответили генеральному директору и главному редактору Информационно-аналитического агентства ГРУЗИНФОРМ Арно Хидирбегишвили, когда он заинтересовался вопросом вывоза из Абхазии строительных материалов для сочинских олимпийских объектов.
Хотя, прежде чем поставить точку в этой части моих впечатлений, непременно должен сказать о неожиданном лично для меня факте. Я не видел, и, говоря откровенно, даже не слыхал, чтобы машины, направляющиеся к возводимым объектам, груженные строительными материалами, пропускали через специальные рентгеновские аппараты. А в Сочи я это увидел. Когда поинтересовался причинами «нецелевого использования» рентгеновских аппаратов, мне объяснили, что все строительные объекты, дороги, горный и приморский кластеры оснащены последними достижениями в области обеспечения безопасности, с тем, чтобы уже сейчас свести до минимума вероятность непредвиденных ситуаций. От дальнейшей конкретики хозяева воздержались, да и я не стал углубляться… Тем более, о чем было спрашивать, когда, несмотря на то, что мы были и аккредитованы, и нас сопровождали представители РИА НОВОСТИ и «Единого Информационного Центра», при осмотре строящихся объектов у нас, тем не менее, проверяли паспорта. Как по известной пословице: «Доверяй, но проверяй!».
Бондо Мдзинарашвили