В 2012 году «Грузинская мечта» безоговорочно победила партию Саакашвили на парламентских выборах и тем самым создала первый в истории Грузии прецедент демократической смены власти. Теперь может быть создан и другой прецедент, не менее важный – когда правящая партия, проиграв одни выборы, смогла вернуться во власть на следующих
В начале октября в Грузии пройдут парламентские выборы. Они имеют решающее значение для страны, перешедшей в 2012 году к парламентской форме правления. По новой Конституции именно законодательный орган формирует правительство, тогда как президент стал «фигурой для рукопожатий» и практически не обладает реальной властью.
Согласно недавнему опросу немецко-американской компании GFK, входящей в четверку наиболее авторитетных социологических служб мира, на этих грузинских выборах нет явного фаворита. Правящая коалиция «Грузинская мечта» миллиардера Бидзины Иванишвили и оппозиционная партия экс-президента Михаила Саакашвили Единое национальное движение (ЕНД) идут вровень. За Национальное движение готовы проголосовать 25,5% опрошенных, а за «Мечту» – лишь немного больше, 25,8%.
В 2012 году «Грузинская мечта» безоговорочно победила партию Саакашвили на парламентских выборах и тем самым создала первый в истории Грузии прецедент демократической смены власти. Теперь может быть создан и другой прецедент, не менее важный – когда правящая партия, проиграв одни выборы, смогла вернуться во власть на следующих.
Разумеется, есть и другие результаты опросов, не столь лестные для Саакашвили и его партии, но все исследования показывают, что Единое национальное движение» остается главной оппозиционной силой, а значит, и основной альтернативой действующей власти.
Правящая «Грузинская мечта» за годы у власти успела превратиться из межпартийного коалиционного объединения в единственную правящую партию – после ухода Республиканской партии диссидентов советской эпохи братьев Бердзенишвили и «Свободных демократов» экс министра обороны Ираклия Аласания. Младшие союзники отмежевались от миллиардера Иванишвили по разным причинам, но солидарно декларировали, что заподозрили основателя банка «Российский кредит» в пророссийских тенденциях и попытке насадить в Грузии однопартийную систему по примеру Владимира Путина. Таким образом, «Мечта» потеряла важных союзников и, по сути, осталась один на один с партией Саакашвили.
Политик двух берегов
Глава Одесской области Михаил Саакашвили ведет бурную политическую жизнь на Украине, но он не менее активен и в Грузии. Саакашвили до сих пор возглавляет основанную им партию Единое национальное движение, при этом он там не какой-нибудь почетный председатель, а реальный действующий лидер крупнейшей оппозиционной партии. Хотя это и не совсем корректно с точки зрения грузинского законодательства, запрещающего иностранцам заниматься политической деятельностью.
Михаил Саакашвили оказался в Грузии иностранцем после того, как автоматически потерял грузинское гражданство из-за того, что получил гражданство Украины. Кроме того, против него в Грузии возбуждено четыре уголовных дела по обвинению в превышении служебных полномочий и растрате.
Тем не менее параллельно с борьбой против олигархов на Украине Саакашвили участвует в принятии основных решений руководством ЕНД. Он определяет предвыборные списки кандидатов от партии, часто раздает интервью, в фейсбуке активно комментирует события в Грузии и обещает вернуться и «начать формирование нового правительства 9 октября», то есть уже на следующий день после голосования.
Более того, 5 октября губернатор Одессы намерен приехать в Турцию, поселиться на несколько дней в приграничном городе Трабзон и оттуда руководить действиями своей партии в ходе и после выборов. В этом нет ничего неожиданного: председатель ЕНД уже проводил демонстративные «совещания у границы» близ КПП «Сарпи» под объективами грузинской телекомпании «Рустави-2», принадлежащей его друзьям, украинским бизнесменам Левану и Георгию Караманишвили.
Судебная тяжба вокруг самой влиятельной телекомпании Грузии и попытки ее основателей отобрать канал у братьев Караманишвили стали главной интригой предвыборной кампании. Но суд затянулся, поскольку грузинские власти, опасаясь обвинений в «закрытии оппозиционного телеканала», не хотят делать резких движений. Тем более что сам Михаил Саакашвили в телефонном разговоре с гендиректором «Рустави-2» Никой Гварамия призывал «строить баррикады», если суд все-таки вынесет решение в пользу бывших владельцев, а государственные приставы попытаются исполнить вердикт.
Телекомпания «Рустави-2» по всем опросам – самый популярный и влиятельный медиаресурс в Грузии. В 2003 году она сыграла решающую роль в «революции роз», объявив парламентские выборы 2 ноября сфальсифицированными. Нынешние власти страны не исключают революционного рецидива: премьер-министр Георгий Квирикашвили и министр внутренних дел Георгий Мгебришвили заявили, что экс-президент и его партия «готовятся к массовым провокациям под предлогом фальсификации выборов». Личный состав МВД переведен на казарменное положение.
При этом лидеры ЕНД не особенно торопятся опровергнуть эти опасения. Например, депутат Давид Дарчиашвили сказал, что если власти действительно сфальсифицируют итоги голосования, то «они потеряют легитимность и массовые акции протеста станут естественной реакцией народа». А недавно была опубликована запись телефонных разговоров оппозиционеров, где Саакашвили выражает возмущение тем, что некоторые из его однопартийцев склоняются к компромиссу с властями, и призывает осуществить революционный сценарий, поскольку «иного нет и быть не может». Депутаты парламента на этой записи строят планы по бескровному свержению власти под предлогом фальсификации парламентских выборов и выдвигают креативные идеи наказания нынешних правителей после неминуемой победы революции. Например, член парламента Пэтре Цискаришвили предлагает «изнасиловать всех палками». Позднее Цискаришвили не стал отрицать, что это именно его фраза, но заявил, что произнес ее не в ходе совещания с экс-президентом, а во время «частной беседы с другим человеком».
Витрина местной демократии
Как известно, одним из основных показателей устойчивости демократии является то, может ли бывшая правящая партия, потерявшая власть в результате всенародного голосования, вновь вернуться к власти путем выборов. В Грузии такого никогда не было. Коалиция «Круглый стол – свободная Грузия» первого президента Звиада Гамсахурдия исчезла после военного переворота в январе 1992 года. Союз граждан Грузии Эдуарда Шеварднадзе пропал из политики сразу, как только экс министра иностранных дел СССР вывели из зала заседаний парламента во время «революции роз».
А вот ЕНД Саакашвили по-прежнему существует. Михаил Саакашвили официально остается ее председателем и руководит партийными делами из Одессы. Его жена – гражданка Нидерландов Сандра Руловс – второй номер в партийном списке и кандидат в депутаты от знакового Зугдидского района, пограничного с Абхазией. Мало того, по популярности ЕНД почти не уступает правящей партии. И хотя половина депутатов избираются в одномандатных округах, мажоритарии в Грузии традиционно склоняются к сотрудничеству с партией победителей во время формирования правительства, независимо от того, кто их номинировал изначально.
Хотя даже если партия Саакашвили действительно сможет получить большинство голосов, а правящая «Грузинская мечта» этот результат признает, Грузии все равно будет очень непросто пройти такой момент без новых потрясений и жертв. В 2012 году накал ненависти к националам был настолько высок, что страна чудом избежала кровопролития. Нынешние власти выпустили из тюрем по амнистии две трети всех заключенных, многие из которых вышли из специзоляторов в статусе политических узников. Эта категория «борцов против кровавого режима Саакашвили», интересы которой выражает радикальная и непримиримая партия журналистки Ирмы Инашвили Альянс патриотов Грузии, никуда не делась и вряд ли будет сложа руки наблюдать за возвращением к власти тех, кто их когда-то сажал.
Труднопрогнозируемый итог парламентских выборов в Грузии ответит еще на ряд интересных вопросов. Четыре года назад грузины голосовали не только против Саакашвили и его радикального стиля, но и за большие деньги миллиардера Бидзины Иванишвили в надежде на социальные блага и бόльшую социальную защищенность. Нельзя сказать, что эти надежды полностью не оправдались: «Грузинская мечта» осуществляет очень популярные программы всеобщего медицинского страхования и бесплатного лечения настоящего бедствия для грузинского общества – гепатита С. Кроме того, благодаря более сдержанной позиции «Грузинской мечты» в международных вопросах для грузинской продукции открылся огромный российский рынок, в Грузию хлынул поток российских туристов, и отношения с могущественным северным соседом стали более спокойными и предсказуемыми.
Но хватит ли всего этого «Грузинской мечте», чтобы второй раз победить Саакашвили, который гораздо лучше умел «распиярить» свои реформы и достижения, создавая у избирателей ощущение, что в стране все стремительно развивается и модернизируется? Именно это ощущение прогресса очень важно для политической легитимности власти в Грузии.
Наконец, в будущих выборах впервые принимает участие партия, открыто выступающая за внеблоковый статус Грузии, то есть за отказ от вступления в НАТО. Это «Демократическое движение – единая Грузия» экс-спикера парламента Нино Бурджанадзе. Ее результат покажет, какая часть грузинского общества готова использовать демократические процедуры для смены не только правящей команды, но и внешнеполитической ориентации страны.
carnegie.ru