Вопрос: Каких результатов ожидают в МИДе от проведения в Москве 1-2 ноября Всемирной конференции российских соотечественников, проживающих за рубежом, «Вместе с Россией»?
Ответ: Предстоящий ежегодный всемирный тематический форум «Вместе с Россией» является важным событием в жизни российской зарубежной общины. По установившейся традиции такие форумы проводятся регулярно, в промежутках между всемирными конгрессами российских соотечественников, проживающих за рубежом. Нынешняя тематическая конференция идет вслед за пятым Всемирным конгрессом российских соотечественников, который состоялся год назад в Москве. Эти встречи дают возможность наиболее активным представителям организаций российских соотечественников обменяться мнениями по всем волнующим их вопросам. За последние 15 лет это уже семнадцатый всемирный форум нашей диаспоры. Важно, что семь из них были организованы для молодежного крыла.
Соотечественники отмечают большую пользу от своего участия в таких мероприятиях. С их точки зрения, предметный и откровенный диалог на дискуссионных площадках способствует укреплению контактов между представителями диаспоры, лучшему пониманию существующих проблем, а обмен позитивным опытом – повышению эффективности их практической деятельности.
Повестку дня таких встреч формируют сами соотечественники. На основе предложений «с мест» Всемирный координационный совет российских соотечественников, проживающих за рубежом, планирует их концепцию и повестку дня. Время диктует новые интересы, возникают новые инициативы. Впервые в повестку дня конференции по просьбе уже упоминавшегося Всемирного координационного совета внесен вопрос о развитии экономического сотрудничества бизнес-структур соотечественников с Россией. Это касается, прежде всего, улучшения условий и содействия российскому экспорту, поиска взаимовыгодного партнерства между малыми и средними предприятиями, особенно специализирующимися в сфере инноваций, создания совместных предприятий, взаимодействию в сфере туризма.
Среди делегатов много преподавателей русского языка и просто энтузиастов, которые по собственной инициативе за рубежом открывают частные русские школы, воскресные школы. Они готовы поделиться своим опытом, что, безусловно, будет способствовать расширению русскоязычного пространства за рубежом.
За пределами России проживают не менее 30 миллионов российских соотечественников, говорящих на русском языке. Они нуждаются в достоверной информации, свободном доступе к объективным неангажированным СМИ на родном языке. Этот вопрос также будет обсуждаться в ходе форума. Так что повестка дня весьма насыщенная.
В результате предстоящего обмена мнениями по всем вопросам будут приняты решения, которые станут определенным ориентиром и для российских министерств и ведомств. Реализацию намеченного будет координировать Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, работающая под руководством Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова. Активное участие в этой работе примут также крупные российские общественные организации и, надеемся, бизнес-структуры, в сферу интересов которых входит развитие сотрудничества с российской зарубежной общиной.
Через год, на следующей всемирной конференции будут подведены итоги реализации принятого решения, будут расставлены новые акценты во взаимодействии с диаспорой.
Вопрос: Сколько подано заявок на участие в конференции, из каких стран приедут наши соотечественники?
Ответ: Для участия в Конференции в Москву приглашено более 150 делегатов от 90 российских наиболее крупных зарубежных общин со всех континентов. Это представители всех стран ближнего зарубежья, Европы, Северной Америки, многих стран Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона.
Порядок участия в таких конференциях не заявительный. Делегаты всемирных конференций избираются страновыми координационными советами организаций российских соотечественников на их конференциях. Выборность – это важный демократический принцип, и мы вместе с соотечественниками его строго придерживаемся. Тяга соотечественников к таким встречам в Москве очень велика. Много заявок поступает в инициативном порядке, многие готовы приехать за свой счет. Приходится разъяснять, что в этом вопросе очень важно работать совместно со всеми организациями в своей стране проживания и крайне важно доверие коллег, которые уполномочат каждого делегата представлять их интересы в ходе форума.
Вопрос: Нынешняя встреча проходит на фоне обострения ситуации вокруг «русского мира». Положение россиян, живущих за рубежом, с каждым годом лишь ухудшается. Взять даже последние события на Украине, где с 1 декабря информацию на русском языке уберут на всех вокзалах и во всех аэропортах страны. Как вы можете прокомментировать подобную ситуацию?
Ответ: В последнее время стало заметно, что власти некоторых стран и экстремистские элементы усилили нажим на наших соотечественников с явной целью ущемить их права. В большинстве государств российские общины активно пытаются противостоять дискриминации, оскорблениям, а иногда и открытому шельмованию. Порой им приходится прибегать и к судебным методам отстаивания своих прав в соответствии с местным законодательством.
Скажу также, что Москва внимательно следит за состоянием дел с обеспечением прав наших соотечественников, и, при необходимости, эти вопросы поднимаются как в ходе двусторонних консультаций с представителями иностранных государств, так и на площадках авторитетных международных организаций.
Идущие из многих стран мира сигналы показывают, что в этой области ситуация сложная. Конечно, большинство государств остаются в добрых отношениях с Россией. Однако инициированная из-за океана русофобская пропаганда не может не оказывать влияния на настроение и повседневную жизнь зарубежных россиян.
Возьмите ситуацию на Украине в последние два года. Там запрещены любые публичные проявления симпатии к России, русской культуре, русскому языку. Ликвидация надписей на русском языке, ущемление распространения российской прессы являются грубейшими нарушениями международных обязательств, которые Украина взяла на себя в рамках ООН, Совета Европы и ОБСЕ. Все это вызывает у нас глубокую обеспокоенность.
Россияне и украинцы веками чувствовали себя братскими народами, и, как бы ни старались нынешние киевские власти насадить русофобские настроения, эти чувства никуда и никогда не исчезнут. В этом я глубоко убежден.
Вопрос: В Латвии проживает порядка 500 тыс. русскоязычных людей. Представители властей в Риге обвиняют Москву в желании использовать нацменьшинство для возвращения контроля над Латвией. Можно ли сказать, что их опасения беспочвенны?
Ответ: Такими подозрениями грешат не только власти Латвии. Могу ответственно заявить, что такие обвинения смехотворны и не имеют под собой никакого основания. Москва никогда ничего подобного не планировала, не делает и не собирается делать в будущем. Никакой почвы для таких опасений нет и быть не может.
Подобное мифотворчество с примесью откровенной лжи связано, прежде всего, с внутренней ситуацией в некоторых странах, стремлением набрать побольше очков в предвыборной гонке или же представить какое-либо заинтересованное ведомство перегруженным работой в целях получения дополнительного финансирования.
Сами же латвийские власти, вопреки неоднократным настоятельным рекомендациям Совета Европы и ОБСЕ по скорейшему урегулированию такой ситуации, продолжают проводить политику дискриминации русскоязычного населения, сохраняя позорный институт неграждан, лишенных ключевых гражданских, социальных и политических прав.
Наша позиция заключается в том, чтобы проживающие в Латвии российские соотечественники были интегрированы в местное общество, но могли при этом сохранять свою национальную и культурную идентичность, свободно использовать свой родной язык, обучать на нем детей, заниматься той профессиональной деятельностью, которую они выбрали без искусственных преград и надуманных ограничений. Особенно важно, чтобы русскоязычные жители Прибалтики могли по их выбору свободно поддерживать связи с Россией, без опасения угроз и клеветы в свой адрес.
Вопрос: Считаете ли Вы, что русский человек, добровольно переехавший в другую страну, действительно нуждается в защите Москвы?
Ответ: Во-первых, мы ведем речь о россиянах. Наша диаспора и многонациональна, и многоконфессиональна, и многоязыка. Во-вторых, защита соотечественников – это наша важнейшая, но далеко не единственная задача. Мы, прежде всего, стремимся максимально обеспечивать условия, при которых соотечественник мог, если захочет, беспрепятственно осуществлять свое право на поддержание связей с исторической Родиной. Это – естественное право цивилизованного мира. Этим, кстати, очень активно занимаются многие страны мира. Россия далеко не пионер в этой области. Хотя у нас есть свои собственные наработки в развитии контактов с соотечественниками, которыми мы готовы делиться с нашими зарубежными партнерами.
При этом мы всегда помним, что большинство наших соотечественников в турбулентные 90-е годы оказались за рубежом как в качестве граждан, так и неграждан не по своей воле. И в этом случае речь идет о защите их интересов.
Эмиграция, даже добровольная, никогда не бывает легкой. Мы никому свою помощь не навязываем, но, если зарубежный соотечественник попадет в беду, мы сумеем защитить его права и интересы. При содействии Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, создано 26 Центров правовой защиты в странах как ближнего, так и дальнего зарубежья. В сложных жизненных ситуациях к ним обращаются наши соотечественники и получают квалифицированную юридическую помощь.
Недавно создана Ассоциация русскоязычных адвокатов, в которую вошли известные юристы. И к ней за помощью и поддержкой обращаются сотни зарубежных россиян.
Кроме того, нас радует, что в последнее время усиливается желание наших соотечественников к расширению контактов между собой, растет их стремление к оказанию взаимной поддержки и взаимопомощи.
Вопрос: В прибалтийских странах Россию обвиняют во вскармливании «пятой колонны», заявляя о «русском мире». Получается, если Москва не откажется от поддержки русского населения в странах Прибалтики, напряженность между нашими странами будет сохраняться?
Ответ: Я уже практически ответил на этот вопрос. Не в наших интересах создавать дополнительные поводы для эскалации напряженности в отношениях России с иностранными государствами. Распространение лжи о «пятой колонне» – это не самое лучшее изобретение прибалтийских политиков и спецслужб. К сожалению, сейчас эти фантазии получают благодатную подпитку и продолжают работать на информационную демонизацию России.
Мы за расширение связей российских соотечественников с гражданским обществом стран их проживания. Это, как показывает практика, содействует укреплению взаимопонимания и дружественных отношений России с иностранными государствами. Такая линия заслуживает всяческой поддержки. А те, кто пытается деформировать нашу политику в отношении диаспоры, стремится создать для нее новые проблемы, поступают по-человечески глупо.
Вопрос: В странах Прибалтики сократились возможности получения школьного образования на родном языке. Вы говорили о разработке концепции «Русский язык за рубежом» и «Русская школа за рубежом». Были ли приняты соответствующие документы и о чем в них говорится?
Ответ: Русский язык по-прежнему остается высоко востребованным. МИД России, Россотрудничество, Министерство образования и науки Российской Федерации, многие наши учебные заведения получают тысячи писем с просьбами оказать содействие в его изучении. Реализация концепций «Русская школа за рубежом» и «Русский язык за рубежом» уже началась. Эти документы и наши усилия направлены на расширение возможностей для детей из семей соотечественников сохранить родной русский язык.
Сейчас уже запущены пилотные проекты по реализации концепций, в том числе в интернет-пространстве. Они требуют и энтузиазма исполнителей, и финансовой поддержки. Понятно, что концепции невозможно реализовать одномоментно, поэтому мы будем вести эту работу системно и последовательно, шаг за шагом. В ходе предстоящей конференции предстоит совместно с делегатами форума проанализировать, что уже удалось сделать, а где еще есть резервы.
В Прибалтике возможности изучения родного языка для детей из семей соотечественников, к сожалению, сужаются, обстановка вокруг русских школ становится все сложней. Но даже в эти времена мы пытаемся убеждать власти целого ряда стран, что русский язык не противопоставляется государственному и не вытесняет его. Наоборот, он создает дополнительные возможности для детей, открывает новые горизонты.
В любом случае у людей нельзя «отсекать их корневую систему», лишать их родного языка, подрывать их самоощущение, уничтожать их этническую идентичность. Это противоречит всем универсальным базовым основам обеспечения прав национальных, религиозных, языковых меньшинств.
Будем продолжать наши усилия.
Вопрос: Получится ли продвигать подобные концепции на Украине?
Ответ: Сейчас это сложно, но мы будем работать.
Вопрос: Есть ли опасения, что понятие «русского мира» существует лишь на пространстве России, но не за ее пределами?
Ответ: Когда мы говорим о «русском мире», то не имеем в виду, что-то агрессивно-наступательное или закрытое, обособленное от остальных стран и народов. Как раз, наоборот, этим мы хотим подчеркнуть тот вклад, который Россия внесла в развитие европейской и мировой цивилизации. Этот вклад вошел неотъемлемой частью в культуру многих государств. Современный мир немыслим без русского фактора, как его не может быть без французского, немецкого, китайского, индийского или любого другого.
Наши соотечественники, которые проживают за рубежом, объективно являются представителями этого богатейшего русского цивилизационного пространства. Мы стремимся оказывать им содействие и поддержку в сохранении и развитии этой самобытной, но интегрированной в мировую цивилизацию идентичности.
У нас нет опасений, что россияне потеряют свой «генетический код», в том числе, под воздействием проводимой некоторыми странами антироссийской политики. Это просто невозможно. Российская община за рубежом является сейчас и будет в перспективе хранителем этой линии.
Вопрос: После убийства Арсения Павлова (Моторолы) в ДНР заявили о том, что Украина объявила самопровозглашенным республикам войну. Это подтверждается и на земле активизацией вооруженных столкновений. Можно ли говорить о полномасштабном возобновлении боевых действий на Востоке Украины?
Ответ: Я бы не стал сгущать краски. Ситуация в Донбассе, действительно, остается сложной, но, благодаря последовательной линии по выполнению Минских договоренностей 2015 года там удалось добиться прекращения крупномасштабных боевых действий. Задачам деэскалации напряженности в регионе отвечает и подписанное 21 сентября с.г. Рамочное решение о разведении сил и средств в трех пилотных районах – в н.п. Петровское, Золотое и Станице Луганской. В первых двух из них стороны уже отвели свои подразделения. Сейчас Киев с Донецком и Луганском работают над тем, чтобы начать процесс развода и в последнем пункте. Полное выполнение всех этих договоренностей будет способствовать наступлению реального спокойствия на юго-востоке Украины. Предпринять решительные шаги в данном направлении призвали и лидеры стран «нормандской четверки» на саммите в Берлине 19 октября 2016 года.
К сожалению, в последнее время мы стали свидетелями громких политических преступлений в Донбассе. В июле с.г. было совершено дерзкое покушение на лидера Луганской республики И.В.Плотницкого, а недавно взрыв в жилом доме в Донецке унес жизни одного из видных представителей донецкого ополчения – А.Павлова, более известного под позывным «Моторола», а также его телохранителя. По информации силовых ведомств в Донецке и Луганске, в обоих случаях действовали украинские диверсионные группы. Кто бы ни стоял за организацией этих преступлений, он преследовал совершенно очевидную цель - запугать население Донбасса, заставить его капитулировать. В этом смысле Киев проявляет удивительную последовательность и упорство, достойные лучшего применения на треке мирного урегулирования. Сменилась лишь тактика украинских силовиков. Теперь они, судя по всему, перешли к террористическим методам борьбы с инакомыслием своих граждан.
Вопрос: Есть ли еще надежда на выполнение Минских соглашений?
Ответ: Конечно, есть. И это убедительно подтвердили все участники недавнего берлинского саммита в «нормандском» формате, единодушно выразив приверженность минскому «Комплексу мер» от 12 февраля 2015 г. в качестве безальтернативной основы внутриукраинского урегулирования. При этом была подчеркнута необходимость строгого соблюдения его положений во всей их совокупности и последовательности.
Вопрос: 19 октября в Праге Вы провели встречу со спецпредставителем премьер-министра Грузии по взаимоотношениям с Россией Зурабом Абашидзе. В интервью «Известиям» господин Абашидзе заявил о том, что мы идем по пути восстановления дипломатических отношений. Когда стоит этого ожидать?
Ответ: Если мой уважаемый коллега Зураб Абашидзе действительно сделал такое заявление, это можно только приветствовать. Ведь как известно, не Россия разорвала дипломатические отношения в сентябре 2008 г., и с нашей стороны препятствий для их восстановления не было и нет. Так что сроки позитивных перемен в этом вопросе зависят исключительно от Тбилиси.
Тем временем, как было изначально условлено между мной и Зурабом Абашидзе, мы прилагаем усилия по нормализации двусторонних связей в тех сферах, где это возможно в отсутствие дипотношений. Таких сфер немало – торговля, транспортное сообщение, гуманитарные контакты, культурные обмены. Будем планомерно продолжать эту работу. Весьма осязаемые результаты, которых нам уже удалось добиться, в полной мере отвечают интересам граждан наших двух стран.
Вопрос: Накануне президентских выборов в Молдавии некоторые политические деятели активизировали недружественную риторику в отношении России, в том числе упоминая присутствие российских войск в Приднестровье. Как Вы можете это прокомментировать?
Ответ: Хочу сразу подчеркнуть, что, невзирая на политические ветры в Кишиневе, острую внутриполитическую борьбу, Российская Федерация последовательно ведет курс на оздоровление двусторонних отношений с Республикой Молдова. В 2016 году состоялись встречи высшего руководства Российской Федерации с премьер-министром Республики Молдова, молдавский министр иностранных дел совершил визит в Москву, на конец ноября планируется заседание межправительственной комиссии Россия-Молдавия. Москва взвешенно и ответственно подходит к выстраиванию отношений с Кишиневом.
На этом фоне у нас вызывают искреннее недоумение нападки на российских военных, расквартированных в Приднестровье. Российский контингент военнослужащих выполняет там двойную задачу – охрана оставшихся со времен Советского Союза складов боеприпасов в н.п.Колбасна и участие в совместных миротворческих силах. Мандат миротворческой операции четко увязывает продолжительность нашего пребывания в регионе с выходом на политические договоренности об урегулировании приднестровского конфликта. Этого достичь пока не удается в значительной степени из-за неконструктивного подхода Кишинева.
На протяжении двадцати четырех лет российский воинский контингент является гарантом стабильности как в Приднестровье, так и в Молдавии в целом. Именно так к этому вопросу и нужно относиться.