ПУБЛИКАЦИИ
Военно-политический роман: что сулит России укрепление сотрудничества НАТО и Грузии

  Министр обороны Грузии Леван Изория анонсировал предстоящее в 2017 году сближение страны с НАТО. Один из шагов на этом пути — развитие совместного тренировочного центра. Заявление главы военного ведомства совпало с визитом в Грузию американских сенаторов Джона Маккейна, Линдси Грэма и Эми Клобучар, которые во вторник встречались с президентом Георгием Маргвелашвили. По мнению военных экспертов, России следует обратить внимание не столько на численность предполагаемой группировки НАТО в Закавказье, сколько на сам факт появления ещё одного звена в натовском кольце по периметру границ РФ. Что стоит за активизацией американской политики в Грузии и какие последствия может иметь углубление сотрудничества страны с Североатлантическим альянсом — в материале RT.

 После президентского фиаско Михаила Саакашвили и прихода к власти в стране новой команды отношения Грузии и НАТО несколько охладели. Но с 2015 года этот военно-политический роман вспыхнул с новой силой. В дополнение к созданной по стандартам НАТО школе горных стрелков неподалёку от Тбилиси был открыт тренировочный центр. Грузия стала участником сил быстрого реагирования НАТО: к концу 2015 года была подготовлена одна рота грузинских военных — это означает, что часть грузинских военных сил переходит под командование Североатлантического альянса. Грузия начала проводить совместные учения с НАТО, а также отдельные учения с США, для чего в страну перебрасывалась техника из Румынии.

 «В последнее время, как это ни странно, Грузия значительно больше продвинулась в сотрудничестве с НАТО, чем это было при Саакашвили, — отметил в интервью RT старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев. — Значительная часть избирателей Грузии, в том числе избирателей «Грузинской мечты», скептически относятся к НАТО, но тем не менее эта политика продолжается, поскольку она зависит от стратегического партнёра Грузии — США».

Двойная игра

 В отличие от Саакашвили, нынешние власти занимают более прагматичную позицию. И после победы на парламентских выборах в октябре 2016 года партии «Грузинская мечта» политика руководства стала окончательно оформляться. Главное направление — ЕС и НАТО, но без конфронтации с Россией. Можно даже сказать, что Грузия стала стремиться к нормализации отношений с РФ, конечно, не забывая при этом о собственных интересах.

 «Грузинские власти преследуют две основные цели. Первая — экономическая: выход на российский рынок и привлечение российских туристов. Вторая — нормализация отношений с Россией позволяет показать Западу, что принятая им политика расширения НАТО и расширения военного сотрудничества с Грузией безопасна с точки зрения возможной конфронтации с Россией», — сказал Силаев.

 Однако, несмотря на то что нынешнее правительство Грузии адекватнее правительства Саакашвили, заигрывание властей с НАТО может привести к опасной черте. Альянс и США заявляют о союзнических чувствах, наращивают своё присутствие в стране, как бы демонстрируя военное покровительство, но при этом не дают Грузии каких-либо гарантий безопасности. Таким образом создаётся ситуация неопределённости, когда фактически непонятно, за что блок отвечает в Грузии. По словам Силаева, именно такая неопределённость стала одной из основных предпосылок для начала войны в августе 2008 года.

 Раздражающий фактор

 Сам по себе тренировочный центр, даже в расширенном виде, не может ничем угрожать России. Это, как правило, полигон, на котором проходят тренировки военных подразделений, с полосой препятствий. При расширении центра, по мнению военного эксперта Виктора Литовкина, там будут устанавливаться радиоэлектронные системы.

 «НАТО не может развернуть там никакую группировку. Максимум человек 100, которые будут обслуживать базу. Серьёзной военной угрозы она представлять не может, — пояснил он RT. — Конечно, это раздражающий фактор для России, поскольку центр находится в непосредственной близости от наших границ. Однако нашего контингента в Южной Осетии и Абхазии достаточно, чтобы нейтрализовать любые группировки, которые есть сейчас на территории Грузии, естественно, если они попробуют напасть».

 Для НАТО Грузия важна как единственный плацдарм в Закавказье. Стратеги альянса давно присматриваются к Армении и к Азербайджану, но безрезультатно.

 «Эти страны понимают, что для них сегодня важно не раздражать Россию, которая является гарантом их безопасности и одной из сторон соглашения по Нагорному Карабаху», — подчеркнул Литовкин.

 Расширение тренировочной базы в Грузии может носить и чисто пропагандистский характер, а также быть частью программы оппонентов Дональда Трампа по созданию преград для внешнеполитического курса избранного президента США.

 Кольцо анаконды

 Тренировочный центр в Грузии с расширенным присутствием натовских военных приобретает больший вес в рамках так называемой стратегии анаконды по опоясыванию России натовскими базами.

 «Американцы в своей антироссийской военной политике проводят стратегию анаконды — по всему периметру наших границ создавать России проблемы: сеть военных баз, проведение серии военных учений и так далее», — сказал в интервью RT президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов.

 На сегодняшний день кольцо анаконды охватывает западные границы России с севера на юг. И НАТО планирует наращивать своё военное присутствие в прилегающих к России европейских государствах. Предполагается, что в странах Балтии в 2017 году будут размещены по 1 тыс. военнослужащих альянса, в Польше — до 10 тыс., в Румынии и Болгарии — по 1,5 тыс. 330 американских морпехов должны разместиться в Норвегии, и это станет первым со времён Второй мировой войны появлением иностранных войск в королевстве.

 Североатлантический альянс старается втянуть в свою орбиту Швецию и Финляндию. Грузия также стоит в этом ряду. Правда, пока присутствие натовских солдат в стране скромное — 100—200 человек.

 «Серьёзной угрозы они для нас не представляют, — прокомментировал планы НАТО Виктор Литовкин. — Проблема в том, что создаётся инфраструктура. Однако у нас достаточно сил, чтобы в любой момент эти группировки нейтрализовать».