ОТ РЕДАКТОРА
Почему Министерство Обороны Грузии провело кампанию по борьбе с мобильными телефонами (Журналистское расследование ИА ГРУЗИНФОРМ)

georgian_gori«Мир, говорят, языкат и не глух, и слухи проходят сквозь щели бойниц...» - строки Расула Гамзатова вспомнились нынче не случайно. «Демократизация» в стране, увы, все еще не достигла уровня, когда деятельность военного ведомства была бы «прозрачной» и подконтрольной общественности. Однако и через «оборонительные редуты» просачиваются иной раз весьма любопытные сведения: анонимный источник сообщил Информационно-аналитическому агентству ГРУЗИНФОРМ информацию, для перепроверки которой мы провели журналистское расследование, в результате которого стали известны вопиющие факты нарушений. Вот что узнали наши журналисты от военнослужащих, пожелавших, по понятным причинам, остаться инкогнито.

 

Началась эта история в дни августовской войны 2008 года. А связана она с уже известными многим фактами массового дезертирства наших военнослужащих с поля боя, которые побросали не только оружие и технику, а и личную военную амуницию. В свою очередь, Министерство обороны Грузии, следуя формальному велению закона, своим Приказом уволило дезертиров из рядов грузинской армии. В итоге уволенными оказались более тысячи наших «доблестных» офицеров.

Однако, череда увольнений на этом не закончилась. Примерно месяц назад Министерство обороны Грузии издало еще один Приказ, достойный быть отмеченным особо. Согласно ему, всем военнослужащим при входе на территорию войсковой части предписывается сдавать свои мобильные телефоны в специально отведенном для этого помещении.

Абсурдность этого приказа изначально же не вызывает сомнений.

Во-первых, официально признано, что Вооруженные Силы Грузии никакими секретными объектами не располагают. Так что, сообщить их координаты врагу виртуальные предатели, даже при их наличии, никак не смогли бы. С другой стороны, «шпионы» могли бы отправить свои донесения и после ухода со службы. Какая, скажите, спешка?! Ну, а в случае, если командование действительно кого-то подозревает, то не разумнее ли было бы оставить у него мобильный телефон и организовать «прослушку»?

Однако, об этом судить – не ИА ГРУЗИНФОРМ, а руководству МО Грузии (военным начальникам, может, и виднее, чем журналистам), поэтому мы, ограничившись этими комментариями, продолжим знакомить уважаемого читателя с материалами нашего расследования.

Приказ на деле оказался не просто грозным начальственным окриком - в один из дней взяли, да и проверили – а как он там выполняется? По результатам неожиданной проверки выяснилось, что не так, как должно было бы исполнить приказ…

Очевидно, здесь следует пояснить читателю, что, как правило, военные каждой определенной воинской части ВС, также, как и сотрудники МО Грузии, пользуются корпоративными номерами для своих мобильных телефонов. Поэтому проверяющим не составило никакого труда определить количество и владельцев не сданных при входе в в/ч, в специальную комнату, мобильных аппаратов. В результате, из армии погнали еще несколько сот офицеров – «нарушителей».

По ходу «карательной операции» дело иной раз доходило до курьезов: например, уволили одного полковника за то, что при нем не оказалось мобильного телефона в тот момент, когда он зачем-то понадобился президенту Грузии Михаилу Саакашвили и его нигде не смогли разыскать.

И опять, несмотря на выше данное обещание, не можем сдержаться от комментариев: задумавшись о смысле этого эксклюзивного на всем мировом военном пространстве приказа, вначале (хоть и ни без натяжки!) может показаться, что подобный Приказ был бы уместен, скажем, во время боевых действий - мало ли, в чьих руках в такой ситуации может оказаться «мобильник» военнослужащего?! Хотя, учитывая горестный опыт августа-2008 сразу же эту мысль (хоть в чём-то и справедливую, но только не для грузинской армии!) отвергаем, ибо, за неимением у командиров больших и малых воинских подразделений ВС Грузии специальных средств связи, во время августовской кампании 2008-го, именно с помощью мобильных телефонов они хоть как-то координировали свои действия! Не будь и этих средств, результат т.н. войны мог бы быть куда плачевнее…

Но это опять – выводы журналистов нашего информационного агентства, поэтому ГРУЗИНФОРМ обратился с вопросом к профессиональному военному, офицеру (назовём его условно Гиоргием).

ГРУЗИНФОРМ: - Да, но приказ - есть приказ! И если он не преступен, то его следует выполнять. Приказ относительно мобильных телефонов хоть и можно считать не совсем разумным, но и преступным его никак не назовешь. Что вы на это скажете, батоно Георгий?

Офицер Гиоргий: - Совершенно верно. Как и то, что приказ - приказу рознь... И наказание за несоблюдение такого приказа как этот считаю совершенно неадекватным. Убежден, что для начала командование могло бы ограничиться выговором, другим дисциплинарным взысканием, или же, на худой конец, вычетом из зарплаты в виде штрафа определенной суммы.

Однако, продолжая наше журналистское расследование, сопоставляя факты, имеющуюся у нас информацию и беседуя с военными, мы всё больше склонялись к мысли, что все эти увольнения преследуют вполне определенную цель, далекую от сугубо дисциплинарной и злосчастных мобильных «трубок». От надёжных источников узнаём, что в военном ведомстве в определённый момент доувольнялись до такой степени, что в штатном расписании многих частей стала ощутима острая нехватка боевых офицерских единиц, после чего «колесо завертелось в обратную сторону». Вот тут и увидело свет беспрецедентное юридическое разъяснение по поводу того, кого, дескать, можно было бы вернуть назад на службу:

«Что касается приказа министра обороны за № 759 от 4 декабря 2008 года, разъясняем, что он не служит привлечению (к воинской службе – ИА ГРУЗИНФОРМ) преступных элементов и криминалов, ибо граждане Грузии, изъявившие желание служить по контракту в вооруженных силах Грузии, должны удовлетворять требованиям, установленным грузинским законодательством. Соответствие же этим требованиям само собой исключает принятие на службу лиц, имеющих судимость. Помимо этого, во время российской агрессии в боевых действиях принимали достойное участие подобные военнослужащие и упоминание «криминалами» таких лиц представляется некорректным».

Вот так, слово в слово, выглядит этот документ, заслуживающий быть названным образцом изощренной казуистики. Особенно, когда знакомишься и с другой его частью:

«В этом случае нарушение условий контракта не означает совершения предусмотренного уголовным кодексом правонарушения, ибо они содержат нарушения, не носящие характера наказуемых деяний.

Следует отметить, что в соответствии с предыдущим периодом, особую ответственность приказ при наборе людей на службу возлагает на командующих по видам войск, непосредственно им поручая определить степень готовности таких лиц достойно нести службу во вверенных им войсках».

Как говорится в народе, «без пол-литра тут не разобраться», но журналисты ГРУЗИНФОРМ, как назло, народ сплошь непьющий... Трезвым же умом из этого Приказа можно понять одно: «Кого хотите, господа генералы да полковники, принимайте, но сами за них головой и отвечайте! Да и чтобы со штатами все было в ажуре!». «Возвращенцы» же, многие из которых являются единственными кормильцами в своих семьях, осчастливленные высказыванием доверия, клятвенно обязуются вести себя хорошо, шагать только в ногу и ни, ни... что, собственно, и требовалось доказать. 

Но это – ещё не конец: при дальнейшем расследовании нам постепенно стал открываться истинный смысл игры под названием «Уволил – возвратил, уволил – возвратил». Все дело, оказывается, в том, что при приеме военнослужащего на службу в Вооружённые Силы Грузии, в контракте оговорены обеспечение его жильем и различные социальные льготы, «расщедриться» на которые Министерство Обороны Грузии никак не хочет по сей день. Вот и придумал некий хитрец в погонах этакую «карусель»: увольнять под различными предлогами тех, у кого в скором времени заканчивается контракт, и возвращать их на службу с подписанием нового контракта - с датой нового назначения на службу, что дает военному ведомству возможность отложить выполнение своих обязательств еще на годы, до истечения срока уже вновь заключённого контракта! А там, как говорится, будет видно… Вернее всего, придумается ещё какая-нибудь хитрость, ведь «смекалки» и опыта в подобных проделках нашим военачальникам не занимать: вспомните попранные права ветеранов ВОВ и ликвидированные льготы (плата за коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте, скидки на медикаменты и бесплатное лечение) участникам различных боевых действий, ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, брошенные на произвол судьбы военные инвалиды и семьи погибших военнослужащих, похожие на милостыню нищему пенсии (сравните с пенсиями ветеранов и военных пенсионеров в США и Европе, господа власть предержащие! Вы ведь так любите во всём равняться на Запад?! Подождут фонтаны да автобаны – ВЕДЬ ИХ СКОРО НЕ БУДЕТ В ЖИВЫХ – НЕТ, НЕ ИЗ-ЗА ПОЧТЕННОГО ВОЗРАСТА, А ИЗ-ЗА ХОЛОДА, НУЖДЫ, БОЛЕЗНЕЙ И ГОЛОДА! И не удивляйтесь потом, что они выходят на акции протеста, которые вы разгоняете дубинками, не щадя даже пожилых ветеранов и женщин!– ГРУЗИНФОРМ).

По непроверенным данным, Министерство Обороны Грузии наградило «изобретателя» этих дискриминационных Приказов более чем солидной премией (еще бы, столько денег сэкономил «родному» Министерству!). Зато надежды служивых на собственное жилье и льготы «вылетели в трубу». Ну да, ту самую, мобильную, без которой сегодня не обходятся разве что дворовые собаки…

 

ИА ГРУЗИНФОРМ