7 февраля 2017 года, по итогам встречи в Праге спецпредставителя премьера Грузии по вопросам отношений с Россией Зураба Абашидзе и статс-секретаря - заместителя министра иностранных дел РФ Григория Карасина было объявлено, что «представители властей Швейцарии посетят Москву и Тбилиси в конце марта, чтобы обсудить остающиеся нерешенные вопросы международного Соглашения по таможенному администрированию и мониторингу товарооборота на грузино-российской границе», подписанному в Женеве ещё 9 ноября 2011 года. После чего частная швейцарская компания SGS приступит к «мониторингу грузов, идущих из Российской Федерации в Грузию по трём таможенным коридорам, в том числе - через Абхазию и Южную Осетию, а также электронному обмену данными».
Эта информация стала в Грузии предметом крайне противоречивых и лживых политических инсинуаций, а именно:
Политическая оппозиция, возглавляемая экс-правящей партией Саакашвили «Нацдвижение», не упустила случая в очередной раз обвинить действующую власть и её «неформального правителя» Бидзину Иванишвили в «потакании интересам Кремля» - намерении открыть отрезок Закавказской железной дороги - из Абхазии - через Грузию - в Армению. И одновременно, вопреки всякой логике, лидер парламентской оппозиции от «Нацдвижения», вице-спикер Парламента Серги Капанадзе заявил, что вышеуказанное Соглашение «было подготовлено прошлой властью с его личным участием, поэтому никакой заслуги власти нынешней в этом нет». В последнем случае дело выставляется таким образом, что Грузия по Соглашению, якобы, «получает контроль над всеми грузами, как только они из России попадают на её территорию, в том числе - во временно неконтролируемые Абхазию и Южной Осетию, так как грузино-российской границей Соглашением признаётся граница по реке Псоу и Рокскому тоннелю».
В свою очередь, власть не вносит ясность в этот вопрос и ограничивается двусмысленными отговорками спецпредставителя премьера Грузии по вопросам отношений с Россией Зураба Абашидзе, что «Грузия уже столько уступила России, что уступать уже нечего», а 24 февраля президент, премьер, председатель Парламента и министр обороны Грузии как никогда помпезно отмечают «День российской оккупации»…
На самом деле российско-швейцарско-грузинское Соглашение о мониторинге грузов является не «крупным достижением грузинской дипломатии и победой власти Саакашвили, подписанным в обмен на голос Грузии за вступление России в ВТО», а вторым крупным поражением Саакашвили после подписания т.н. Договора Медведева - Саркози, так как:
3. Частная швейцарская компания SGS нанята посредником – Швейцарией, а не Всемирной торговой организацией (ВТО) или Евросоюзом, как тогда требовал официальный Тбилиси;
4. Представители частной швейцарской компании SGS будут осуществлять мониторинг не на территории Абхазии и Южной Осетии, а располагаться лишь на российской и контролируемых Грузией территориях:
1) РФ: на КПП «Весёлое» (улица Урожайная посёлка Псоу Сочинского района, перед мостом через реку Псоу) – Грузия: на КПП перед мостом через реку Ингури в городе Зугдиди;
2) РФ: на КПП «Верхний Зарамаг» (село Зарамаг, или село Нар Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания, за северным порталом Рокского тоннеля) – Грузия: неподалёку от города Гори;
3) РФ: на КПП «Верхний Ларс» (Владикавказский округ Республики Северная Осетия – Алания) – Грузия: на КПП «Казбеги» в селе Степанцминда Степанцминдского района.
Получается, что если Псоу, Зарамаг, Верхний Ларс – это Россия, никем не оспариваемая российская граница, значит грузинская граница проходит в Зугдиди, Гори, Казбеги, откуда сегодня благодаря Саакашвили (за исключением Казбеги) начинается Грузия!
И главный вопрос: что тут, извините, мониторить?!
Международные аудиты частной, нанятой швейцарцами, компании SGS будут вежливо получать от российских и грузинских таможенников данные о грузах, идущих с территории Российской Федерации транзитом – через Абхазию и Южную Осетию - в Грузию, заносить их в свои портативные компьютеры и передавать в интегрированную электронную базу данных ВТО (сомнительно, что им дадут вскрывать опечатанные контейнера и досматривать груз, так как это по международным правилам - прерогатива таможенников).
Вопрос №1: какой здравомыслящий грузоотправитель сегодня отправит грузы из России в Грузию через Абхазию и Южную Осетию, или обратно – по тому же маршруту? Ясно, что таких грузов нет и не будет до полного урегулирования грузино-абхазско-осетинского конфликта. Но если грузов нет, тогда что тут мониторить?! (Напоминаем читателям ГРУЗИНФОРМ, что конфликт в Абхазии начался после того, как министр обороны Грузии Тенгиз Китовани в 1992 году попытался «промониторить» железнодорожные грузы из России в Грузию...)
Если же речь идёт о военных грузах – кто может помешать России обеспечивать свои, находящиеся в Абхазии и Южной Осетии, военные базы морским, воздушным, железнодорожным и автомобильным путями?
Вопрос №2: а как быть с морскими и воздушными перевозками? От кого правительство Грузии будет получать данные о грузах, доставляемых из России кораблями - в морские порты Сухуми, Очамчира, Гагра и Нового Афона? И транспортной авиацией – в аэропорты Сухуми и Бомбора около Гудаута?
А грузы из России, попадающие в Грузию через Азербайджан по железной дороге (погранпереход Беюк-Кясик- железнодорожное КПП «Гардабани») и по автомобильной (автомобильные КПП «Красный мост», «Вахтангиси», «Цодна»)?! Будет ли их «мониторить» частная швейцарская компании SGS?
Вопрос №3: при чём тут Верхний Ларс?! Ведь здесь нет «таможенного коридора», как со стороны Абхазии и Южной Осетии - Грузию от России здесь отделяет лишь пара километров нейтральной территории.
ГРУЗИНФОРМ
2 марта 2017 года