ПУБЛИКАЦИИ
Резо Чхеидзе: ВОЙНА НЕ ВСЁ СПИШЕТ!

rezoВсемирно известный кинорежиссер и общественный деятель, Резо Чхеидзе, сейчас в Москве, заканчивает работу над кинофильмом «Свеча, зажженная на могиле Господа», который приглашен на Каннский кинофестиваль. Он очень занят, и я весьма благодарен ему за то, что он нашел время для дачи интервью «Грузии и миру».

- В Вашем замечательном фильме на военную тему, «Ну и молодежь!», есть один эмоциональный момент, когда советский воин, роль которого исполняет Зураб Капианидзе, в отчаянии, остервенело крушит все в покинутом доме, и оправдывает свои действия аргументом: «Война всё спишет!».

Хочу спросить вас, батоно Резо, считаете ли Вы, что война, в том числе, русско-грузинская пятидневная война в августе 2008 года, все спишет? Можно ли оправдывать что-либо войной?

- Конечно же, всего не спишет. Я слышал эту формулу во время войны против фашизма. В первые два года наше государство находилось в катастрофическом положении. «Война всё спишет» словно оправдывала те безобразия, и даже дезертирство.

Я считаю неправильным, когда говорят, что для грузин это была чужая война. Известно ведь, что потери, которые понес в этой войне грузинский народ, превышают даже потери Америки, этого колоссального государства. Так случилось потому, что грузины храбро воевали, и даже не думали оправдывать трусость и дезертирство тем, что война спишет все, и в том числе, подобную низость. Война велась против такой мировой угрозы, как фашизм, и поэтому на борьбу с ним поднялись такие цивилизованные страны как Англия, Соединенные Штаты, Франция…

Эта темная сила подступила к Сухуми, Владикавказу. Существовала реальная опасность ее проникновения в Грузию через перевалы Кавказа. И, в это время, выражение силы воли, смелости со стороны грузин является предметом такой же гордости, и герои Великой Отечественной войны заслуживают такой же дани уважения, как подвиги и самоотверженность легендарных 300 арагвинцев, 9 братьев Херхеулидзе, того же Цотне Дадиани и многих других.

НЕТ ОПРАВДАНИЯ РАЗРУШЕНИЮ ПАМЯТНИКОВ И МЕМОРИАЛОВ. Я ОПАСАЮСЬ, ЧТО ТОТ ВОЕННЫЙ ПЫЛ И ХРАБРОСТЬ, КОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИЗОВАЛИ ГРУЗИН, СМЕНИТ СТРЕМЛЕНИЕ ДЕЛАТЬ ДЕНЬГИ, ЧТО, К СОЖАЛЕНИЮ, УЖЕ НАЛИЦО.

Моральное вырождение, которое сегодня охватило весь мир, а не только Грузию,- явление более страшное, чем природные катаклизмы. Развращается человеческая душа, нет веры в церковь, потребности в самопожертвовании на благо отечества. А грузинскому народу сейчас очень нужен пример того, как человек жертвует собой ради высоких идеалов, очень нужен. Я так думаю.

А потому, война не всё спишет!

- То есть, Августовская война 2008 года не сможет списать допущенных тогда ошибок?

- НЕ СПИШЕТ. И НАЧАЛО ВОЙНЫ, И ТОТ КОНФЛИКТ, КОТОРЫЙ СЛОЖИЛСЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ГРУЗИЕЙ, Я СЧИТАЮ НЕВЕРНОЙ ПОЛИТИКОЙ, НЕ ПРИНОСЯЩЕЙ ПОЛЬЗЫ ГРУЗИИ. ЭТО ВЫГОДНО ДРУГИМ, БОЛЬШИМ СТРАНАМ, ВЫ ПОНИМАЕТЕ, О КОМ Я ГОВОРЮ.

- Конечно, батоно Резо.

- Это национальная политика. Правда, Россия, с которой у нас было не одно основание для дружбы и поддержки, должна была учесть все это, и в августе 2008 года не прибегать к эскалации военного противостояния. Но и мы должны были подумать о последствиях.

КОГДА Я ВЫЕЗЖАЮ ИЗ ТБИЛИСИ И ВДОЛЬ ДОРОГИ ВИЖУ ПОСЕЛЕНИЯ БЕЖЕНЦЕВ, НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО В ЭТО ВЛОЖЕН ТРУД НАШИХ ЛЮДЕЙ И ВСЕ ПОСТРОЕНО БЫСТРО (БОЛЬШОЕ ИМ СПАСИБО!), ВСЕ ЖЕ, ЭТО СТРАШНО: СЕЛО УНИЧТОЖЕНО, А ВМЕСТО НЕГО СТОЯТ СТАНДАРТНЫЕ ДОМА. МОЖЕТ БЫТЬ, ДРУГОГО ВЫХОДА НЕ БЫЛО, НО ДО ТАКОГО НЕ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ДОХОДИТЬ НИ МЫ, НИ СОСЕДНЕЕ ГОСУДАРСТВО.

Надо найти общий язык. Такое противостояние недопустимо, и об этом сказал нам Святейший, когда призвал руководителей обеих стран к немедленным переговорам.

Мы не должны слепо доверяться мощи другого государства. У нас имеется своя мощь – одаренность нашего народа, его боеспособность, духовность, нравственность. Нельзя допускать, чтоб нашу национальную самобытность попирали, хотя бы, всякими аморальными и нехристианскими парадми, которыми стремятся утвердить массовую безнравственность.

- А проблема промывания мозгов, батоно Резо?

- В этом смысле, меня настораживает обстановка, созданная в наших школах, особенно внесение в них негрузинских элементов.

Хочу сказать, что я закончил грузинскую школу и считаю, что моя школа была блестящим учебным заведением, которое так вырастило меня, с точки зрения патриотизма, психологически, нравственно, как того требовали высшие критерии. Так были воспитаны целые поколения.НЫНЕШНИЕ ПОПЕЧИТЕЛИ ПРОСВЕЩЕНИЯ, ВИДИМО, НЕ ВЕДАЮТ, ЧТО ЕГО РАННЯЯ СИСТЕМА ОСНОВЫВАЛАСЬ НА ДОСТИЖЕНИЯХ ЕВРОПЕЙСКОЙ ШКОЛЫ. ЭТО НЕ БЫЛ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ВЫДУМАННЫЙ В ЧХОРОЦКУ. НЕ НУЖНО С НИМ БОРОТЬСЯ, ИБО МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПОТЕРЯТЬ МОЛОДЕЖЬ - НОСИТЕЛЬНИЦУ ВЫСОКИХ ЧУВСТВ И ИДЕАЛОВ, КОТОРАЯ ЕЩЕ ЕСТЬ В ГРУЗИИ.

Если б не Грузинская Православная церковь и ее пастырь, Святейший и Блаженнейший ИлияII, страна, вообще, утратила бы нравственность и высокую духовность. Грузинская церковь -  тот мощный источник, из которого доносятся патриотические и духовно возвышающие слова, которыми проникнуты молитвы нашего духовного отца Илии II.

Духовность человека, его качества проявляются в повседневной жизни. Вспоминаю один случай, когда, много лет назад, около университета, на Варазисхевском подъеме у троллейбуса, полного пассажиров, отказали тормоза и он покатился вниз. Несчастье было неизбежно. Увидел это один молодой человек, который ехал на своей легковой машине. Он срочно развернул машину, встал  перед троллейбусом, и, непрерывно сигналя, чтоб предостеречь людей и транспорт, довел троллейбус до площади Героев. Остановился, вышел из машины, взглянул на измятый багажник и уехал.

На второй же день газета писала об этом случае, но ни имени, ни фамилии того мальчика и тогда не знали, и потом не выяснили. Этот человек поступил так не для того, чтоб показать себя. Тогда это была норма, внутренняя потребность.

У главного редактора тогдашней республиканской газеты «Коммунист» - Георгия Бединеишвили – была редакторская колонка, в которой он описывал такие случаи, происходившие в повседневной, обычной обстановке и характеризовавшиеся проявлением людьми высокой нравственности.

На таких примерах росла молодежь.

Более двух лет прошло с Августовской войны, а мы так и не увидели никаких кадров, ни прочитали ничего об этой войне, в которой, несомненно, имели место эталонные духовные ценности. Уверен, что и такие примеры война не спишет – примеры гуманизма, проявившегося во время войны.

- Главный действующий герой Вашего фильма века, «Отец солдата»,- Георгий Махарашвили, где встал бы во время Августовской войны?

- По-моему, в этих условиях Гергию Махарашвили надо было бы воевать на стороне Грузии и, вместе с тем, изыскать возможность, дабы нам не был перекрыт путь к нашим соседям. Гуманизм должны были проявить обе стороны. Думаю, отец солдата и в этой войне так же спас бы русского солдата, как Георгий Махарашвили - в фильме. Это же у нас в роду и генах. О высшем проявлении гуманизма рассказывает и гениальное народное стихотворение о тигре и витязе, которое УЧИТ НАС, ЧТО ПУТИ УПОРЯДОЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ И СТРАНАМИ НУЖНО ИСКАТЬ НЕ В ПРЯМЫХ И ЖЕСТКИХ МЕРАХ, НО В ГЕРОИЗМЕ И ЗАЩИТЕ РОДИНЫ, И В МИЛОСЕРДИИ! ИБО ИСТОРИЧЕСКИ ТАК БЫЛО ВСЕГДА.

Когда я проезжаю по правой набережной Куры, мимо скульптуры Амашукели, посвященной этой балладе, я осеняю себя крестным знамением.

Думаю, Георгий Махарашвили дрался бы как лев, но нашел бы и те пути, которые не позволили бы превратить соседа в вечного врага. Ключи к этому, наверно, можно было подобрать.

- Ну, так проявил же он свою высокую духовность, когда, спасая виноградник, встал перед Т-24 и даже «накостылял» молодому танкисту, мол, через немецкого ребенка, небось, не переехал бы!

- Что я, фашист, что ли… - ответил молодой танкист.

- Так, ведь и это живое существо, и как же ты на него!.. - воскликнул Махарашвили.

- Он поучает его, как отец сына. А помните следующий эпизод фильма? Георгий Махарашвили сидит, задумавшись, в кузове грузовика. Рядом сидит русский сержант и спрашивает, о чем тот думает. Георгий Махарашвили отвечает: мой сын был добрым, его воспитали хорошим человеком, а вдруг он озлобился?.. Эту сцену я включил после эпизода с танком, чтоб люди почувствовали – озлобляться нельзя, война не должна озлоблять человека, мы не должны озлобиться!

Беседовал
Армаз Санеблидзе

www.geworld.net