О переговорах между Тбилиси и Москвой относительно вступления России в ВТО, о визите Саакашвили к Доналду Трампу и других важных событиях последнего времени с нами беседует доктор политических наук, профессор Джимми Джалиашвили.
- Батоно Джимми, чем дальше, тем больше уверенности в том, что рано или поздно смена власти в Грузии произойдет по египетскому и тунисскому сценарию. Там народ десятилетиями томился под ярмом авторитарных режимов. Что вы думаете об этом и как оцениваете заявление вице-президента Америки Байдена, сделанное им недавно в Москве: «США не поддержат ни одну страну, которая решит организовать государственный переворот для смещения демократически избранного лидера»?
- Прежде всего, весь политический спектр, имею в виду оппозицию и общественность, должен проанализировать и понять, что США дают положительную оценку той автократической системе, которую мы имеем в реальности. Думаю, очень важно рассматривать эту проблему именно с этой точки зрения, так как в противном случае невозможно ответить на вопрос, который вы задали и который волнует многих.Я не раз уже говорил, что американцев вовсе не волнует степень демократии в нашей стране. У них совсем другие геополитические задачи и в Грузии, и целиком на Кавказе. Так что, будь у нас картина во сто или тысячу крат тяжелее, никто из американских официальных лиц не поддержит идею свержения Саакашвили.
Что касается Байдена, он всегда отличался лояльностью по отношению к Саакашвили, и его слова относительно того, что США не поддержат смещение правительства, избранного демократическим путем, думаю, - явный сигнал для оппозиции и общества, что Саакашвили и его окружение на данном этапе неприкосновенен. Об этом свидетельствуют высказывания и других высокопоставленных чиновников «Белого дома», если верить которым – в Грузии быстро развиваются демократические процессы, выборы проходят нормально и у населения в отношении занятости все в порядке...
- По-вашему выходит, что Вашингтон дает «добро» на все, что делает Саакашвили? Если так, то выходит, что мы имеем дело с непобедимой и безальтернативной силой в лице этого правительства.
- Хотим мы того или нет, но это так. Более того, думаю, что без поддержки Америки этот режим не протянул бы столько времени. Хотя, надо сказать, для смены власти покровительство США не является единственным сдерживающим фактором. То положение, в котором мы сегодня находимся, обусловлено в большей мере неверной политикой и неадекватными действиями оппозиции, а также, в не меньшей степени, общества...
- Вы говорили об отсутствии демократии, тогда как некоторые эксперты спорят о том, есть или нет в Грузии автократия...
- Спорить можно обо всем, но, как рядовой гражданин, утверждаю, что такого строгого авторитарного режима в Грузии еще не было. Сегодня в Грузии налицо автократическая система, которая подавляет и порабощает людей; но самое страшное то, что пока не видно конца и края, даже далекой перспективы изменения или позитивного сдвига в этой системе.Поэтому сегодня в большей части общества царит нигилизм и уверенность в том, что единственный выход из создавшегося положения – тунисский и египетский сценарий...
- Так вы не исключаете, что и у нас такое возможно?
- Логически вероятность этого должна быть велика, так как авторитарный режим, который свирепствует у нас, создает все условия, чтобы в один прекрасный день народ не выдержал бы и взорвался. Но пока в обществе нет единства, оно крайне разрознено, и именно это дает правительству возможность действовать в соответствии с принципом: «Разделяй и властвуй». Кроме того, оппозиция максимально дискредитирована, нет силы, способной направить текущий процесс в нужное русло, в стране нет оппозиционного фронта. Партии, созданные на сезон, действующие по указке властей, естественно, не станут в авангарде нации. Так что ответ на ваш вопрос - следует ожидать в Грузии развитие событий по сценарию Туниса и Египта - таков: теоретически да, но в действительности, с точки зрения готовности оппозиционного спектра и, что важно, сплоченности общества, однозначно, нет.
- Вы сказали, что Вашингтон не подержит смену правительства в Грузии. Бытует мнение, что если Европа и Америка будут давить на Саакашвили, он может предпринять какие-то неадекватные контр-шаги. Как вы думаете, принятие безвизового режима с Ираном – не было ли проявлением именно такого подхода?
- Еще раз говорю, что единственная опора этого правительства – поддержка США. Не думаю, чтобы он что-то предпринимал без согласования с Вашингтоном. Хотя есть определенный смысл в том, что Запад может оказать определенное давление на нынешние власти, так как в мире ведь не только Америка существует. Но, если это и произойдет, уверен, что Саакашвили постарается еще больше «насолить» России, а то и развязать с ней новую войну...
- Раз речь зашла о России, 9-10 марта в столице Швейцарии Берне прошли переговоры российских и грузинских дипломатов о вступлении России в ВТО. Какая перспектива у этих переговоров и является ли этот вопрос рычагом для оказания политического воздействия на Кремль?
- Начну с того, насколько важно для России членство ВТО, насколько это для нее приоритетно ижизненно необходимо. И вообще, кому больше нужно сегодня членство России в этой организации– Западу или самой России? Не следует забывать о решающей роли энергоресурсов, которые всегда служили разменной картой в игре России с Европой. А это значит, что мы противопоставляемся не только Кремлю, но почти всей Европе, и в особенности стратегическим задачам Германии. Это прекрасно понимают наши власти, поэтому в недавнем телевыступлении Саакашвили отдельно подчеркивалось, что ¬Вашингтон не оказывает давления на Грузию в связи с вступлением России в ВТО. Думаю, что основной мыслью данного заявления было то, что в отличие от Америки, Европа уже оказывает на Саакашвили определенное давление с целью форсирования процесса вступления России в ВТО...
- Но ведь и у Грузии есть свои требования относительно установления контроля над Рокским тоннелем и контрольно-пропускным пунктом на реке Псоу.
- Как раз об этом и идет речь... Такого еще не было в мировой истории, чтобы страна, проигравшая войну, ставила условия стране-победительнице. Это только мы, грузины, такие отважные. И каков результат? Мне кажется, что Грузия вообще должна отказаться от ультиматумов в отношениях с Россией и постараться наладить отношения с северным соседом. Наша политэлита раз и навсегда должна понять с кем имеет дело и насколько это государство важно для нас и будущего нашей страны. В противном случае, процессы, происходящие там, могут быть губительны для нас, в первую очередь, для простых граждан, народа, что касается правительства – оно всегда найдет для себя выход из положения...
- Как известно, Путин во время встречи с Байденом заявил, что Россия в отношении с Грузией не намерена идти на какие-либо уступки. Какой смысл вообще предъявлять России ультиматумы?
- Я слышал это заявление Путина и, по-моему, оно адресовано не Грузии и грузинскому народу, а Саакашвили и его режиму. Позиция Кремля по отношению к нынешним властям предельно ясна. До тех пор, пока во главе нашего государства будет находиться Саакашвили, российско-грузинские отношения не наладятся. Все это знают. Если наша основная задача состоит в том, чтобыустановить нормальные отношения с Россией и избежать угрозы, которая можетвозникнуть в противном случае, тогда однозначно мы должны понимать, что единственноенаше спасение – смена правительства. А это возможно только путем объединения для бескомпромиссной борьбы с режимом, имя которому «Саакашвили» и его «Единое национальноедвижение».
Джаба Жвания
www.geworld.net