ПУБЛИКАЦИИ
Нана Какабадзе: «Заключенных в тюрьмах ежедневно избивают для «профилактики»»!

patimariПровозглашённая президентом Саакашвили «нулевая толерантность» и тенденция сажать всех без разбора переполнила тюрьмы Грузии.

О сегодняшнем тяжелейшем положении в грузинских тюрьмах много говорят не только местные правозащитники, но и международные организации. Однако, несмотря на весьма острые и критические заключения многих авторитетных международных организаций, наша власть все-таки утверждает, что   грузинские   тюрьмы соответствую европейскому уровню.

Несмотря на то, что в грузинских тюрьмах в виду нечеловеческого обращения и жестоких побоев заключенные не смеют подавать голос в защиту собственных прав, в последнее время, тем не менее, увеличилось число писем заключенных из тюрем. В них они просят помощь у правозащитников и открыто говорят о том невыносимом положении, которое узаконено в грузинских тюрьмах в условиях власти Саакашвили.

О существующем положении в грузинских тюрьмах с корреспондентом ИА ГРУЗИНФОРМ беседует правозащитник Нана Какабадзе.

- В последнее время в грузинских тюрьмах увеличилось число заключенных, о чем делают резкие заявления уже даже международные организации. Госпожа Нана, как вы считаете, с каких пор отмечается в грузинских тюрьмах резкий рост заключенных?

- Сегодня в Грузии по количеству заключенных положение гораздо хуже, чем было до «Революции роз», в 2003 году. Главным является не изменение фасадов и внешнего вида тюрем, а то нечеловеческое и унижающее достоинство человека обращение, которое осуществляется со стороны администрации тюрем по отношению к заключенным.

После «Революции роз» в стране количество заключенных катастрофически возросло. В 2004 году на каждые 100 тысяч населения приходилось 164 заключенных. К 2007 году на каждые 100 000 граждан - уже 418, а в 2010 году этот показатель достиг 602 человек! А ведь даже по заявлению властей Грузии, в тюрьмах у нас находится «всего» 23 854 заключенных, а это означает, что на каждые 100 тысяч населения у нас - 538 заключенных!.. В действительности же, в Грузии число заключенных из года в год устанавливается по какому-то   особому методу, а на каждые 100 тысяч населения реально приходится, повторюсь, 602 заключенных.

Нулевая толерантность и тенденция сажать   всех без разбора давно переполнила тюрьмы. Кроме того, до «Революции роз» мониторинг учреждений исполнения наказания осуществляли многие неправительственные организации. Сегодня же эта система полностью «закрыта» для общественности, правозащитников. Установить контакт с министром пробации, исполнения наказаний и юридической помощи Грузии Хатуной Калмахелидзе просто невозможно! На телефонные звонки не отвечает не то что бы министр, но даже уборщицы…

- Сегодня наши власти одним из главных достижений называют то, что в стране число преступлений уменьшилось. Возникает логичный вопрос: если преступления уменьшились, почему возрастает число заключенных?!

- Ответ очень прост: потому, что сегодня в тюрьмы сажают невиновных людей! Может быть, уменьшились такие преступления, как ограбление, кража машин, однако параллельно с этим возросло число жестоких преступлений. Ежедневно и какие сюжеты показывают по телевидению, вы, журналисты, очевидно, знаете, лучше меня…

Это обусловлено той жестокой политикой, которую осуществляет власть против собственного населения. Ужесточение наказания не вызывает уменьшение преступлений. Единственное, что вызывает их уменьшение – это экономический фон. То есть, если в стране уменьшается уровень бедных людей - становится и меньше преступлений! У нас же, напротив, - социальный фон день ото дня все ухудшается. Исходя из этого, невозможно говорить об уменьшении преступлений.

Для любого развитого государства главным должен быть человек, общество и свобода личности. На этом должна строиться система государства. Когда же приоритетом делаешь сохранение власти, здесь излишне говорить о какой-либо демократии и правах человека.

- Министр Калмахелидзе и президент часто выставляют себя в выигрышном свете, говоря о европейском уровне грузинских тюрем. Соответствует ли это действительности?

-Заявления, которые   время от времени раздаются со стороны министра и президента Грузии о тюрьмах европейского уровня, является просто цинизмом по отношению к обществу и тем людям, которые сегодня находятся за решеткой. Сегодня в тюрьмах - невыносимое и нечеловеческое бытие, о каком европейском уровне речь!?

Эту жесточайшую политику привнес в тюрьмы в свое время Бачо Ахалая и усиленно внедрял её. Его имя стало известно не только внутри страны, но даже и за пределами Грузии. Он прославился в качестве министра - палача, убийцы, занимающегося к тому же пытками. Исходя из этого, власть была вынуждена заменить Ахалая. Однако по сегодняшний день в тюрьмах не поменялась установленная им политика. Более того, - вся кадровая политика укомплектована «по вкусу» самого Ахалая. Министры меняются, однако эти лишь внешние, фасадные изменения, поскольку внутри структуры все остается без изменений по сегодняшний день. Как отмечал сам президент, «назначь кого хочешь начальником в систему исполнения наказания, любого министра, и каждый из них окажется продолжателем политики Бачо Ахалая!» А знаете, почему? Потому, что это - политика не только начальников тюрем, это - государственная политика! Государство считает, что политика, которую проводил Бачо Ахалая в тюрьме, является правильной и необходимой! Хотя Ахалая и «убрали» (наверное, чтобы успокоить иностранцев), однако начатое им дело продолжает по сей день.

- Как должен заключенный защищать сегодня в тюрьме свои права, и вообще - насколько это возможно, госпожа Нана?

- Сегодня у заключенных,  в общем-то, потеряна мотивация бороться за свои права: как только они начинают эту борьбу, они сталкиваются со все   возрастающим сопротивление и проблемами. Чтобы заключенный не начинал защищать свои права и выражать протест, его, ради «профилактики», постоянно избивают и пытают! Кроме конкретного заключенного, который осмелиться подать голос, создают проблемы и тем заключенным, которые вместе с ним находятся в камере. Из-за этого защищающего свои права заключенного соседи по камере вынуждены отказываться от протеста, поскольку это резко портит и их положение.

Поэтому заключенные и не решаются   начинать борьбу за свои права.

Как исключение, из десяти тысяч один заключенный решается подать голос протеста. В этом случае поступающая информация исключительно тревожна. Часто следы физического воздействия видны даже при беглом внешнем осмотре заключенных. Однако о происшедшем с ними они не говорят даже своим адвокатам, поскольку после их ухода заключенные остаются еще более незащищенными в руках жестокой администрации… Заключенные весьма серьезно напуганы, просят не называть их имена, так как опасаются попасть в более тяжелое положение. Они часто говорят нам: «Нас били, но не говорите об этом, просто знайте, что с нами здесь обращаются крайне жестоко!»

- Как же изменить   положение в тюрьмах, что необходимо для этого предпринять, по-Вашему?

- Если не изменится система, которая существует сегодня в стране, ничего не поможет сложившемуся положению. У сегодняшней власти нет доброй воли, изменить положение в тюрьмах и защитить права заключенных. Пока остается эта власть положение в тюрьмах в лучшую сторону не поменяется!..

www.geworld.net